Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 797, 4 августа 2002
                                     Право на ответственный бизнес

                ТАМАНЬ: ЖАРКОЕ ЛЕТО "ХРАНИТЕЛЕЙ РАДУГИ"

    ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ!
    На юго-западной оконечности России, на Таманском полуострове, у
самого входа в Керченский пролив, ведется строительство опаснейшего
объекта - терминала по перевалке сжиженного аммиака. Постройку
терминала и порта Железный Рог в 2 км от курортного поселка Волна и
в 10 км от станицы Тамань ведет химическая корпорация "Тольяттиазот".
    Терминал рассчитан на ежегодное хранение 2,2 млн. тонн сжиженного
аммиака и такого же количество углеводородов. Ежедневно по железной
дороге будет доставляться шесть тысяч тонн аммиака, его загрузка в
трюмы судов будет осуществляться по 2,5 километровой эстакаде-трубопроводу
в открытом море. Корпорация "Тольяттиазот" начала стройку терминала с
нарушением федеральных и местных законов, нарушается по множеству
пунктов Строительный кодекс РФ, закон об экологии и т.д. Задним числом
"Тольяттиазот" получила многие необходимые документы, но отсутствует
главное - согласие жителей района на размещение столь опасного для
жизни и здоровья людей объекта.
    На данный момент построена железнодорожная ветка до пос. Волна,
срыта вершина горы Зеленская,  трубопровод проложен на десятки
километров, ведутся работы на берегу Черного моря.
    Существует ряд объективных причин для запрещения строительства
терминала на Таманском полуострове.
    ОПАСНОСТЬ КАТАСТРОФ
    Во-первых, Таманский полуостров и, в частности, районы,
непосредственно примыкающие к участку стройки, являются зоной повышенной
геологической опасности. На полуострове находится более 70 грязевых
вулканов, многие из которых действуют. За последние 13 лет на Таманском
полуострове, относящемся к зоне девятибалльной сейсмичности, произошло
44 извержения вулканов различной степени интенсивности. Геологи не
исключают внезапного усиления активности горы Зеленской, на которой
корпорация "Тольяттиазот" уже приступила к размещению хранилища на
100 тысяч тонн аммиака - особо опасного отравляющего вещества. Во-вторых,
загрузка судов аммиаком - крайне опасная операция, которая должна
проводиться в закрытой бухте, защищенной от волн, ураганов, течений и т.п.
    Условия в месте постройки порта Железный Рог, напротив, отличаются
коварным морским течением, постоянно меняющим не только скорость, но и
направление, что приводит к образованию неожиданных воронок, водоворотов,
высоких волн, банок и мелей на морском мелководье. В среднем по погодным
условиям 146 дней в году неблагоприятны для проведения погрузочных
операций. Берег в районе постройки терминала отличается мощными
оползневыми процессами, отсутствием прочных коренных пород, непригодностью
грунтов для строительства, в том числе и насыпи железной дороги.
    Тяжесть последствий катастрофы на этом объекте может быть оценена по
официальному документу "Заключению экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы материалов "Обоснование инвестиций в
строительство пункта перевалки аммиака в Темрюкском районе Краснодарского
края" от 15 июля 1999 г. (п.5.1, стр.12) в котором указано сказано
следующее: "Радиусы зон поражения с летальным исходом (смерть) при
авариях, связанных с поступлением аммиака в атмосферу, составляют:
 - на береговом изотермическом хранилище            - 1,4км,
 - на промежуточном хранилище (ст. Вышестебливская) - 0,4 км,
 - на железной дороге                               - 0,59 км,
 -  на трубопроводе                                 - 0,78 км.
Зоны поражения средней тяжести (частичная потеря здоровья) имеет
радиус от 1,2 до 4,2 км, а площадь поражения от О,57 до 6,9 км.
При авариях в зоны поражения могут попасть островной причал, д.о.
"Факел", пос. Волна, г. Тамань, пос. Виноградный, и ст.Вышестеблиевская.
Расчётное время подхода облака аммиака к этим пунктам составляет
несколько минут".
    РАЗРУШЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    Местными жителями обнаружено, что строители разрушили культурный слой
античного поселения в районе горы Зеленской на площади более 2000 м2. Там
бульдозеры и другая тяжелая техника гусеницами и колесами давили античную
керамику, коверкали культурный слой городища. Без согласований и
разрешительных документов на не отведенной им территории велись эти
поистине разбойные работы. Ранее при прокладке железной дороги строителями
были разрушены 11 курганов и античное поселение. Комитетом по охране
историко-культурных ценностей Краснодарского края предъявлен судебный иск
к строителям по нанесенному ущербу на сумму свыше трех миллиардов рублей.
Но и это не остановило строителей. Разрушено еще одно поселение, теперь на
территории Таманского сельского округа у горы Зеленской, как впрочем,
исковеркана и сама гора.
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ
    Участок прибрежной зоны в районе строительства терминала является
одной из наиболее ценных и высокопродуктивных в рыбохозяйственном
отношении акваторий Черного моря. Строительство морской эстакады
протяженностью 2,5 километра на главных промысловых участках ставит под
угрозу существование рыболовецкого колхоза им. Хвалюна.
     АЛЬТЕРНАТИВА
     Есть разумная альтернатива всему этому грозящему нам бедствию,
альтернатива превращению Таманского полуострова в промышленную зону и
отстойник России. Это создание на этой территории национального курорта
России. Ведь Россия - самая холодная страна в мире, с резко континентальным
климатом. В результате распада СССР мы лишились курортных зон Крыма,
Одесской, Херсонской, Николаевской обл., Прибалтийского взморья,
Абхазских тёплых побережий. Осталась маленькая полоска пляжей на тёплых
берегах Азовского и Чёрного морей здесь, в Краснодарском крае. Она должна
стать не промышленной зоной, а зоной отдыха для сотен тысяч небогатых
россиян, которые не могут поехать в Анталию или в Сочи или на другие
дорогие курорты. А для  - таманцев, для десятков тысяч людей - это место
приложения сил, ума, рабочих рук, способ заработка и достойного
существования.
    ЛАГЕРЬ ПРОТЕСТА
    Приглашаем принять участие в лагере протеста против строительства
терминала по переправке сжиженного аммиака. Заезд инициативной группы
с 5 августа, начало работы лагеря - 10 августа. Проезд за свой счет,
питание предоставляется.
    КОНТАКТЫ
 1. Контактный телефон (дом) 31-3-60, innjg@ershov.marine.com
Майков Геннадий Григорьевич мэр ст. Тамань, казачий атаман.
 2. Контактный телефон (86148) 32-2-19 (дом); мобил. 902-46-72-519,
Матирная Ирина Георгиевна, председатель женсовета ст.Тамань.
 3. Контактный адрес: Лермонтова 1 - Казачий штаб.
    ЧТО БРАТЬ С СОБОЙ
    Комплект сменной одежды и обуви, спальник, пенопленовый коврик,
тент, желательно - палатку, кружку, миску, ложку, нож, спички,
индивидуальную аптечку, иголку с ниткой, паспорт или иной документ
удостоверяющий личность, деньги, чем больше, тем лучше!
    КАК ДОБРАТЬСЯ
    Поездом до Краснодара, затем автобусом до станицы Тамань.
    Автостоп от Москвы: Москва, Кашира, Воронеж, Ростов-на-Дону,
Краснодар, Крымск, направление на Порт-Кавказ, незадолго до
Порт-Кавказа идет своротка на Тамань.
          Радикально-экологическое движение "Хранители Радуги"
при поддержке СоЭС Западного Кавказа.
          Источник: Д.Капцов,d__m@mail.ru, 3 августа 2002 г.

Перейти к началу страницы