Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 757, 25 июня 2002
                                  Право на общественную активность


      ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ

    ОБРАЩЕНИЕ
    Дорогие друзья!
    Настоящим письмом Международный Социально-экологический союз
приглашает желающих активистов экологического движения стать
общественными инспекторами "Общественной инспекции по охране
окружающей природной среды" МСоЭС.
    Ниже публикуется Порядок подачи заявлений и выдачи удостоверений.
На заседании Правления Инспекции 12 июня 2002 г. и заседании Совета
МСоЭС 21 июня 2002 г. были также рассмотрены и приняты "Концепция
развития общественной инспекции" и "План работы инспекции на 2002
год", рассылаемые мною только по листу seu_official@seu.ru - в интересах
экономии средств иных получателей.
    Эти документы, а также Устав Инспекции будут высланы по запросу на
адрес - svet@seu.ru всем заинтересованным в сотрудничестве с инспекцией
МСоЭС. Просьба распространить эту информацию по своим рассылкам,
опубликовать в Ваших печатных изданиях.
    Мне кажется, что в настоящее время нет смысла агитировать за укрепление
общественного экологического контроля - поэтому давайте работать вместе.
    Святослав Забелин, со-председатель Совета Международного
Социально-экологического союза

    ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ
И ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ИНСПЕКТОРА "Общественной инспекции по охране окружающей природной
среды" Международного Социально-экологического союза
    Общественным инспектором "Общественной инспекции по охране окружающей
природной среды" Международного Социально-экологического союза может стать
гражданин любой страны. Особенности деятельности общественного
экологического контроля и полномочия общественных инспекторов на
территории конкретной страны определяются действующим национальным
законодательством.
    Лицо, желающее стать общественным инспектором "Общественной инспекции
по охране окружающей природной среды" Международного
Социально-экологического союза, должно прислать в адрес Правления
Общественной инспекции (119019 Москва аб.ящик 211, Социально-экологический
союз, инспекция) следующие документы:
 1.Заявление с просьбой выдать удостоверение общественного инспектора
Общественной инспекции по охране окружающей природной среды"
Международного Социально-экологического союза. В заявлении должно быть
указано, что в случае утверждения в качестве общественного инспектора
"Общественной инспекции по охране окружающей природной среды"
Международного Социально-экологического союза заявитель обязуется
регулярно (не реже одного раза в два месяца) информировать Правление
инспекции о своей деятельности (выявленные нарушения, составленные акты,
результаты рассмотрения актов государственными правоохранительными и
иными органами и т.п.).
 2.Биографию, с подробным описанием личного опыта осуществления
общественного или государственного экологического контроля (выявление и
актирование нарушений законодательства, обращения в органы
государственного контроля, организация и проведение мероприятий по
осуществлению общественного или государственного экологического контроля
и т.п.).
 3.Планы или описание направлений своей деятельности в качестве
общественного инспектора по охране окружающей природной среды на
срок действия удостоверения.
 4.Рекомендации от общественных и/или государственных организаций,
действующих в сфере охраны окружающей природной среды.
 5.Две фотографии размером  3х4 см.
     Заявление рассматривается Правлением "Общественной инспекции по
охране окружающей природной среды" Международного Социально-экологического
союза в течение месяца после получения. При необходимости Правление может
запросить у заявителя или рекомендателей дополнительную информацию о
квалификации и опыте работы, что может увеличить срок рассмотрения, но не
более чем на один месяц. Предпочтение отдается лицам, имеющим опыт
осуществления общественного и/или государственного экологического
контроля.
    О результатах рассмотрения заявителю сообщается в письменном виде.
    Лица, утвержденные Правлением в качестве общественного инспектора
"Общественной инспекции по охране окружающей природной среды"
Международного Социально-экологического союза, получают:
 - удостоверение общественного инспектора "Общественной инспекции по
охране окружающей природной среды" Международного Социально-экологического
союза сроком действия не более чем до 31 декабря 2003 года;
 - заверенные копии Устава "Общественной инспекции по охране окружающей
природной среды" Международного Социально-экологического союза и
свидетельства о регистрации;
 - адреса, телефоны, электронную почту членов Правления инспекции и
сотрудничающих с ними организаций, способных оказывать инспекторам
консультационную и иную помощь и поддержку;
 - методические разработки по осуществлению общественного экологического
контроля и другую необходимую литературу - регулярно, по мере публикации.
    Информация о лицах, получивших удостоверения общественных инспекторов
"Общественной инспекции по охране окружающей природной среды" МСоЭС
публикуется на сайте МСоЭС в разделе "Общественная инспекция МСоЭС".
    Продление удостоверений общественных удостоверений "Общественной
инспекции по охране окружающей природной среды" Международного
Социально-экологического союза будет осуществляться Правлением
Инспекции по мере истечения срока действия с учетом результатов работы
инспектора или руководством филиалов Инспекции в тех регионах, где
такие филиалы будут созданы.
    В случае совершения обладателем удостоверения общественного инспектора
"Общественной инспекции по охране окружающей природной среды" МСоЭС
поступка (поступков), результатом которых является нанесение вреда
окружающей природной среде или ее объектам, или компрометирующих
Инспекцию как некоммерческое учреждение МСоЭС, Правление Инспекции вправе
досрочно прекратить полномочия инспектора, о чем, кроме него самого,
информируются рекомендовавшие его и другие экологические организации
региона его деятельности. Информация о проступке и досрочном прекращении
полномочий публикуется на сайте МСоЭС.

    КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА
    ЦЕЛИ И СМЫСЛ
    В апреле 2002 года в Московской регистрационной палате как
некоммерческое учреждение МСоЭС была зарегистрирована Общественная
инспекция по охране окружающей природной среды.
Создание общественной инспекции по охране окружающей среды
является одним из наших ответов на политику поэтапного и неуклонного
ослабления государственного экологического контроля и/или
игнорирования экологического законодательства властями России и других
стран (включая США - не думайте, что это явление только СНГ-овское).
Ответом естественным - если государство не защищает права своих граждан,
то граждане должны организовываться для защиты этих прав или терпеть.
    В связи с этим учреждение инспекции следует рассматривать как акт
политический, еще раз подчеркивающий бессилие государства в этой сфере
обеспечения безопасности и прав граждан.
    Учреждение инспекции позволяет создать и развивать инфраструктуру
для осуществления законного права граждан и их объединений на общественный
экологический контроль, предоставленного им Конституцией РФ, Законом
РФ"Об охране окружающей среды" и законодательством других стран.
    В Российской Федерации первичной правовой основой деятельности
инспекции является ч.3-5 статьи 68 Закона "Об охране окружающей
среды", посвященная муниципальному и общественному экологическому контролю,
а также природоресурсное законодательство и законодательство об обязанностях
органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области
обеспечения конституционных прав граждан и пресечения (предотвращения)
нарушения действующего законодательства (вопрос о правовых основах
деятельности инспекции в других странах нуждается в изучении).
   "3.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на
благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды.
   4.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими
объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в
соответствии с законодательством.
   5.Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды
(общественного экологического контроля), представленные в органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством."
    Однако фиксация экологических нарушений и предоставление информации о
них в органы власти не является единственной и даже главной формой
деятельности общественной инспекции. Как и во времена СССР главным и самым
действенным инструментом было, есть и будет предание гласности (известности)
фактов нарушения прав и/или законодательства. И этот инструмент с каждым
годом становится все более значимым вне зависимости от перемен (или
особенностей) в законодательстве. Во времена СССР сколь-нибудь облеченный
должностью и властью нарушитель больше всего боялся того, что о факте
браконьерства ему сообщат на работу. В нынешние "рыночные" времена
сколь-нибудь серьезные хозяйствующие субъекты больше всего боятся того же
самого - публичного обвинения в противоправной деятельности.
    Наличие у общественных организаций собственных средств массовой
информации и развитие электронных систем коммуникации и информирования
делают этот инструмент с каждым годом все более действенным, уже
сопоставимым при умелом использовании с мерами административного или
судебного воздействия.
    В связи с этим главной задачей общественной экологической инспекции
становится (наряду с традиционными задачами пресечения конкретных
нарушений, совершаемых гражданами или юридическими лицами) систематическое
воздействие на субъекты хозяйственной деятельности с целью принуждения их
к экологизации их деятельности. Статус инспекции (инспектора) как
легального органа общественного экологического контроля в этом случае
является фактором повышения социального веса личности или организации,
занимающейся "обычной" работой по охране окружающей среды - то есть
выявлением нарушений и вовлечением всех иных "агентов" влияния (власть,
правоохранительные органы, средства массовой информации, общественное
мнение) в процесс прекращения (предотвращения) деятельности, нарушающей
права граждан. Статус инспекции, учрежденной международной общественной
организацией, может быть использован (даже при неопределенных правовых
основаниях) для контроля за соблюдением международных конвенций и
соглашений об охране окружающей среды.
    ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
    Реальным фактором воздействия на "правила поведения" общественный
экологический контроль может стать только тогда, когда станет широко
распространенной формой деятельности общественных организаций и/или
отдельных активистов. Поэтому с самого начала Общественная инспекция
МСоЭС по охране окружающей среды должна стать предметом сотрудничества
Международного СоЭС и других заинтересованных общественных организаций.
В связи с этим предлагается в самое ближайшее время Правление Инспекции
сформировать из представителей МСоЭС, Гринпис, Движения Дружин по охране
природы и Российского представительства WWF как "де факто" сетевых
организаций, действующих на территории более чем одной страны бСССР.
    На втором этапе в Правление могут быть приглашены или кооптированы
представители национальных сетевых общественных экологических
организаций, согласных на такое сотрудничество (в России это может
быть, в первую очередь, ВООП).
    Первый, организационный, этап деятельности инспекции должен быть
посвящен, с одной стороны, привлечению в ряды инспекторов наиболее
опытных и активных членов сотрудничающих организаций и, с другой
стороны, обеспечению информационной (интеллектуальной),
организационной и моральной (сейчас рано говорить о материальной)
поддержки их деятельности.
    На практике Правление должно выступить, с одной стороны, как
придирчивый организатор формирования корпуса первых инспекторов, а с
другой стороны, как пропагандист этой формы активности и опыта ее
осуществления (с использованием собственных и дружественных СМИ).
В наиболее продвинутых регионах, вроде Нижегородской или Амурской
областей в России, а также в проявивших интерес странах СНГ, где есть
собственный организационный и интеллектуальный ресурс, на этом этапе
могли бы быть созданы филиалы инспекции.
    Задача первого призыва инспекторов - на практике проверить
возможность осуществления общественного экологического контроля и
выявить препятствия (барьеры), реально возникающие в процессе этой
деятельности. Задача Правления - найти способы преодоления этих
барьеров.
    Одновременно с организацией "призыва" (который лучше бы
формировать из людей, имеющих опыт экологического контроля, в том
числе из общественных и бывших государственных инспекторов охраны
природы и окружающей среды) требуется организовать и провести
детальный анализ российского законодательства с целью сведения в
единое руководство норм, на которые может опираться общественный
экологический контроль в своей деятельности. Впоследствии этот анализ
послужит в качестве хорошего или плохого примера для работы с
законодательством других стран. Первые попытки показывают, что это не
является тривиальной задачей.
    На этом этапе, который по самым оптимистичным предположениям
займет вторую половину 2002 года и весь 2003, полезным было бы
провести серию встреч инспекторов разных регионов для свободного
обмена опытом побед и поражений.
    Относительно дел второго этапа можно много "фантазировать",
поскольку очевидно, что:
- если опыт первых инспекторов будет преимущественно
положительным, то на повестку дня станет создание системы
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
инспекторов, а также постепенного создания филиалов инспекции в
субъектах РФ и в других странах СНГ;
- если опыт первых инспекторов будет преимущественно
отрицательным, то акцент будет смещен в область изменения действующего
законодательства и поиска других организационных форм осуществления
общественного экологического контроля, в том числе на базе
сотрудничества с государственными правоохранительными органами
(например, с экологической милицией).

    ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ
    Некоммерческого учреждения "Общественная инспекция по охране
окружающей природной среды" Международного социально-экологического
союза.
         12 июня 2002 г.                г.Москва
    ПРИСУТСТВОВАЛИ:
С.Забелин - Председатель Правления,
Члены Правления:
М.Гуськов,
Н.Краев,
Л.Федоров
а также
М.Крейндлин, Гринпис России,
В.Степаницкий, Представительство WWF в Роcсии.
    ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.О расширении состава Правления Общественной инспекции.
2.Об утверждении "Концепции развития Общественной инспекции по
охране окружающей природной среды" МсоЭС.
3.О плане работы Правления Общественной инспекции на 2002 год.
    1.О расширении состава Правления Общественной инспекции.
    РЕШИЛИ: Просить Совет МСоЭС назначить членами Правления Инспекции
Крейндлина Михаила Леонидовича, Гринпис России, и Степаницкого
Всеволода Борисовича, Представительство Всемирного Фонда Дикой Природы
в России.
    2. Об утверждении "Концепции развития Общественной инспекции по
охране окружающей природной среды" МсоЭС.
    РЕШИЛИ: Утвердить Концепцию развития "Общественной инспекции по
охране окружающей природной среды" МсоЭС (Приложение 1).
    3.О плане работы Правления Общественной инспекции на 2002 год.
    РЕШИЛИ: Утвердить План работы Инспекции на 2002 год:
 3.1.Разработать Правила подачи заявлений на должность общественного
инспектора - июнь - С.Забелин, М.Гуськов.
 3.2.Распространить Правила подачи заявлений на должность общественного
инспектора по сетям общественных организаций - июнь-июль - все члены
Правления.
 3.3.Организовать письмо Министерства природных ресурсов России своим
региональным подразделениям о поддержке Общественной инспекции МсоЭС -
отв.за подготовку текста В.Степаницкий. Срок - осень 2002 г.
 3.4.Содействовать утверждению Положения о внештатном инспекторе МПР РФ
через Общественные Советы при МПР - С.Забелин, Л.Федоров
 3.5.Подготовить проект Регионального правового акта об общественном
экологическом контроле - отв.М.Крейндлин, с привлечением экспертов ТЭСИ.
 3.6.Продумать процесс внесения изменений в действующее российское
законодательство, позволяющих реализацию права граждан на общественный
экологический контроль.
 3.7.Приступить к подготовке и изданию библиотечки общественного
инспектора по охране окружающей природной среды. Этап 1. Разработать
перечень возможных отдельных брошюр в соответствии с номенклатурой
действующего законодательства - июнь 2002 - М.Крейндлин.
 3.8..Организовать сбор и систематическую публикацию информации об опыте
(положительном и отрицательном) общественного экологического контроля
через издания и сайт МСоЭС и других организаций - С.Забелин, Л.Федоров.
Просить В.П.Захарова содействовать организации специального раздела об
общественном экологическом контроле на сайте МСоЭС.
 3.9.Предложить Движению Дружин по охране природы делегировать своего
представителя в Правление инспекции. Считать целесообразным включение в
Правление Общественной инспекции представителей Томской экологической
студенческой инспекции им.Л.Блинова и Амурского Социально-экологического
союза, ведущих активную инспекционную работу.
 3.10.Постоянно изыскивать возможности для организации встреч общественных
инспекторов и представителей организаций, занимающихся общественным
экологическим контролем - все члены Правления.
 3.11.В целях отработки практики подачи исков "в защиту окружающей среды"
подать иск "в защиту территории Иштуганского водохранилища" - М.Крейндлин
(по мере готовности).

     Источник: С.И.Забелин, svet@seu.ru, 25 июня 2002 г.

Перейти к началу страницы