Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 709, 8 мая 2002
                                            Право на живую природу

                  ОЗАБОЧЕНЫ БИОРАЗНООБРАЗИЕМ

    ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
    Региональный семинар по законодательству в области сохранения
биоразнообразия и управления ООПТ.
    Что объединяет Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан помимо их
принадлежности к тесному кругу стран Центрально-Азиатского региона,
общего славного советского прошлого и не подчиняющегося ни временным,
ни пространственным границам восточного гостеприимства? Имеется еще
одна реальная точка соприкосновения - горная система Западного
Тянь-Шаня (сложно сравнить это грандиозное творение Природы с точкой,
но, с другой стороны, все в окружающем мире относительно),
протянувшаяся более чем на 1 500 км (общей площадью - 33 тыс. кв. км)
и ставшая местом постоянного жительства 7 миллионов человек.
    Однако, даже такое величественное сооружение, созданное со всей
любовью и усердием могущественным Творцом, нуждается в постоянной
защите с нашей стороны. Достаточно отметить, что более 10% видов
растений, а также до 50% отдельных групп беспозвоночных, обитающих в
данной горной системе, являются эндемичными, встречаясь только на
территории Западного Тянь-Шаня. С целью сохранения более 3 тысяч (!!!)
видов представителей животного и растительного мира этого уникального
природного комплекса на территории трех вышеуказанных государств
создана и функционирует сеть особо охраняемых природных территорий. В
ее состав входят:
 * Сары-Челекский (Кыргызстан) и Чаткальский (Узбекистан) биосферные
   заповедники;
 * Аксу-Джабаглинский (Казахстан) и Беш-Аральский (Кыргызстан)
   заповедники;
 * Угам-Чаткальский национальный парк и Чаткальский заказник
   (Узбекистан).
    В последние годы особенно пристальное внимание Западному Тянь-Шаню
(далее по тексту - ЗТШ), как одному из ключевых экологических регионов
мира, уделяют крупнейшие международные организации, реализующие в пределах
данной горной системы масштабные природоохранные проекты. Это
Центральноазиатский Транснациональный проект Глобального Экологического
Фонда (ГЭФ), финансируемый исполнительным агентством ГЭФ - Всемирным
Банком; а также Межгосударственный проект TACIS (ТACIS - программа,
разработанная Европейским Союзом для Новых Независимых Государств и
Монголии в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических
и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами).
    Оба проекта нацелены на сохранение биоразнообразия ЗТШ, отличаясь
областью их осуществления: деятельность ГЭФ в данном направлении
акцентирована непосредственно на заповедниках, тогда как программа TACIS
в качестве основного приоритета выделяет буферные зоны этого типа особо
охраняемых природных территорий.
    Основная цель проекта TACIS - содействие устойчивому
социально-экономическому развитию населения, проживающего на прилегающих
к заповедникам территориях Западного Тянь-Шаня. Достижение данной цели
станет возможным благодаря реализации трех главных компонентов проекта:
1) Правовые вопросы;  2) Обучение и профессиональное развитие;
3) Трансграничное сотрудничество. К настоящему моменту завершена первая
часть проекта, начавшаяся 15 февраля 2001 года и предусматривавшая
обзор/анализ существующего природоохранного законодательства трех стран
с целью разработки рекомендаций по его совершенствованию и гармонизации.
    Окончание правового компонента программы TACIS, в процессе
осуществления которого были инициированы три Национальных семинара
(Алматы, Бишкек, Ташкент), ознаменовалось проведением 28 февраля 2002 года
в г.Бишкеке заключительного Регионального семинара по законодательству в
области сохранения биоразнообразия и управления особо охраняемыми
природными территориями (ООПТ).
    В работе семинара приняли участие представители парламентов,
правительств, природоохранных министерств, государственных комитетов и
ведомств, местных органов власти, заповедников и национальных парков, НПО,
СМИ Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана, а также международных
организаций. Казахстанскую делегацию возглавил г-н М.С. Ахметов -
Руководитель представительства МПРООС РК в г. Астане, Первый зам.
Председателя Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС РК.
    Ключевой момент мероприятия - презентация рекомендаций по
совершенствованию/реформированию национального природоохранного
законодательства, которые были выработаны в ходе Национальных семинаров,
проведенных в конце минувшего года в рамках каждой страны.
    К настоящему моменту стараниями созданных рабочих групп, а также
специалистов трех государств - Национальных экспертов по правовым вопросам
проекта TACIS - г-на И.Мирхашимова (Казахстан); г-на Н.Идрисова
(Кыргызстан); г-на Н.Скрипникова (Узбекистан) подготовлены рабочие планы
действий по реализации данных рекомендаций. Все планы представлены в
едином формате, имея следующую структуру:
 * Описание задачи;
 * Описание ожидаемых результатов;
 * Основные исполнители, ответственные за реализацию данных рекомендаций
   (министерства, ведомства и пр.);
 * Консультирующие учреждения;
 * Мероприятия по реализации рекомендаций (исследования, тренинги,
   консультации и пр.);
 * Соответствующие обязательства в рамках международного законодательства;
 * Необходимые кадры;
 * Бюджет;
 * Предполагаемый источник финансирования.
    Основная роль международных организаций в данном процессе, отметил в
своем выступлении г-н Йост Ван Дер Вен, Руководитель проекта TACIS,
заключается не в выполнении всего объема запланированных работ, а в
предоставлении консультаций, основанных на имеющемся мировом опыте в
решении подобных проблем, с целью предотвращения возможных (уже
допущенных в других странах) ошибок.
    В очередной раз г-н Ван Дер Вен подчеркнул настоятельную необходимость
вовлечения местных сообществ и властей в работу по долгосрочному
планированию дальнейшего развития региона Западного Тянь-Шаня. Сама
заповедная территория не должна быть при этом изолированной от данного
процесса. С другой стороны, это представляется возможным только при
условии если не унификации (пока это лишь мечты), то, по крайней мере,
скоординированности существующего природоохранного законодательства между
Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном.
    Именно в свете данной первоначальной установки специалистами всех
трех государств были проведены полный обзор и анализ правовой ситуации в
республиках. Следует отметить факт схожести последней между тремя
странами, в которых действуют Законы об Охране Окружающей Среды, об
Экологической Экспертизе, Особо Охраняемых Природных Территориях, а также
приняты Национальные стратегии по сохранению биоразнообразия. В 1998 году
все три страны подписали Межгосударственное соглашение, направленное на
сохранение горно-лесной системы Западного Тянь-Шаня, уникальной по
видовому набору флоры и фауны. К сожалению, часть упомянутых законов носит
по большей части декларативный характер, не предоставляя адекватных
механизмов их реализации.
    В соотвествии с указанным Международным соглашением, Казахстан,
Узбекистан и Кыргызстан приняли обязательство способствовать усилению
взаимного сотрудничества, благодаря чему появляется реальная возможность
воплотить в реальность давно лелеемую идею о создании между республиками
единой транснациональной охраняемой территории - Трансграничного
Природного Парка в регионе Западного Тянь-Шаня. Поддержат ли данную
инициативу Правительства трех стран?
    Как отметил в своем выступлении г-н Стивен Ходжсон, Международный
эксперт по правовым вопросам проекта TACIS, создание подобного "Парка
мира" будет способствовать сближению государств, укреплению мира, дружбы,
сотрудничества, а также развитию туризма. Факт наличия единой целостной
концепции трех государств в отношении Западного Тянь-Шаня, по мнению
г-на Ходжсона, послужит также привлечению ресурсов международных донорских
организаций.
    Тем временем, несмотря на то, что в столицах постоянно принимаются и
утверждаются жесткие нормы по охране окружающей среды, на местах с таким
же постоянством фиксируются грубейшие нарушения законодательства. Причина
подобного парадокса кроется отнюдь в чрезмерной кровожадности и
ненасытности местного населения, а в банальной физиологической потребности,
когда, попросту говоря, элементарно хочется кушать. Иными словами, резкое
падение жизненного уровня людей, проживающих на прилегающих к заповедникам
территориях, провоцирует переключение внимания со ставших недоступными
готовых пищевых продуктов на безмолвных представителей флоры и фауны.
Является ли преступлением использование животных в целях пропитания при
условии абсолютного отсутствия иных средств к существованию?
    Низкая заработная плата сотрудников охранных служб заповедников ($ 10)
также вынуждает их прибегать к нечестным способам добывания денег. Из
примера, приведенного г-ном Н.Идрисовым (Национальным экспертом Кыргызской
Республики по правовым вопросам проекта TACIS), следует, что буквально
несколько лет назад, заплатив охраннику около 200 сомов, можно было
получить беспрепятственный доступ на территорию заповедника и безбоязненно
охотиться. За "солидное" вознаграждение в 500 сомов то же лицо,
ответственное за нерушимость и неприкосновенность священных заповедных
границ, самостоятельно отстреляет и принесет прямиком на стол заказанную
дичь. На сегодня признано, что более половины охранников и лесников сами
повинны в браконьерстве. Следует ли в очередной раз упоминать о причине
подобного беззакония?
    Учитывая вышеизложенное, возникает настоятельная необходимость в
разработке программ по предоставлению местному населению возможности
получения выгоды от близрасположенных особо охраняемых природных территорий.
Специалисты Кыргызстана предлагают решить эту проблему посредством создания
общественного фонда "Аркыт", полноправными членами которого станут все
жители села Сары-Челек (около 150 домов). В Фонд с общинным соуправлением
будет направляться 80% средств, поступающих от посетительских взносов за
вход на территорию заповедника, пожертвований граждан и организаций.
Средства Фонда предполагается использовать для оказания социальной помощи
нуждающимся жителям, предоставления им грантов, кредитов, улучшения
инфраструктуры села. По мнению специалистов, данный механизм будет
способствовать усилению материальной заинтересованности местного населения,
и, как следствие, развитию бережного отношения к ресурсам заповедника. С
другой стороны, не вызовет ли подобная "соблазнительная" система острый
дисбаланс между прогнозируемым процветанием и весьма безрадостной
ситуацией, сложившейся в соседних селениях; последующую миграцию их
жителей, а, в результате, резкое увеличение численности населения поселка
Сары-Челек и появления новых, непредсказуемых проблем?
    Все это дело будущего. Пока же, как подчеркнул г-н И.Мирхашимов
(Национальный эксперт Республики Казахстан по правовым вопросам проекта
TACIS), наши отношения с Природой регулируются не высоким экологическим
сознанием, а действующим законодательством. Нормативно-правовых актов для
регулирования более чем достаточно: на сегодня Казахстаном ратифицировано
18 международных конвенций, касающихся охраны окружающей среды и ее
компонентов, 8 международных соглашений об охране отдельных видов флоры и
фауны.
    Тем не менее, при этом не следует забывать о том, продолжил г-н
И.Мирхашимов, что Западный Тянь-Шань является центром происхождения
плодовых растений, более 20 видов луков и тюльпанов, которые до сих пор
не охраняются ни государством, ни действующим Лесным кодексом. Данный
аспект до сих пор остается зияющим белым пятном в существующем
природоохранном законодательстве.
    Учитывая все изложенные проблемы, участники семинара приняли следующую
Резолюцию.
    РЕЗОЛЮЦИЯ Региональный семинар, посвященный правовым проблемам
сохранения биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (г.Бишкек, 28 февраля
2002 года):
 1. Подтверждает актуальность задач и важность предложений, представленных
в Рабочих планах, в сфере правовых реформ, направленных на сохранение
биоразнообразия.
 2. Считает необходимым пересмотреть Рабочие планы с учетом замечаний,
изменений и дополнений, высказанных в ходе работы Семинара.
 3. Рекомендует исполнительным агентствам трех стран: Республики Казахстан
(РК), Кыргызской Республики (КР) и Республики Узбекистан (РУзб) принять к
рассмотрению Рабочие планы для решения приоритетных правовых проблем.
 4. Предлагает исполнительным агентствам трех стран при выполнении Рабочих
планов обеспечить согласованный подход (гармонизацию) и сотрудничество при
разработке природоохранного законодательства.
 5. Поддерживает идею создания Трансграничного Природного Парка в регионе
Западного Тянь-Шаня и призывает Правительства трех стран предпринять
конкретные шаги для выполнения Соглашения между Правительствами РК, КР и
РУзб "О сотрудничестве в области сохранения биологического разнообразия
Западного Тянь-Шаня", заключенного в г. Бишкек 17 марта 1998 года.
 6. Предлагает проекту TACIS в тесном сотрудничестве с проектом ГЭФ
Всемирного Банка продолжить разработку концепции создания Трансграничного
Природного Парка.
 7. Предлагает трем странам создание межгосударственного координационного
органа по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня.
                        Т.Василевская, НПО "ЭкоПрессЦентр"
    КОНТАКТ: Казахстан, tacis@tienshan.samal.kz.
             Кыргызстан, wts@areopag.net. Узбекистан, wtsbio@tkt.uz
    Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 281, 5 марта 2002 г.
              OT@lorton.com

    КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН
    Подходит к концу выполнение первой фазы Каспийской экологической
Программы. Основная задача первой фазы - выработка региональной
стратегии и плана действий по  улучшению экологического состояния
Каспийского моря. Одной из частей общей стратегии является обеспечение
сохранения, восстановления и сбалансированного использования Каспийского
биоразнообразия. Выработке основополагающих принципов Стратегии и плана
действий по сохранению биоразнообразия был посвящен рабочий семинар,
который прошел в г.Баку 12-14 февраля 2002 г.
    Семинар был организован Каспийской Экологической Программой совместно
с международной организацией Fauna & Flora International. В нем приняли
участие эксперты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России, Туркменистана,
представители координационного бюро программы, межсекторальных комитетов,
министерств, курирующие биоразнообразие, частного сектора (BP-Азербайджан,
Шелл, Государственная нефтяная Компания), НПО, ISAR.
    Работа семинара чередовала пленарные заседания с работой в тематических
группах. Были образованы четыре рабочие группы по следующим направлениям:
 1. Рыбное хозяйство.
 2. Прибрежное управление и планирование.
 3. Виды-вселенцы.
 4. Загрязнение воды.
    После обсуждения каждого из вопросов в группах они выносились на
пленарное обсуждение, корректировались или уточнялись.
    На семинаре были сформулированы цели Стратегического плана действий по
сохранению биоразнообразия (СПДСБ), определены ключевые вопросы и проведен
причинно-следственный анализ проблем биоразнообразия, сформулированы задачи
для СПДСБ, намечены приоритетные действия в рамках СПДСБ. В результате были
выработаны технические предпосылки для продолжения работы над документом.
Очередной рабочий семинар по СПДСБ предполагается провести в конце мая в
Баку.
         КОНТАКТ: г.Атырау, crtc_bd@astel.kz, Большову А.А.
    Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 284, 14 марта 2002 г.
              OT@lorton.com

Перейти к началу страницы