Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 773, 11 июля 2002
                                  Право на общественную активность


      ТРУДНЫЙ ВЫБОР: ШОРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ИЛИ ФОСФОРИТЫ?
         (о пользе общественных экологических экспертиз)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ТЭО "О целесообразности отработки
карстовых фосфоритов Белкинского месторождения"
           г.Междуреченск           "19" июня 2002 г.
    Экспертная комиссия, утвержденная Приказом Кемеровской региональной
общественной организацией "Агентство исследования и сохранения тайги -
"АИСТ" от 14.01.02  No 4 в составе:
    Председателя - директор РОО "АИСТ" А.Н.Арбачаков
    Членов комиссии
    кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник заповедника
"Кузнецкий Алатау", старший преподаватель НГПИ П.В.Баранов; ведущий
специалист по водным ресурсам Ф.И.Гребенев; начальник бюро охраны
окружающей среды отдела реконструкции и перспективного проектирования
ООО "Сталь КМК" А.Г.Миролюбов; доктор технических наук, профессор,
действующий член международной академии энергоинформационных наук,
член-корреспондент РАЕН и РАИН В.В.Сенкус; старший инженер бюро охраны
окружающей среды отдела реконструкции и перспективного проектирования
ООО "Сталь КМК" Н.А.Шестопалова
    Рассмотрела ТЭО "О целесообразности отработки карстовых фосфоритов
Белкинского месторождения"
    Разработанный ЗАО НТЦ "Росзолотопроект" (г.Москва)
    1. На экспертизу представлены:
  Пояснительная записка к ТЭО, разработанной ЗАО НТЦ "Росзолотопроект"
г.Москва; Выписка из протокола ГЕЗ No 3906 от 7 февраля 1963 года "Об
утверждении запасов фосфоритных руд Белкинского месторождения"; Выписка
из протокола заседания геологической секции НТС ПГО "Запсибгеология" от
19 июля 1984 года; Государственная лицензия ГОССТРОЯ РОССИИ ФЛЦ No
001748-1 от 29 декабря 1998 года на право осуществления строительной
деятельности ЗАО НТЦ "Росзолотопроект" "RUSGOLDPROJECT" с перечнем
разрешенных видов работ на основании решения Федерального лицензионного
центра; Лицензия Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды Г 171745 Регистрационный номер М 99/0194/020/Л от 04
ноября 1999 года с перечнем разрешенных видов работ на основании решения
Федерального лицензионного центра...
    Технико-экономическое обоснование целесообразности разработки карстовых
фосфоритов Белкинского месторождения и строительства выполнено ЗАО НТЦ
"Росзолотопроект", г.Москва, 2000 г. (Государственная лицензия ГОССТРОЯ
РОССИИ ФЛЦ No 001748-1 от 29 декабря 1998 года с перечнем разрешенных
видов работ на основании решения Федерального лицензионного центра;
Лицензия Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды Г 171745 Регистрационный номер М 99/0194/020/Л от 04
ноября 1999 года с перечнем разрешенных видов работ на основании решения
Федерального лицензионного центра) в соответствии с "Заданием",
утвержденным Генеральным директором ОАО "Шалымская ГРЭ", г.Таштагол
Кемеровской области.
    Заказчик проекта - ОАО "Шалымская ГРЭ". Юридический адрес: 652992,
Кемеровская область, г.Таштагол, ул. Геологическая 61
    2. Белкинское месторождение фосфоритов расположено на территории
Чилису-Анзасского округа Таштагольского района Кемеровской области.
Ближайшая к месторождению железнодорожная станция находится в городе
Таштагол, являющемся административно-хозяйственным центром...
    Район месторождения представляет собой горно-таежную местность со
слабой обнаженностью с абсолютными отметками 550-900 м, расположенную в
бассейне среднего течения р.Пызас.
    Основной рекой является река Пызас с ее многочисленными притоками,
максимальный уровень рек в период паводков достигает 1,5-2,0 м.
    Площадь, отводимая под отработку месторождения карстовых фосфоритов
составляет 18,55 га и располагается в пределах Шорского государственного
национального парка. ТЭО предусмотрено строительство дороги длиной 21 км
при ширине 6,5 м и обочинах по 1 м, поэтому площадь земель необходимых
для дополнительного отвода составит 17,85 га. Для получения готовой
продукции предполагается строительство перерабатывающего комплекса с ее
размещением на Кочуринской площадке, расположенной на окраине города
Таштагол.
    Карстовые фосфориты распространены на всех участках месторождения.
Размер залежей колеблется от 1,5 до 450 тыс. м2, мощность - от 0,5 м до
65 м, средняя 8-11 м. Среди карстовых фосфоритов выделяются рыхлые и
камневидные разности. Содержание Р2О5 в рыхлых фосфоритах составляет
10-20%. Камневидные фосфориты, размером до 30 см, очень редко до 50 см,
содержат Р2О5 от 15% до 30%. Распространение камневидных фосфоритов
неравномерно, в основном на контактах и в подошве в виде линз и
пропластков. В этих местах они составляют до 60% рыхлой массы. Минеральный
состав рыхлых фосфоритов представлен фосфатом (фторкарбонатапатит),
глинистыми материалами, кварцем, полевыми шпатами, слюдой...
    Перечень возможных ограничений хозяйственной деятельности
    Белкинское месторождение карстовых фосфоритов находится в пределах
"Шорского государственного национального природного парка", в связи с
этим в ТЭО для снижения влияния разработки месторождения на природу района
предусматривается ряд мероприятий:
 * размещение промплощадки обогатительной фабрики не в районе расположения
месторождения карстовых фосфоритов, а на окраине г.Таштагол;
 * транспортирование добытой руды автотранспортом на Кочуринскую площадку,
автотранспорт арендуется у местных автотранспортных предприятий и в районе
карьера не предусматривается его ремонт, обслуживание и заправка;
 * к отработке рекомендуются только карстовые фосфориты, их добыча проводится
без буровзрывных работ при минимальном количестве горного оборудования;
 * на прикарьерной площадке не строятся капитальные сооружения;
 * объем вскрышных пород незначителен, и по мере разработки карьера они
будут возвращаться в выработанное пространство с проведением рекультивации;
 * для снижения пылеобразования предусматривается регулярная чистка и полив
автодорог (руда в карьере влажная - 21%);
 * горные работы ведутся только в светлое время суток (2 смены) и в теплый
период года, в холодное время горно-транспортные работы прекращаются, и
все оборудование переводится на промплощадку;
 * на прикарьерной площадке предусматриваются необходимые мероприятия и
сооружения для сбора бытовых отходов и хозфекальных стоков.
    Воздействие на окружающую среду, природоохранные мероприятия и их
эффективность
    Неглубокое залегание карстовых фосфоритов предопределило открытый
способ их разработки по транспортной схеме. Разработка залежи осуществляется
горизонтальными слоями (уступами) высотой 5,0 м. Длина карьера 600 м,
ширина 350 м, площадь по поверхности 193,2 тыс. м2, площадь отрабатываемой
вскрыши 185,46 тыс. м2, объём вскрышных пород, в том числе
почвенно-растительный строй 259,6 тыс. м3 29,0 тыс. м3,влажность
руды 21%...
    Вскрышные породы вывозятся во внешний отвал, расположенный за контуром
карьера на расстояние 200 м. Транспорт пород осуществляется автосамосвалами
грузоподъёмностью 13 т. Перемещение и разравнивание вскрышных пород
осуществляется бульдозером Б-170М1.01Е...
    По завершению горных работ объектами рекультивации являются карьер и
внешний отвал вскрышных пород. Эти работы также являются источниками
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу...
    Технологическая схема переработки руды включает в себя:
 * складирование сырой (влажной) недроблёной руды;
 * дробление руды до крупности 40 мм;
 * сушка до остаточной влажности 1,5 %;
 * сухое измельчение в вентилируемом режиме до крупности 0,18 мм;
 * улавливание пыли, выделяющейся при сушке, измельчении, а также в
           процессе транспортировки;
 * контрольное грохочение измельченной руды по классу 0,18 мм;
 * складирование готовой фосфоритной муки в промежуточном бункере;
 * затаривание готовой фосфоритной муки в мешки массой 50 кг...
    Расчёты выбросов в атмосферу оксида углерода, углеводородов, диоксида
азота, сажи и диоксида серы производились для четырёх автомобилей в
карьере и трёх автомобилей на промплощадке обогатительного комплекса.
Заправка техники на прикарьерной площадке осуществляется от заправщика на
рабочем месте.
    Кроме газообразных веществ, при работе в карьере и на отвале образуется
пыль. Уровни загрязнения атмосферы определялись по аналогам (карьру
стекольных песков в Липецкой области) и по мнению авторов не превысят ПДК
на границе санитарно-защитной зоны без учёта фоновых концентраций...
    На складе готовой продукции также образуется пыль при повреждении тары
затаренной продукции.
    Платежи за выбросы в атмосферу не определялись.
    В ТЭО определена граница санитарно-защитной зоны Белкинского
месторождения карстовых фосфоритов в соответствии с СанПиН
2.2.1/2.1.1.1031-01 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов (п.4.1.3) размером 300 м.
    3. ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 1. Технико-экономические показатели отвечают условиям принятой технологии
отработки карстовых месторождений фосфоритов.
 2. Нет решения местного органа исполнительной власти о предварительном
согласовании места размещения объекта.
 3. Отсутствуют материалы, полученные от местной администрации и органов
государственного надзора, в т.ч.:
 * характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и
   состояние природной окружающей среды,
 * данные о существующих источниках загрязнения и др. сведения в
   соответствии с требованиями природоохранных органов,
 * санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства.
   Перечисленные требования предъявляются в соответствии со СниП 11.01.95.
 4. Отсутствует согласование использования участка лесного фонда с
владельцем.
 5. Не рассмотрены альтернативные варианты размещения месторождения
карстовых фосфоритов и не рассмотрен "нулевой" вариант, то есть отказ от
целесообразности отработки месторождения карстовых фосфоритов.
 6. Не приведен маркетинговый анализ современного состояния рынка
фосфатных удобрений. В параграфе 1.6 говорится, что проводились полевые
и лабораторные испытания по применению фосмуки с целью повышения
урожайности культур на полях Кемеровской области и Красноярского края,
которые показали "высокую эффективность применения", но не указаны
конкретные цифры повышения урожайности и культуры, задействованные в
эксперименте.
 7. Нет сравнительного анализа различных альтернативных вариантов
разработки и обогащения руд карстовых фосфоритов.
 8. Нет информации по техусловиям для отводимых участков, как и самих
документов по отводу данных участков для проектирования.
 9. Отсутствуют технические условия на водоснабжение и водоотведение.
 10. Отсутствует характеристика леса, произрастающего на территории
проектируемого каръера: породный состав, возраст, объем, бонитет,
полнота, тип леса.
 11. Отсутствует информация о видовом разнообразии флоры и фауны, о
мерах их охраны. В районе разработки месторождения могут обитать животные,
занесенные в Красную книгу Кемеровской области (три вида млекопитающих,
четыре вида птиц, один вид пресмыкающихся и два вида рыб).
 12. В ТЭО не уточнены ни перечень выбрасываемых в атмосферу ингредиентов
ни нормативы выбросов от объектов месторождения карстовых фосфоритов и
обогатительного комплекса. Необходимо учесть выбросы от всех источников
выбросов: работы техники на вскрыше и отработке карьера, стоянки для
размещения хозяйственных машин, гаража автотранспорта на 10 автомашин,
дизельной электростанции работы техники на внешнем отвале и
рекультивационных работах, дроблению руды, сушки руды, сухом измельчении,
контрольном грохочении измельченной руды, затаривании готовой фосфоритной
муки, котельной с водогрейным котлом ВК-22, работающем на мазуте,
автогаража с площадкой для стоянки автомобилей на обогатительном комплексе,
стоянки легковых автомобилей, машинозаправочной станции ёмкостью 65 м3 и
т.п. Необходимо представить таблицы параметров и нормативов выбросов в
атмосферу. Нет расчета приземных массовых концентраций загрязняющих веществ.
 13. Не указан вид резервного топлива и возможные выбросы от его
использования. В ТЭО неправильно определена граница санитарно-защитной
зоны обогатительного комплекса на Кочуринской площадке г.Таштагол. Размер
300 м не соответствует подразделу 4.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01
"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов". (Минздрав России, М., 2001, 21 с.). По
санитарной классификации предприятия, производящие суперфосфатные
удобрения должны иметь санитарно-защитную зону размером 1000 м.
 14. При количестве осадков в 1000-1200 мм /год  совершенно исключается
необходимость водосборных зумпфов. В то время как при проведении валки
леса, а также вскрышных работ, не исключается вероятность смыва
мелкодисперсной взвеси. Неизвестно где и как они (осадки) будет очищаться.
Т.к. нагорная канава предусматривает только отвод поверхностных вод.
 15. Для отвода ливневых стоков в карьере предусматривается нагорные канавы,
которые при оттаивании снега заполняются льдом, и талые воды в обязательном
порядке поступят в карьер. При естественной влажности руды 21% в ТЭО не
предусматривается орошение рудных забоев (с.30), при этом (с.30)
утверждается, что поглощаемость коренных пород составляет 0.175 м3 (с.30).
При такой поглощаемости можно сделать вывод, что будет либо загрязнение
подземных вод или затопление промплощадки карьера.
 16. Атмосферные осадки с рабочего горизонта и отвалов предлагается отводить
самотеком со сбросом ливневых стоков на нетронутый работами рельеф, что при
близости реки не гарантирует очистки стоков, а при развитии горных работ
уменьшает длину пути прохождения стоков по нетронутому рельефу.
 17. В ТЭО не выделена санитарно-защитные зоны реки и нет планов развития
работ второй очереди участка Белкинский.
 18. Не ясно как определили расход дождевых осадков на 1м2 в размере
0,04 м3/сут.
 19. При значительной площади месторождения и глубины отработки,
(несмотря на значительный дренаж), отсутствует объем поверхностного стока.
Атмосферные осадки из расчета общего водопритока теоретически исключаются,
в то время как сохраняется высокая влажность породы. Требуется заключение
гидрогеологов.
 20. Радиационный фон карстовых фосфоритов составляет 20-150 мкр/час
(с.14), а вмещающих пород 2-10 мкр/час, естественный радиационный фон
Земли лежит в пределах 4-20 мкр/час. Радиационный фон горной массы в
штабелях будет выше, т.к. полезное ископаемое будет более обогащенным,
чем в месторождении. Меры защиты от радиации в ТЭО не предусматриваются.
 21. Спектральным анализом установлено (с.16) наличие тяжелых металлов,
улавливание которых не предусматривается в ТЭО.
 22. В долине реки Кочура предусматривается строительство склада ГСМ,
мазутохранилище для нужд котельной. Не известно, как это будет увязано с
охраной малых рек.
 23. Отсутствуют затраты на благоустройство, озеленение.
 24. Не учтён коэффициент рельефа местности при расчете приземных массовых
концентраций загрязняющих веществ, хотя район месторождения представляет
собой горно-таёжную местность с абсолютными отметками 550 - 900 м.
 25. Не учтены также значения фоновых загрязнении, хотя бы по г.Таштаголу.
 26. Пылеподавление в жаркий день на дороге из щебня длиной 45 км при
постоянном движении 29 технологических машин не реальная задача, поэтому
выброс пыли в атмосферу будет много выше, чем предусмотрено в ТЭО.
 27. Нет информации по возможным аварийным и нештатным ситуациям, а также
необходимым мероприятиям по предупреждению и ликвидации этих ситуаций.
 28. Не уточнен состав и объемы твердых отходов.
 29. Рекультивация земель предполагается только планировочная, плодородный
слой не сохраняется, а биологическая рекультивация стоит под вопросом
решения научных исследований (с.27,72). Будет иметь место лишь выполаживание
карьера и засыпка его мертвыми вскрышными породами на толщину 0,2 м (и это
при глубине карьера в 3-5 и более метров). В п.9.4 говорится , что по
данным геологического отчета почвенно-растительный слой не превышает 15 см.
В то же время по другим сведениям на подобных высотах (около 450 м)
плодородный подзолистый слой достигает иногда метра и более. Здесь, под
пологом черневой тайги формируется редкое по богатству и видовому
разнообразию высокотравье (до 2,5 м). Ссылка на ГОСТа 17.4.3.02-85 в
качестве аргумента необязательности сохранения почвенного плодородного слоя
не корректна, так в этом ГОСТе говорится все же о 10 см , а не о 15 см.,
упоминаемые в ТЭО.
 30. Отсутствует информация о ремонтном участке, какие работы там производят.
 31. В расчете себестоимости не приведены налоги на землю, воду, отходы,
платы за недра.
 32. Не определены платежи за выбросы в атмосферу
 33. В ТЭО не предусматривается компенсация за ущерб фауне и флоре при
отчуждении земель от Шорского государственного национального парка.
 34. Не известно какие дополнительные инженерно-экологические изыскания нужны для
разработки природоохранных мероприятий и ОВОС в рабочем проекте (стр. 70)
 35. Нет данных какой водой и откуда поливают отвалы и автодороги.
 36. Не проведены общественные слушания о необходимости строительства
карьера с обогатительным комплексом...
    ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  1.Любой объект, в том числе и месторождение карстовых фосфоритов и
обогатительный комплекс, имеет свой срок службы и следовательно будет
закрыт. Поэтому желательно предусмотреть затраты на вывод объектов из
эксплуатации и биологическую рекультивацию территории.
  2. В соответствии с федеральным законом об отходах производства и
потребления в разделе "Охрана почв" необходимо предусмотреть перечень
отходов, сведения об их расходе, экологической опасности, размещении
(складировании) и использовании, а также решения по их утилизации или
складированию (захоронению).
    Перечень отходов должен быть следующим:
 * Отходы автотранспорта (лом черных и цветных металлов, отработанные
автошины, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит, отработанные
масла, отработанные фильтры);
 * Отходы ремонтного участка (огарки электродов, ветошь промасленная, лом
черных металлов);
 * Технологическое оборудование обогатительной фабрики (уловленная
циклонами и фильтрами пыль);
 * Осадок очистных сооружений;
 * Осадок выгребных ям;
 * Отработанная порода при разработке карьера Белкинского месторождения;
 * Отходы потребления (ТБО, пищевые отходы, производственный мусор).
  3. Выполнить расчет по образованию отходов производства и потребления.
  4. Привести прогноз изменений природной среды (покомпонентно) при
строительстве и эксплуатации объекта.
  5. Обосновать перечень природоохранных мероприятий по восстановлению и
оздоровлению природной среды, сохранению ее биологического разнообразия.
  6. Обосновать размер капитальных вложений в мероприятия по охране
окружающей среды (дифференцированно по видам).
  7. Предусмотреть годовые эксплуатационные расходы по содержанию и
обслуживанию основных фондов природоохранного назначения.
  8. Для складирования породы предусмотреть организацию породного отвала с
обваловочными дамбами и нагорными каналами, а также мониторинг за состоянием
окружающей среды (наблюдательные скважины, гигиенический сертификат по
определению класса токсичности породы).
  9. Необходимо предусмотреть возможность сдачи во вторичную переработку
отработанных шин, отработанных аккумуляторов, лома черных и цветных
металлов, заключить договор со "Спецавтохозяйством" о вывозе осадка очистных
сооружений, осадка выгребных ям, бытовых и производственных отходов.
Предусмотреть повторное использование на предприятии отработанных масел,
нейтрализацию электролита и сжигание обтирочной ветоши в собственной
котельной.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Намеченные в ТЭО решения НЕ соответствуют СНиП 11-01-95. Инструкция о
порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной
документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (Минстрой
России, М., 1995, 13 с.) и Пособию к СНиП 11-01-95 по разработке раздела
проектной документации "Охрана окружающей природной среды"
(ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект". М., 2000, 238 с.).
    НЕ выполнена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) на
предпроектной стадии, что не соответствует требованиям "Положения об
оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации" от 16.05.2000 г. No 372, ст.1.3.,
Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. No 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", ст.32 и ст.35.
    Рассмотрев, представленные материалы ТЭО целесообразности отработки
месторождения карстовых фосфоритов и учитывая изложенные замечания, можно
сделать вывод, что ТЭО НЕ рекомендуется к согласованию и утверждению
для реализации.
    Экспертная комиссия также отмечает, что в случае передачи земель
Шорского национального парка в разработку с заменой на равноценные,
создается опасный прецедент, позволяющий в дальнейшем изымать территории
ООПТ для эксплуатации в интересах разного рода корпораций и финансовых
групп, что создает реальную угрозу сохранению биоразнообразия.
    Председатель экспертной комиссии       А.Н.Арбачаков
    Члены комиссии

Перейти к началу страницы