Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 766, 4 июля 2002
                                  Право на общественную активность


     САХАЛИН: ЭКОЛОГИ ПРОЭКСПЕРТИРОВАЛИ НЕФТЕКОМПАНИЮ-ХИЩНИЦУ
               (отрывок из длинного документа)

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ экспертной комиссии общественной экологической
экспертизы материалов <Проект <Сахалин-1> - Стадия 1 Обустройства и
добычи. Оценка воздействия на окружающую среду> компании "Эксон
Нефтегаз Лимитед".
         гг.Москва, Владивосток, Южно-Сахалинск, 12  июня 2002 г.
    Данная общественная экологическая экспертиза организована и проведена
согласно ФЗ <Об экологической экспертизе> областной общественной
организацией <Экологическая вахта Сахалина> (г.Южно-Сахалинск). Экспертиза
была зарегистрирована 01.02.2002 (No 200-01/2) администрацией
г.Южно-Сахалинска в соответствие со ст. 23 п.2. ФЗ <Об экологической
экспертизе>.
    Экспертная комиссия общественной экологической экспертизы, утвержденная
приказами областной общественной организации <Экологическая вахта Сахалина>
от 11.03.2002г. No 7 и от 05.04.2002 г. No 15 в составе: руководителя
экспертной комиссии - доктора геолого-минералогических наук, заслуженного
эколога РФ Преображенского Б.В.; ответственных секретарей Баранниковой Н.А.,
Семенова А.В., Ермаковой Г.И.; экспертов: доктора геолого-минералогических
наук Касьяновой Н.А., доктора биологических наук Лукьяновой О.А.,
доктора биологических наук, кандидата географических наук Минина А.А.,
кандидата химических наук Горохова В.К., кандидата юридических наук
Мищенко В.Л., кандидата биологических наук Спиридонова В.А., кандидата
биологических наук Кузьмич В.Н., кандидата географических наук
Арзамасцева И.С., капитана дальнего плавания Богомазова В.В., кандидата
биологических наук Ефанова В.Н., археолога Горбунова С.В., кандидата
биологических наук, чл.-корр. МАНЭБ Москаленко С.А., аспиранта МГУ
Цидулко Г.А. рассмотрела следующие представленные на общественную
экологическую экспертизу материалы:
  1. <Проект <Сахалин-1> - Стадия 1 Обустройства и добычи. Оценка
воздействия на окружающую среду> компании <Эксон Нефтегаз Лимитед>
(Далее <ОВОС Стадии 1>)...
  2. Материалы, предоставленные гражданами, общественными организациями,
учеными, в рамках  консультаций с общественностью по первой стадии
проекта <Сахалин-1>:
 * Вопросы, предложения и замечания областной общественной организации
<Экологическая вахта Сахалина> к компании <Эксон Нефтегаз Лтд.> по
экологическим аспектам первой стадии проекта <Сахалин-1> от 06.12.2001 г.
 * Результаты итогового анкетирования жителей Сахалинской области по
проекту <Сахалин-1> компании <Эксон НЛ> (январь 2002 г.).
 * Предложения Коалиции Дальневосточных общественных природоохранных
организаций <Живое Море> по экологическим аспектам первой стадии проекта
<Сахалин-1> компании <Эксон НЛ> от 28.11.2001 г.
 * Замечания по <Предварительной оценке воздействия на окружающую среду
по проекту <Сахалин-1> группы ученых от 06.12.2001 г.
 * Предварительные комментарии к краткому изложению проекта <Сахалин-1>
профессора Университета штата Аляска (США)  Рика Штейнера от 20.11.2001 г.
 * Письмо от 06.12.2001г. на имя вице-президента <Эксон НЛ> Д. Симерки
от группы ученых.
 * Репортаж со Дня открытых дверей, проведенного компанией <Эксон НЛ> 25
октября 2001г., в рамках программы консультаций с общественностью по
проекту <Сахалин-1>.
 * Выписка из протокола No 3 совместного заседания НКС по морским
млекопитающим Межведомственной ихтиологической комиссии и РОО <Совет по
морским млекопитающим> 19.11.2001г.
 * Решение Межведомственного совещания (<круглого стола>) <О современном
состоянии корейско-охотского стада азиатской популяции серого кита и мерах
по его охране> в Институте биологии моря (Владивосток) и дополнение
(особое мнение) общественной организации <Экологическая вахта Сахалина>
к этому решению (13.12.2001 г.).
 * Брошюра <Профилактика разливов нефти и подготовка к борьбе с ними в
Принс-Уильям-Саунд>, Аляска, США (1999).
 * Заметки о поездке на Аляску в рамках обмена опытом по строительству и
эксплуатации трубопроводов, организованной PERC с 03 по 17 июня 2001г.
 * Об общественных слушаниях по проекту Сахалин-1 (ноябрь 2001г.),
предложениях и вопросах рыбацкой общественности. Письмо от 07.12.01
No 255 от Ассоциации рыбопромышленников Сахалина компании <Эксон НЛ>.
    1. История вопроса
    1.1. Площадь проекта <Сахалин-1> включает три морских месторождения
на северо-восточном шельфе острова Сахалин:  Чайво (открыто в 1979г.);
Одопту (открыто в 1977г.); Аркутун - Даги (открыто в 1989г.).
    1.2. С целью освоения вышеуказанных месторождений создан международный
Консорциум в современном составе: оператор проекта - зарегистрированная на
Багамских островах компания <Эксон Нефтегаз Лимитед> (30%), японская
компания  <Сахалин Ойл Девелопмент Кооперейшн Компани,  ЛТД> (СОДЕКО)
(30%), российские компании ЗАО <Сахалинморнефтегаз - Шельф> (СМНГ) (11,5%)
и ЗАО <Роснефть - Астра> (8,5%), индийская компания <ОНГК Видеш Лтд> (20%).
    1.3. В 1994 г. Технико-экономические расчеты целесообразности освоения
Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского месторождений на шельфе
острова Сахалин (проект <Сахалин-1>) получили отрицательное заключение
государственной экологической экспертизы.
    1.4. В 1995 году Правительством Российской Федерации, Администрацией
Сахалинской области и участниками Консорциума было подписано Соглашение о
разделе продукции (СРП) по проекту <Сахалин-1>. После объявления о
вступлении в силу Соглашения о разделе продукции, Консорциум заявил о
начале оценочного бурения по геологическому изучению недр в рамках проекта
<Сахалин-1>, которое продолжалось до 2001 г. Результаты геологического
изучения недр показали, что все три месторождения  (Чайво, Одопту,
Аркутун-Даги) являются рентабельными.
    1.5. Первая стадия разработки проекта <Сахалин-1>, как указывается
разработчиками <ОВОС Стадии 1>, базируется в основном на добыче нефти, но
предусматривает также продажу некоторой части газа на российском рынке.
Суммарная добыча нефти на всех трех месторождениях может поддерживаться
на уровне 12 млн. тонн в год в течение более 10 лет, а экспорт газа может
обеспечиваться в течение более 40 лет. Согласно прогнозов, экспорт газа в
Японию начнется не позднее 2008 г. с выходом на стабильный уровень 22 млн.
м3/сут. к 2015 г. Капиталовложения в рамках Стадии 1 проекта <Сахалин-1>
составят 4,5 млрд. долларов США...
    3. Общие замечания о качестве представленных материалов
    3.1. Все эксперты отмечают явную недостаточность представленных
материалов для проведения экологической экспертизы Стадии 1 проекта
"Сахалин-1"...
    3.2. При рассмотрении документов не представляется возможным
установить разработчика ОВОС или ответственного за его разработку...
    3.3. Общий анализ представленных на экспертизу материалов ОВОС показал,
что в целом информация недостаточна для работы экспертной комиссии...
    5. Анализ материалов по оценке воздействия на окружающую среду
    5.1. Геологические условия
    5.1.1. Эксперты отмечают, что анализ предоставленных на экспертизу
материалов <ОВОС Стадии 1> показывает недостаточность исходной
информации о геологическом строении региона и геологических процессах...
    5.1.2. Анализ материалов <ОВОС Стадии 1> выявил слишком много
пробелов в оценке геологических условий, ставящих под сомнение саму
возможность достижения экологической безопасности при планируемой
широкомасштабной нефтегазовой деятельности на Сахалине...
    5.1.3. В <ОВОС Стадии 1> также занижены масштабы возможного поражения
окружающей среды в случае аварий...
    5.2. Почвы
    5.2.1. Описание почвенного покрова весьма поверхностное...
    5.3. Наземная флора и фауна
    5.3.1. Отмеченное выше отчуждение земель и уничтожение почвенного
покрова прежде всего повлечет за собой уничтожение растительности на
отчуждаемых территориях. Реализация проекта отразится на существовании
183 видов сосудистых растений региона...
   5.3.2. Растения, занесенные в Красную Книгу, находятся под охраной
Закона и за их уничтожение необходимо нести ответственность, в том числе
материальную. Однако, <в соответствии с четко определенными положениями
Соглашения о разделе продукции по проекту Сахалин-1 и действующему
законодательству РФ, относящемуся к Соглашению о разделе продукции,
компания ЭНЛ и консорциум <Сахалин-1> освобождены от компенсационных
выплат за ущерб окружающей среде> (том 4, стр.7.4-7)...
    5.3.3. При всей добротности и обширности описаний животного мира под
вопросом остается достоверность и сопоставимость данных, например, о
плотности населения птиц и млекопитающих...
    5.4. Птицы
    5.4.1. В зоне проекта обитает 34 вида птиц, занесенных в Красные Книги,
в т.ч. белоплечий орлан и охотский улит - наиболее уязвимый виды, не
терпящие беспокойства. Причем заливы Чайво и Пильтун являются важнейшими
местами гнездовий, что крайне важно для репродуктивности популяций. В
районе этих заливов нефтепроводы планируется проложить непосредственно
через места гнездования и кормовые участки краснокнижного белоплечего
орлана, что самым негативным образом отразится на значительном количестве
обитающих здесь пар. Буровая площадка на Чайво, мост через этот залив и
БКП также окажут значительное воздействие на места гнездования белоплечего
орлана, а кроме того и на гнездовья охотского улита, сахалинского
чернозобика, длинноклювого пыжика, на колонию камчатской (алеутской)
крачки на острове Врангеля в заливе Пильтун.  Соответственно, эти виды
редких и уникальных птиц окажутся под значительным негативным воздействием
во время строительных работ и эксплуатации объектов...
    5.6. Поверхностные воды.
    5.6.1. Анализ  материалов раздела 7.3 (том 4) <Оценка воздействия на
поверхностные воды, мероприятия по их защите> показывает неподготовленность
и декларативность приведенных данных, похожих скорее на описание общих
методических подходов, нежели на действительную оценку воздействия. При
этом <мероприятия по защите> занимают лишь 2,5 страницы, из которых
непосредственно защите рек при прокладке нефтепровода уделено ровно
4 предложения в одном небольшом абзаце (стр.7.3-50)...
    5.7. Морская среда...
    5.7.2. Общее замечание к представленным материалам - статичность подхода.
Практически ни один из рассматриваемых процессов в экосистеме, на который
оказывается воздействие, не обсуждается в его естественной динамике....
    5.7.6. В целом, при невысокой гидродинамической активности в данном
районе следует ожидать значительного воздействия на донные ландшафты, после
которых произойдет перестройка бентосных сообществ на значительной части
залива Чихачева, и воздействие уже нельзя будет квалифицировать как
<обратимое и умеренное>, как это делается в материалах ОВОС. Оно будет,
скорее, необратимым и сильным. В связи с этим представляются слабо
обоснованными и оценки ущерба рыбным запасам в заливе Чихачева, где
одним из важнейших промысловых видов является де-кастринская сельдь. Можно
ожидать, что воздействие на биоценозы макрофитов окажет и мощнейшее
воздействие на популяцию сельди - однако,  этот вопрос в материалах ОВОС
не разбирается вовсе...
    5.7.10. Северо-восточный шельф Сахалина лежит на пересечении нерестовых
миграционных путей лососей, идущих на нерест не только в реки северного
Сахалина, но и в Амур и в другие реки Хабаровского края, а также в реки
Магаданской и Камчатской областей (в ходе траловых съемок в контрольных
уловах обнаруживались такие виды, как чавыча и нерка). Этот район является
местом скопления охотоморского минтая. В зоне развития проекта встречается
108 видов морских рыб, а на Охотское море приходится 70% всего вылова рыбы
в России. В северной части Татарского пролива, в районе потенциального
воздействия проекта, находится самая большая зона нереста минтая в
Японском море. В зоне проекта обитает 10 видов китов, 4 - в Красной книге
РФ, остальные 6 - под угрозой исчезновения в Красной Книге МСОП. Еще 13
видов китов в соседних частях Охотского моря (7 из них в Красной Книге РФ).
Все эти факты требуют неукоснительного соблюдения природоохранного
законодательства при осуществлении проекта, а также применения наилучших,
самых передовых и экологичных технологий в мире. Однако, этого не
происходит. Тому примеры - решение прокладывать нефтепроводы траншейным
способом через заливы, отказ оператора проекта платить за загрязнение,
размещение отходов и ущерб природной среде, планы по использованию
буровой платформы 1984 г. постройки, приспособленной к разведке
месторождений, а не к их освоению, планы по строительству причалов прямо
на единственном известном в мире пастбище исчезающих западных серых
китов.
    5.7.11. Татарский пролив (его северная часть) является местом обитания
калуги - ценной крупной рыбы семейства осетровых. Ввиду отравления Амура
промышленными и бытовыми стоками, калуга теперь не идет в Амур, а заходит
в реки северо-западного Сахалина, причем в 2001 г. наблюдалась даже в
средней части Сахалина (р.Най-Най). В целях сохранения даже одного этого
вида нельзя подвергать Татарский пролив опасности нефтяного загрязнения.
    5.8. Морские млекопитающие
    5.8.1. В разделе 7.6 проектных материалов приведено достаточно большое
количество ссылок на работы о влиянии различного рода антропогенных
факторов на морских млекопитающих, однако, чаще всего говорится о
минимальном, незначительном или кратковременном воздействии этих факторов.
Такой подход к освещению проблемы представляется неверным и однобоким.
Прослеживается пристрастность в цитировании научной литературы.
   5.8.2. К сожалению, разработчики допускают серьезные ошибки,
свидетельствующие о слабом знании биологии морских животных...
   5.8.3. Для разработки месторождения <Одопту> проектом предусмотрено
строительство причалов на Пильтунской косе. Месторасположение причалов
совпадает с центром нагульного пастбища охотско-корейской популяции серых
китов, занесенной в Красные Книги РФ и МСОП, как вид, находящийся под
угрозой исчезновения...
   5.8.4. Строительство береговых пирсов и морского трубопровода от
платформы <Орлан> на берег перекроет миграционный коридор западных серых
китов, и окажет, таким образом, негативное воздействие на их популяцию...
Совокупное (кумулятивное) воздействие, которое может оказывать деятельность
по разведке и добыче нефти и газа на серых китов, особенно на истощенных
особей, наблюдаемых в 1999, 2000 и 2001 годах, вызывает значительное
беспокойство. Истощенные киты будут иметь прослойку жира ниже нормы и
нуждаться в полноценном кормлении максимально возможное количество дней.
Дополнительно важно учитывать потенциальное воздействие на самок с
детёнышами, беременных самок, зрелых самок, которые должны зачать следующей
зимой. Эти зрелые самки, некоторые из которых классифицировались как
<истощенные>, также нуждаются в эффективном кормлении максимальное
количество дней до начала их миграции на юг. Если киты вытесняются из
своих мест кормления даже временно, в результате деятельности по
разработке месторождений по проекту <Сахалин-1>, увеличение уровня
популяции может быть сильно затруднено. В настоящее время в популяции
идентифицированы только 14 репродуктивных самок, и любое сокращение этого
количества самок и их детёнышей, или воспроизводства детёнышей в
результате снижения  нормы питания, вызовет упадок популяции.
    6. Предотвращение и ликвидация разливов  нефти и их воздействие на
окружающую среду
    6.1. В разделе 9 <Оценка воздействия нефтяных разливов и действия по
реагированию> компания <Эксон НЛ> исходит из весьма спорного положения,
что <при реализации проекта могут возникать небольшие разливы, и, что мало
вероятно, более значительные аварийные ситуации>. Работа по добыче нефти в
столь сейсмически опасном районе, как Сахалин, делает очень вероятным
возникновение аварийных ситуаций и разливов нефти. Мировая практика
показывает не <ничтожную вероятность аварийных разливов  на море> (стр.9-4),
а их постоянную периодичность и неизбежность, крайнюю опасность для живой
природы и слишком высокую цену за ликвидацию аварий.
   6.6. Предполагается, что среди ответных действий на разливы будут
присутствовать сжигание нефти и использование детергентов. Но уже давно
доказано, что детергенты чаще всего еще более опасны для морских
организмов, чем сама нефть...
   6.15.  Описание воздействия на бентос  опять начинается с абсурдного
заявления, что нефть не оседает на дно и не влияет на бентос...
   6.19. Нигде в проектных материалах не говорится, какими же конкретно
силами и средствами будет располагать компания для практической ликвидации
разливов различного уровня...
    7. Танкерная транспортировка нефти
    7.1. Материалы ОВОС в части воздействия на морскую среду, биоту и
биоресурсы совершенно игнорируют вопрос обеспечения безопасности
транспортировки нефти танкерами через Татарский пролив...
    7.9. В ОВОС отсутствует анализ различных факторов риска при движении
танкеров вдоль побережья с определением наиболее опасных зон, не разработаны
оптимальные маршруты нефтяных танкеров...
    7.12. Эксперты считают, что Министерству транспорта РФ необходимо
разработать и утвердить руководство  для крупнотоннажных танкеров,
осуществляющих перевозку сахалинской сырой нефти (в том числе и в
Татарском проливе) во все сезонные периоды, в котором отразить следующие
вопросы:
 * Создание центра контроля (наблюдения)  за движением транспортных
танкеров в Татарском проливе и в целом в дальневосточных водах РФ.
 * Введение рекомендованных путей следования танкеров, которые не могут
пересекать любые другие суда во время движения танкера, и в пределах
которых будет запрещено вести добычу биоресурсов любым способом. При этом
маршруты танкеров, движущихся в противоположном направлении, должны быть
обозначены раздельно.
 * Тестирование  на алкоголь капитанов и вахтенных команд танкеров,
следующих с грузом нефти из порта.
 * В наиболее опасных районах по маршруту движения ввести сопровождение
танкеров буксирными судами. В Татарском проливе из-за его оживленности и
интенсивности судоходства буксирные суда должны сопровождать танкер на
всем пути следования - от Де-Кастри до выхода за пределы российской
экономзоны.
 * Разработать процедуру уведомления береговых служб в случаях
возникновения на танкерах каких-либо технических проблем.
 * Ведение мониторинга за движением танкеров в проливе, постоянную проверку
идентичности, местонахождения и скорости движения.
 * Создание нескольких баз оборудования по ликвидации разливов нефти на
всем пути движения танкеров, размещенных в местах, максимально
приближенных  к местам наиболее вероятного разлива...
    8. Нефтепроводы
    8.4. Эксперты отмечают, что в представленных материалах отсутствует
информация о технических проектных решениях, количественной сравнительной
оценке последствий реализации различных вариантов прокладки нефтепровода
(например, подземного, траншейного и надземного способов); о количестве и
характеристиках техники и оборудования, задействованных на прокладке
нефтепровода; о конкретных планируемых способах преодоления водных преград...
    8.5. Есть множество вопросов, касающихся технических параметров
нефтепроводов и характера их эксплуатации, без ответов на которые трудно
оценивать последствия реализации проекта для природы:
 * Каким образом будет осуществляться переход через реки? Какое при этом
ожидается воздействие на окружающую среду и, особенно, на популяции рыб,
в том числе ценных пород, околоводных млекопитающих?
 * Каким способом будет прокладываться нефтепровод (над землей или под
землей) на каждом конкретном участке трассы? Какие соображения положены
в основу того или иного решения?
 * Как нефтепровод будет защищен от разрыва при землетрясениях, оползнях,
паводках и других опасных природных явлениях?
 * Какой максимальный возможный объем разлива нефти с трубопровода
прогнозируется при разрыве?
 * Каков порядок и эффективность ликвидации аварий на нефтепроводе (в том
числе и с разливами нефти) в зависимости от характера территории аварии,
времени года, масштабов аварии, наличия поблизости популяций редких и
исчезающих видов и пр.? Какие конкретные силы и технические средства будут
при этом задействованы, где они будут размещаться?
    8.9.  В проектных материалах нет описания, каким образом нефтепровод
будет защищен от повреждений при выходе из моря на сушу...
    8.12. Учитывая весь комплекс неблагоприятных геологических факторов
(высокую сейсмичность региона и в целом его активную геодинамику, наличие
активных тектонических разломов, в т.ч. в проливе Невельского), а также
весьма <буйный> характер Охотского моря с частыми штормами, возможность
образования цунами, суровую ледовую обстановку в зимний период, наличие
торосов и стамух, эксперты считают чрезвычайно опасным строительство
подводных трубопроводов  на дне Охотского моря и нефтедобывающих сооружений
на низких морских песчаных косах северо-восточного Сахалина.
    9. Управление отходами
    9.5. Существенным недостатком проектных материалов является отсутствие
какой-либо информации о глубинном захоронении промышленных отходов,
планируемом по проекту...
    9.6. С принятым решением закачивать промышленные отходы под землю
связаны достаточно большие опасения и риски...
    9.7. По мнению экспертов, глубинная закачка промышленных отходов в
глубинные проницаемые горизонты в пределах геодинамически нестабильных
территорий, непосредственно граничащих с морскими акваториями, без
проведения тщательной оценки геолого-геодинамической ситуации и
пространственно-временных изменений современного напряженно-деформированного
состояния земных недр противопоказана...
    10. Мониторинг
    10.1. На стр.13-1 указано, что работы по составлению программы
мониторинга проведены в соответствии с СТУ - однако, не совсем ясно, как
этот документ соотносится с российскими и международными нормативами и
стандартами...
    10.12. При описании основных этапов мониторинга (разд.13.3.3) опять
красиво написано, как все будет когда-то сделано, но не приведены
какие-либо сроки. Впервые появляются фоновые параметры, которые должны
быть измерены до начала проекта. Никакие конкретные цифры не приводятся.
В описании последовательности событий на подготовительном этапе явная
путаница. На самом деле сначала необходимо провести оценку фонового
состояния, затем острого воздействия при максимуме строительных работ.
Затем определить кумулятивное воздействие и снова уточнить изменение
фоновых параметров. По такой  схеме необходимо работать и в период
строительства, и в период бурения и эксплуатации...
    11. Оценка социальных и экономических последствий при реализации проекта
    11.1. Забота о местном населении, решение социальных проблем местного
населения - это первоочередная задача любого проекта, действующего на
данной территории. Проект <Сахалин-1>, к сожалению, слабо учитывает
интересы местного населения. Это заключается в следующем:
 * Разрушение среды традиционного обитания и традиционного
природопользования коренных малочисленных народов севера. Уничтожение
почв, лесов, флоры и фауны острова.
 * Вероятность потенциального уничтожения рыбных запасов - основы местной
экономики, а также традиционного питания и жизнеобеспечения всех сахалинцев,
как аборигенов, так и этнически другого населения.
 * Уничтожение и сокращение территорий традиционного природопользования, в
частности оленьих пастбищ, что уже наносит непоправимый урон пастбищному
оленеводству - основному традиционному занятию одного из самых малочисленных
народов России и мира - уйльта (ороков).
 * <Воздействие этапа строительства на социальные проблемы будет
отрицательным с возможно усилившейся тенденцией к потреблению наркотиков,
насилию и преступности из-за необычных стрессов и непривычного для многих
людей благосостояния> - этот прогноз рисует умеренную картину деградации
общества. На деле кризис может оказаться более глубоким и трагическим для
аборигенного населения северного Сахалина...
    13. Общая оценка представленных материалов и общие выводы
    13.1. Представленный <ОВОС Стадии 1> изобилует по многим разделам
голословными утверждениями о локальности возможных негативных экологических
последствий, их малой масштабности, незначимости, допустимости, тогда как
известно, что добыча нефти на шельфе на сегодняшний день является
объективно экологически рискованным предприятием. Таким образом, многие
выводы, приведенные в ОВОС, нуждаются в переоценке, доработке и
большой конкретизации. Данная ОВОС, собственно, и не ответила окончательно
на вопрос о возможности реализации проекта, его последствиях и цене
экологического риска, несмотря на его обширность и многотомность.
    13.2. Рассмотренные разделы <ОВОС Стадии 1> в современном виде серьезно
обесценивают обоснование инвестиций для дальнейшего развития проекта
<Сахалин-1> и нуждаются в серьезной переработке. Возможно, такой
отрицательной оценки разработки удалось бы избежать, если бы вся процедура
подготовки технического задания на ОВОС, планирования исследований и
отбора исполнителей строго соблюдалась в соответствии с законом, была бы
более прозрачной и позволяла бы избежать выполнения работы недостаточно
квалифицированными специалистами. Это тем более существенно, что средства,
затрачиваемые инвестором на выполнение таких работ, возмещаются в ходе
выполнения Соглашения о разделе продукции, таким образом, являются в
конечном итоге, средствами, затрачиваемыми Российской Федерацией.
    13.3. Работы по реализации первого этапа <Сахалин-1> никак не учитывают
деятельность и воздействие проекта <Сахалин-2> и возможности оптимизации и
совмещения проектов с целью снижения воздействия на окружающую среду.
    13.4. Первая стадия проекта <Сахалин-1> планируется на территории с
опасными геологическими условиями, характеризующейся высокой сейсмичностью
(до 10 баллов), наличием активных тектонических разломов, возможностью
тектонических деформаций земной коры. Вследствие этого слишком высок риск
аварий на подземных трубопроводах и объектах проекта при землетрясении и
деформациях земной коры. Поэтому необходимо внести значительные технические
изменения в проект для повышения безопасности работы объектов проекта с
учетом замечаний высказанных выше в разделах <Геологические условия>,
<Почвы>, <Воздействие на реки>, <Трубопровод>.
    13.5. Работы по проекту окажут масштабное недопустимое воздействие на
краснокнижные и другие виды растений, птиц, рыб, морских млекопитающих,
памятники археологии и природы. Между тем, в проекте практически не
предусмотрены никакие меры по охране флоры и фауны острова. В связи с этим
проект должен быть переработан таким образом, чтобы вред живой природе был
минимальным. В существующем виде проект не может быть реализован.
    13.6. Траншейный способ перехода трубопровода через нерестовые реки
недопустим из-за значительного влияния на нерестилища лососевых и места
обитания тайменя - вида, занесенного в Красную Книгу РФ. Прокладка
трубопровода под землей в сейсмоопасной зоне также чревата серьезными
авариями и разливами нефти. Эксперты рекомендуют надводный переход через
нерестовые реки - на специальных стойках или эстакадах, а также наземную
прокладку трубопровода на специальных опорах с компенсаторами,
предотвращающими порыв трубы при подвижках земной коры.
    13.7. Строительство причалов на <Одопту> и <Чайво> окажет огромное
воздействие на исчезающую охотско-корейскую популяцию серых китов,
занесенных в Красные Книги РФ и МСОП. Прокладка трубопроводов через заливы
Пильтун и Чайво нанесет ущерб кормовой базе серых китов. В связи с этим
строительство пирсов и трубопроводов через заливы  Пильтун и Чайво
категорически недопустимо.
   13.8. Танкерная транспортировка через Татарский пролив представляет
большую опасность для морских биоресурсов с точки зрения катастрофического
разлива нефти, который более чем вероятен, учитывая интенсивное судоходство
в проливе и сложную ледовую обстановку в зимний период, а также отсутствие
финансовой ответственности за разливы нефти с танкеров. Поэтому эксперты
считают, что транспортировка нефти в зимний период категорически
недопустима, а в летний период должна осуществляться только при
наличии всех мер безопасности, предложенных в разделе <Танкерная
транспортировка нефти>.
    13.9. В социально-экономическом плане реализация проекта даст
незначительное количество рабочих мест и малозаметное улучшение в
социальной сфере острова. Поступления в областной бюджет от проекта
будут незначительными ввиду освобождения компании <Эксон НЛ>,  ее
подрядчиков и субподрядчиков от всех областных налогов, сборов и
платежей на весь срок реализации СРП. Счетная Палата РФ в своем отчете о
результатах проверки проектов <Сахалин-1> и <Сахалин-2> ставит под сомнение
выгодность этих проектов для бюджетов России и Сахалинской области.
    13.10. В соответствии с законодательством РФ компания <Эксон НЛ> должна
была представить на общественную экологическую экспертизу, равно как и на
государственную, НЕ раздел <ОВОС>, а полный проект <Обоснование Инвестиций>,
включающий раздел <ОВОС>. Поэтому приказ МПР РФ об утверждении заключения
государственной экологической экспертизе по ОВОС первой стадии проекта
<Сахалин-1> может быть обжалован в суде, как не соответствующий
законодательству РФ.
    ВЫВОДЫ:
    По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия
общественной экологической экспертизы  пришла к выводу, что <Проект
<Сахалин-1> - Стадия 1 Обустройства и добычи. Оценка воздействия на
окружающую среду>  не в полной мере соответствует требованиям
природоохранительного законодательства Российской Федерации, имеет
существенные недоработки по экологическим, техническим, социальным и
экономическим  вопросам, не обеспечивает экологическую безопасность
намечаемой деятельности, и, следовательно, не может быть рекомендован к
реализации. Проект может быть доработан с учетом замечаний и предложений,
изложенных в настоящем заключении. После доработки проект может быть
вновь представлен на общественную экологическую экспертизу после
прохождения процедуры ОВОС в полном объеме и порядке, установленном
законодательством РФ об экологической экспертизе. Проект должен быть
представлен на государственную экологическую экспертизу.
    Председатель экспертной комиссии:
Д.г-м.н., заслуженный эколог РФ, главный научный сотрудник Тихоокеанского
института географии ДВО РАН, профессор кафедры Общей экологии ДВГУ,
 Преображенский Б.В.
 Ответственные секретари: Баранникова Н.А. (г.Южно-Сахалинск).
                          Семенов А.В. (г. Владивосток).
                          Ермакова Г.И. (г. Москва).
 Члены экспертной комиссии:

   Источник: Д.Лисицын, председатель совета организации "Экологическая
             вахта Сахалина", watch@dsc.ru, 2 июля 2002 г.

Перейти к началу страницы