|
Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
| Выпуск 84, 2 июня 2000 |
Против ядерного лобби
АНТИЯДЕРНАЯ РОССИЯ: ОТ СЛУШАНИЙ ДО ПИКЕТОВ
СЛУШАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Российско-американские слушания в г.Ростове-на-Дону прошли на
должном уровне, несмотря на отдельные националистические взгляды
некоторой части "зеленых" и СМИ на присутствие американцев.
Эта небольшая часть считает, что "зеленые" от общения с
американцами теряют авторитет в обществе. На слушаниях широко были
представлены обе части донского казачества. И те, и другие заверили
в прямых акциях неповиновения. В тот же день по окончании слушаний
в администрации области собрали всех окружных атаманов области, и в
присутствии 25 атомщиков во главе с директором РоАЭС устроили им
прессинг. Беседа длилась 3 часа. Из всех присутствующих атаманов
только сальский сказал о том, что станция нужна, а наш восточный
атаман Саватеев изрек: "Может быть она и нужна". Остальные атаманы
остались непоколебимы.
3 июня состоится круг Войска в Новочеркасске в 10.00, где казаки
будут принимать решение о конкретных действиях. На круг приглашены
представители экологических организаций и эксперты общественной
экспертизы.
Председатель движения "За безъядерный Дон" Ирина Резникова
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
общественных слушаний "Перспективы развития безопасной
энергетики в Ростовской области"
Ростов-на-Дону, 29-30 мая 2000 г.
Ядерное разоружение, начавшееся в России и в США в результате
достигнутых договоренностей, породило ряд проблем, наиболее важной
из которых является дальнейшая судьба расщепляющихся материалов,
высвобождаемых в результате демонтажа части ядерных арсеналов двух
стран. Признавая необходимость ядерного разоружения, участники
слушаний отмечают, что выбор вариантов обращения с плутонием,
высвобождаемым из ядерных боеголовок, требует всестороннего,
взвешенного и ответственного подхода, с учетом принципа
нераспространения ядерного оружия и соблюдения экономических
интересов.
Также, в соответствии с Конституцией России, при выборе стратегий
обращения с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения,
должны быть учтены экологические критерии, а именно: предотвращение
загрязнения окружающей среды радионуклидами и соблюдение прав граждан
на благополучную среду обитания, жизнь и здоровье.
Ядерная индустрия отдает приоритет диспозиции оружейного плутония
в виде МОКС-топлива для использования в легководных реакторах, в
России это реакторы типа ВВЭР-1000. Одним из кандидатов для реализации
программы по МОКС-топливу является первый блок Ростовской АЭС, если он
будет введен в эксплуатацию. Таким образом, ядерный реактор, и без того
являющийся объектом повышенного технологического риска, при
использовании в нем оружейного плутония будет представлять еще больший
риск для окружающей среды и населения.
Необходимо констатировать, что возможности энергообеспечения
Ростовской области без пуска Ростовской АЭС далеко не исчерпаны, а
проблема энергодефицита здесь является скорее надуманной, чем реальной.
Потери энергии при ее производстве, передаче и потреблении в России
достигают почти 50 %.
Сама же Ростовская АЭС может и должна быть использована как
энергетический объект на неядерном топливе. Перепрофилирование на
наиболее экологичный вид топлива - природный газ - еще не работавшей
атомной станции технически осуществимо, экономически необременительно
и в конечном счете выгодно. Такие проекты рассматривались в разных
странах, в том числе в России, и признаны более экономичными по
сравнению с эксплуатацией атомной станции.
В связи с вышесказанным, мы считаем, что:
1. Строительство и пуск Ростовской АЭС невозможны без выполнения
следующих условий:
* обязательного учета мнения населения Ростовской области, а
также территорий других областей, прилегающих к этому объекту;
* приведения объекта и проекта Ростовской АЭС в соответствие с
требованиями существующего природоохранного законодательства РФ
и современными правилами размещения атомных станций;
* проведения обязательной независимой исчерпывающей
строительно-технической экспертизы всех объектов, зданий и
сооружений, а также основных конструкционных узлов и элементов
Ростовской АЭС;
* проведения экономического анализа эксплуатации Ростовской АЭС
в сравнении с использованием на ней других видов топлива и с
другими источниками энергии, с учетом затрат на разработку и
поддержание системы обеспечения безопасности населения в случае
чрезвычайной ситуации.
2. Использование на Ростовской АЭС, в случае ее пуска, МОКС -
топлива как энергетического сырья недопустимо ни при каких
обстоятельствах.
Касаясь проблемы использования МОКС - топлива в технологическом
цикле российских ядерных реакторов типа ВВЭР и других, участники
слушаний отмечают, что:
* проблема такого масштаба не должна решаться только в интересах
ядерной индустрии;
* Минатом России должен представить на государственную
экологическую экспертизу Концепцию обращения с плутонием,
высвобождаемым в процессе ядерного разоружения и Программу
утилизации оружейного плутония в России;
* население регионов, которые так или иначе связаны с реализацией
МОКС - программы, имеет право на полную и достоверную информацию об
основных проблемах использования плутония в виде МОКС - топлива в
реакторах АЭС; сложившаяся ситуация замалчивания информации по
данной проблеме и игнорирования общественного мнения опасна тем,
что может привести не только к социальному конфликту, но и к
непредсказуемым по своим масштабам последствиям;
* проблема обращения с плутонием, высвобождающимся в процессе
ядерного разоружения; должна быть предметом совместного обсуждения
и решения федеральных и местных органов власти, министерств и ведомств,
неправительственных организаций, и в первую очередь жителей и органов
местного самоуправления районов, прилегающих к атомным объектам, на
которых планируется хранение и использование плутония в виде МОКС-
топлива; при этом население должно быть проинформировано о
технологических решениях и мероприятиях по защите окружающей среды,
защите здоровья населения и прав людей, подверженных риску, связанному
с процессом утилизации плутония.
Участники слушаний отмечают, что назрела необходимость широкого
исследования и внедрения неядерных (возобновимых) источников энергии
в Ростовской области, что представляется более экономически выгодным
и экологически безопасным для Ростовского региона, играющего
исключительно важную роль в аграрном секторе экономики России, а также
для ныне живущих и будущих поколений.
Поэтому мы настоятельно РЕКОМЕНДУЕМ Правительству РФ совместно
с Администрацией Ростовской области организовать исследование по
возможным путям альтернативного энергообеспечения Ростовской области,
включая возможное перепрофилирование Ростовской АЭС на неядерное
топливо, в первую очередь на природный газ.
Необходимо развивать государственные и негосударственные программы
по энергосбережению и энергоэффективности. Экономия энергетических
ресурсов и эффективное использование энергии позволит не только
высвободить дополнительные энергетические мощности, но и создать
гораздо большее количество рабочих мест, чем при использовании ядерных
технологий.
Отмечая положительный опыт работы Волгоградской областной Думы,
участники слушаний настоятельно рекомендуют органам законодательной
власти местного и регионального уровня разработать и принять Положения
по обеспечению безопасности населения и окружающей природной среды в
районах расположения атомных станций и других экологически опасных
объектов, с обязательным привлечением представителей общественности
и независимых экспертов.
Участники слушаний поручают межрегиональному движению "За
безъядерный Дон" в 30-дневный срок оформить материалы слушаний,
опубликовать их и направить заинтересованным сторонам и участникам
слушаний.
Источник И.Резникова, irina@volgodonsk.cityline.ru
31 мая 2000 г.
ПИКЕТ В ТАТАРИИ
(ответ правительству, одобрившему 25 мая
ввоз радиоактивных отходов в страну)
Антиядерный пикет в Казани.
31 мая перед зданием Госсовета на центральной площади Казани
собрался пикет. Около ста человек представителей Татарского
общественного центра и Антиядерного общества Татарстана в числе
других пожеланий требовали от проходящих мимо депутатов Госсовета
принятие законов запрещающих захоранивать и провозить через
Республику Татарстан радиоактивные материалы и отходы. Пикетчики
также выступили против изменения 50 статьи Закона об окружающей
среды России. В некоторых областях России депутаты поддержали
инициативу Минатома по 50 статье. Поэтому и в Казане пикетчики
выдвинули плакаты "Не позволим изменить статью 50, превратить Россию
и Татарстан в радиоактивную свалку." Среди депутатов и присутствующих
граждан раздавались обращение Антиядерного общества Татарстана и
велся сбор подписей под обращением (см. ECO-HR.69).
Источник: ROOT@tiyrt.kcn.ru, 2 июня 2000 г.