Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 754, 22 июня 2002 |
Право на живую природу ЭКОЭТИКА В ЗАПОВЕДНОМ ДЕЛЕ (спецвыпуск ЕСО-CLUB.292-293) Школа-семинар "Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты" ("Трибуна-8") состоялась в Киеве 27-30 мая. Материалы нижеследующих рубрик иллюстрируют плодотворное сотрудничество 70 участников, приехавших на семинар из 6 стран СНГ. РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА "ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ" В заповедном деле моральные принципы должны иметь ведущее значение. Цели и мотивы создания охраняемых природных территорий - природозащитные, научные, этические, духовные, эстетические, культурологические, а не только утилитарные. Заповедная система не должна противоречить этическим и другим нематериальным ценностям, ради которых она создавалась. Участники семинара считают необходимым возрождение в заповедном деле стран СНГ этико-эстетического подхода, разработанного в конце 19-начале 20 веков И.П.Бородиным, А.П. и В.П.Семеновыми-ТянШанскими, Г.А.Кожевниковым, В.И.Талиевым, Д.Н.Анучиным и др. отечественными пионерами охраны природы. Его суть - утверждение этической ценности дикой природы, права дикой природы, растений и животных на существование независимо от их пользы для человека. Сочетание этико-эстетического и научного принципов организации заповедного дела и защиты дикой природы может оказаться эффективным не только для развития философии и идеологии, но и в практике охраны природы. Вместе с тем в современном заповедном деле еще недостаточно учитываются этические, духовные, эстетические, культурные аспекты, крайне мало внимания уделяется значимости нематериальных ценностей заповедников и других ОПТ. В наше непростое время, когда "рыночные отношения" пытаются проникнуть во все без исключения сферы человеческой жизни, включая духовные, популяризация этических принципов заповедного дела и нематериальных ценностей ОПТ представляется чрезвычайно важной задачей. Это может не только ослабить утилитарный напор на заповедники и др. ОПТ, но и будет способствовать заповеданию новых территорий, расширит общественную поддержку заповедному делу, улучшит управление заповедниками и защиту участков дикой природы, активизирует эко.образование и создание новых природоохранных традиций. В целях развития этических принципов в заповедном деле и повышения значимости нематериальных ценностей ОПТ участники семинара: 1. Рекомендуют специалистам в области ОПТ применять в повседневной работе этические принципы заповедного дела (предложены КЭКЦ, доработаны и одобрены на семинаре). 2. Рекомендуют работникам заповедников и нац.парков использовать в своей деятельности "Примерное Положение об этической экспертизе научных исследований в заповедниках и нац.парках" (разработаны А.А.Никольским, доработаны и одобрены участниками семинара). 3. Обращают внимание руководителей и сотрудников заповедников и нац.парков на необходимость использования щадящих методов научных исследований на охраняемых территориях. Считают целесообразным стандартизировать щадящие методы изучения животных. 4. Рекомендуют специалистам в области ОПТ применять на практике "Рекомендации по охране сакральных природных объектов" (разработаны семинаром). 5. Считают необходимым ввести в классификацию ОПТ стран СНГ категорию "сакральный природный объект". 6. Считают целесообразным шире проводить изучение, паспортизацию и заповедание сакральных природных объектов (священные рощи, деревья, родники, горы и т.п.), начать подготовку реестров сакральных природных объектов, для чего разработать методику по их выявлению и паспортизации. 7. Призывают представителей различных религиозных конфессий обратить внимание на развитие общественной поддержки ОПТ и защиты биоразнообразия. 8. Рекомендуют организаторам конференций и семинаров по заповедному делу проводить в рамках будущих мероприятий секции по этическим, духовным и др. нематериальным ценностям ОПТ. 9. Считают необходимым включить разделы, посвященные этическим принципам и нематериальным ценностям ОПТ, в сцецкурсы и учебники по охране природы и заповедному делу. 10. Призывают всех, кто профессионально занимается охраной и изучением природы, в первую очередь работников заповедного дела, экологов организовать разработку профессионального этического кодекса. 11. Обращают внимание руководителей заповедников и нац.парков на то обстоятельство, что любые формы туризма (включая, т.н. экотуризм) являются коммерческим природопользованием и недопустимы на территориях, где заповедный режим запрещает проведение хоз.деятельности. Туризм на ОПТ должен служить, прежде всего, задачам эко.просвещения и охраны природы - в этом его коренное отличие от всех других форм туризма. Развитие туризма в гос.заповедниках в качестве средства решения финансовых проблем противоречит целям их создания и поэтому недопустимо. 12. Рекомендуют разработать гос. стратегию развития туризма на ОПТ, определить допустимость и степень использования разных типов ОПТ в этих целях. Наиболее приемлем туризм на территориях рекреационных и хозяйственных зон нац.парков, в охранных зонах природных заповедников, на биосферных полигонах биосферных резерватов (заповедников). Участники семинара просят: - Правительство Украины - не допустить строительства мостов через природно-историческую святыню мирового значения - остров Хортица в г.Запорожье и создать на Хортице национальный природный парк. - КЭКЦ и ЦОДП - рассмотреть вопрос об организации тематического "круглого стола", посвященного проблемам защиты дикой природы, с участием представителей различных конфессий и эко.организаций. - КЭКЦ - рассмотреть вопрос об организации и проведении регулярных международных (в рамках СНГ) конференций дикой природы, опираясь на опыт коллег из США и Канады. - Деятелей заповедного дела стран СНГ - популяризировать среди коллег "Гуманитарный экологический журнал" и сайт "Гуманитарная экология и экологическая этика". - Международные и российские эко.фонды - поддержать дальнейший выпуск журнала "Охрана дикой природы" и бюллетеня "Заповедники и национальные парки", издаваемые ЦОДП. - Лидеров Движения студенческих дружин по охране природы стран СНГ - использовать идеи эко.этики в программах своих обучающих школ и семинаров. - Редакции биологических журналов стран СНГ - не публиковать работы, основанные на применении жестоких методов исследований (при наличии альтернативных методов исследований). - КЭКЦ - продолжить разработку концепции естественных прав животных и растений, а также проекта Декларации свободы для дикой природы. Участники семинара поддерживают: - Предложение КЭКЦ о создании в странах СНГ Международной Конфедерации дикой природы. - Инициативу Дарвинского заповедника по работе с Русской Православной церковью с целью духовного и экологич. воспитания населения. - Предложение Азербайджанского общества защиты животных о целесообразности налаживания тесных рабочих контактов между представителями эко.организаций и организаций по защите (покровительству) животным. - Предложение Азербайджанского общества защиты животных и КЭКЦ о проведении следующей школы-семинара "Трибуна-9" по теме "Естественные права дикой природы, растений и животных" в Киеве весной 2003 г. - Предложение Представительства МСОП для стран СНГ об объявлении 2003 г. в странах СНГ Годом охраняемых природных территорий. - Идею проведения 8 Всемирного Конгресса дикой природы на Камчатке (Россия). - Предложение о создании Ассоциации естествоиспытателей за гуманное отношение к природе. Киев, 30 мая 2002 г. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА Подготовлены Киевским эколого-культурным центром, доработаны и одобрены на Международной школе-семинаре "Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты" (Киев, 27-30.05.02) Этические принципы заповедного дела являются плодом коллективного труда многих поколений отечественных и зарубежных природоохранников. Цель этических принципов - создание внутренних, нравственных барьеров, особых "табу", запрещающих или регламентирующих определенные действия по отношению к заповедникам и другим ОПТ с позиции морали, создание особых этических традиций в заповедном деле и охране дикой природы. Речь идет не только о выработке особых корпоративных этических правил поведения работников заповедников, национальных парков и других ОПТ, но и о влиянии на общественное мнение в отношении заповедников путем повышения значимости этической ценности ОПТ и этической мотивации защиты дикой природы. Этические принципы заповедного дела могут с успехом применяться в экологическом образовании, воспитании и просвещении, с целью воздействия не только на разум, но и на душу, сердце человека, а также в менеджменте заповедников, национальных парков и других ОПТ. Этические принципы заповедного дела не являются способами принуждения людей исповедывать экологическую мораль, т.к. этика вообще не допускает элемента принуждения. Каждый человек присоединяется к ним добровольно. 1. Не навреди. 2. Цени, люби и уважай дикую природу ради нее самой. 3. Используй этичные методы науки и экопросвещения. 4. Почитай заповедную территорию как священное пространство. 5. Благоговей перед дикой жизнью. 6. Максимально соблюдай естественные права дикой природы, растений и животных. 7. Управляй так, чтобы заповедник развивался в направлении абсолютной заповедности. 8. Не стремись к получению наживы от заповедной территории. 9. Относись к заповедному делу как к самоценному доброму деянию. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЗАПОВЕДНИКАХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ Подготовлено А.А.Никольским и В.Н.Грищенко, доработано и одобрено Международной школой-семинаром "Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты" (Киев, 27-30.05.02) В заповедниках и нац.парках должен царить дух благоговения перед жизнью, а все их обитатели должны обладать исключительным правом на жизнь и защиту со стороны человека. Люди, работающие в заповедниках и нац.парках, посвятившие себя делу охраны природы, обязаны быть примером гуманного отношения ко всему живому на территории заповедников и нац.парков. Они не должны быть источником страданий или неоправданной гибели животных. Примерное положение призвано способствовать выполнению этих простых и естественных этических принципов прежде всего сотрудниками заповедников и нац.парков при выполнении ими научных исследований. Этическая экспертиза должна ответить на 2 главных вопроса. 1. Целесообразность. Насколько целесообразно, исходя из получения и распространения нового знания, мучить и убивать животных на охраняемых природных территориях, уродовать ландшафт, сокращать численность редких видов и т.п. 2. Альтернативность. Можем ли мы получить те же, или близкие по содержательному смыслу результаты, с помощью альтернативных методов исследования, не нарушая этических норм отношения к живой природе. I. Основные принципы проведения этической экспертизы 1. При возможности выбора различных методов научных исследований и экомониторинга приоритет следует отдавать щадящим методам. 2. Особо бережного отношения требуют наиболее уязвимые популяции (представляющие виды, занесенные в Красную книгу, регионально редкие виды и т.п.). 3. При выборе тем и составлении планов научных исследований в гос.заповедниках и нац.парках предпочтение следует отдавать экомониторингу и тем научным исследованиям, с помощью которых решаются непосредственные задачи охраны природы. 4. Этическая экспертиза, выполненная на основе утвержденного в заповеднике или нац.парке Положения об этической экспертизе, на данной охраняемой территории носит обязательный характер. II. Механизм проведения этической экспертизы 1. Положение об этической экспертизе может быть разработано на основе данного Примерного Положения каждым конкретным заповедником или нац.парком. Оно принимается ученым советом заповедника или нац.парка и утверждается директором. 2. Этическая экспертиза проводится членами ученого совета. По решению ученого совета к ней могут привлекаться специалисты сторонних организаций, представители общественности и органов управления. 3. Экспертиза может проводиться в следующих случаях: а) при проведении видео-, кино-, фотосъемок и аудиозаписи на территории заповедников и нац.парков следует выяснить, не обращаются ли с животными жестоко (удержание в капкане, привязывание за лапу, травля собаками или травля жертвы хищниками, болевое воздействие, с целью вызвать звуковую реакцию и т.п.); б) при проведении учетных работ на территории заповедников и нац.парков с использованием безвозвратных отловов, следует выяснить, существуют или не существуют альтернативные методы, исключающие убийство животных, но позволяющие получить аналогичные результаты; в) при проведении учетных работ на территории заповедников и нац.парков с использованием безвозвратных отловов, следует выяснить, насколько оправдана тематика, предусматривающая методы жестокого обращения с животными, с точки зрения актуальности ожидаемых результатов и возможности их использования в научных целях. Перечисленные примеры представляют собой лишь перечень наиболее ожидаемых случаев жестокого обращения с животными при проведении научных исследований. Возможность конкретных ситуаций значительно шире. Их регламентацию определяет ученый совет заповедника или нац.парка. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОХРАНЕ САКРАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ (для специалистов по охраняемым природным территориям) Подготовлены и одобрены на Международной школе-семинаре "Заповедное дело в общественном сознании - этические и культовые аспекты" (Киев, 27-30.05.02) В странах СНГ существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, ключи и т.п.), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия этносов, народов или отдельных социальных групп. Эти объекты имеют большое значение как особые места духовного единения человека с Природой. К таким объектам относятся естественные источники, отдельные деревья и целые рощи, участки леса, озера, реки, водопады, скалы, пещеры, горы, отдельные камни, острова. Они почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших эту традицию от своих предков, обладавших традиционными знаниями. Эти объекты сохраняются на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Многие из них имеют большое научное значение как эталонные образцы элементов естественного ландшафта, играют значимую роль в сохранении биоразнообразия. Однако, несмотря на традиции народной охраны таких объектов, их становится все меньше. Многие уничтожаются в результате хоз.деятельности: при добыче полезных ископаемых, геолого-разведочных работах, при вырубке лесов, мелиоративных работах, строительстве дорог, гидростанций и населенных пунктов. Многие страдают от неорганизованного туризма, отдыха и фанатичного паломничества. Особую актуальность охрана этих объектов приобретает в современных условиях в связи с начавшимся разгосударствлением собственности на землю в пределах бывшего СССР. Охрана сакральных объектов предполагает не только обеспечение сохранности их физико-географических или природных свойств, но и их сакрального содержания, поддержание традиции уважительного к ним отношения, защиту и уважение самого "духа местности", тех притягательных благоприятных энергетических свойств, которыми дорожат почитающие их люди. Сакральные природные территории важны также для развития культур коренных народов. Для сохранения сакральных природных объектов [далее СПО - ред.] рекомендуется: 1. Ввести в классификацию особо охраняемых природных территорий категорию "СПО". 2. Предусмотреть в республиканских и региональных законодательствах особую охрану СПО с исключением их территорий (с учетом охранных зон) из арендуемых и приватизируемых земель, из состава сельхозугодий, месторождений полезных ископаемых, эксплуатационных категорий лесов, мелиорируемых земель. Не допускать передачи СПО и территорий, на которых они находятся, в частную собственность, под сельхозугодья, строительство и другие виды хозяйственного освоения. 3. Проводить изучение и паспортизацию СПО. 4. Добиваться обеспечения гос. охраны СПО в качестве особо охраняемых природных территорий как важной составляющей культурного и природного наследия. 5. Содействовать научной популяризации СПО конкретных регионов путем выпуска книг, брошюр, буклетов, избегая их широкой популяризации в средствах массовой информации. 6. Принимать меры по обеспечению сохранности СПО в условиях регулярного паломничества и, если необходимо, по их элементарному благоустройству (укрытия для омовений, обустройство подходов, кострища на специально отведенных местах стоянок и т.п.). В исключительных случаях при массовых скоплениях людей посещение этих объектов должно быть организованным и упорядоченным. 7. Предусматривать в положениях о природных заповедниках, нац.парках или иных ООПТ, соответствующие меры, обеспечивающие сохранность культового значения находящихся в их границах СПО и доступ к ним паломников. 8. По возможности не допускать коммерческое использование СПО (платное посещение, разлив воды из священных источников, изготовление талисманов, оберегов и т. п.). 9. Соблюдать особую осторожность и корректность при интерпретации обрядов, связанных с СПО. Не допускать интерпретации и искажения сути совершаемых в таких местах духовных отправлений. Распространение информации о них возможно только с разрешения высшего национально- религиозного органа этноса - хранителя традиций (совет старейшин и т.д.). 10. Исключать какие бы то ни было раскопки, коллектирование, взятие проб или любое другое вмешательство, влекущее нарушение естественного состояния СПО или его территории, при изучении памятников истории, археологии, палеонтологии или иных памятников (объектов), представляющих научный интерес. 11. Осуществлять охрану СПО при полном согласии и поддержке людей, сохраняющих традицию почитания данного объекта и соблюдающих соответствующие обычаи. 12. Допускать организацию массового посещения туристами СПО только по согласованию с представителями традиционных религиозных общин и в присутствии их наблюдателя. Доступ к ним туристов должен быть организованным, упорядоченным и регламентированным. Праздные посетители таких мест должны быть осведомлены о правилах поведения в соответствии с народными обычаями и строго соблюдать существующий режим охраны конкретного объекта. 13. Содействовать строгой охране сакральных (почитаемых) животных и растений, встречающиеся как на территории СПО, так и за их пределами (напр., на территории проживания соответствующих этносов). 14. Способствовать экологической реставрации и восстановлению культурного значения СПО, экологических традиций, обычаев и обрядов, связанных с ними. 15. Не использовать виды-интродуценты при экологической реконструкции СПО. 16. Содействовать развитию уважительного отношения к СПО всех категорий населения, используя методы эко.образования и просвещения. 17. Содействовать разработке и законодательному закреплению системы санкций за нанесение ущерба СПО. 18. Включать СПО в состав местных и региональных экологических сетей или в их проекты. Э К О К Л У Б, No 292-293, 16 июня 2002 г.