Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 664, 24 марта 2002
                                  Право на общественную активность


           ЕКАТЕРИНБУРГ: ПРАВО НА СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ

    У НАС В ГОСТЯХ ВЕСТНИК ПРАВОЗАЩИТНИКОВ ЕКАТЕРИНБУРГА
    ДПН ИНФОРМ от 23 марта 2002 года

    ПОБЕДА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ
    Уставной суд Свердловской области признал незаконным пункт 4.6
Положения "О порядке организации и проведения в г.Екатеринбурге
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". Этот пункт
гласил, что "уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе
проводить ее, если уведомление не было подано в срок, либо получен
письменный мотивированный отказ". Основным аргументом было то, что
органы местного самоуправления не вправе осуществлять регулирование
прав и свобод человека и гражданина. Защитники Положения ссылались на
то, что пункт 4.6 фактически цитирует пункт 9 "Временного положения о
порядке уведомления органов исполнительной власти г.Москвы о проведении
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах,
площадях и в иных открытых общественных местах города", утвержденного
Указом Президента РФ No 765 от 24.05.93. Однако этот аргумент обернулся
против них, поскольку само наличие Указа как раз и означает, что
регулирование таких вопросов является прерогативой федеральных органов.
    Инициаторами отмены были Кирилл Стуков и Наташа Ермилова - юристы
ООО "Сутяжник". Кирилл - студент 5- го курса Юридической академии, а
Наташа - недавний выпускник этого вуза. "Сутяжник" - правозащитная
организация, бесплатно помогающая гражданам в судебных спорах с сильными
мира сего. Юристы "Сутяжника" активно сотрудничают со свободными (т.е.
не ФНПР-овскими) профсоюзами всего Урала. Власти всячески препятствуют их
деятельности, но ребята (а там в основном - молодежь) не сдаются. Другая
группа, боровшаяся в Екатеринбурге за свободу митингов, собраний и,
особенно, пикетирования - это Движение против насилия. Его активисты Глеб
Эделев, Саша Зимбовский и др. пытались реализовать свои права явочным
порядком. Они выходили на пикетирование независимо от того, разрешили ли
это власти, или нет. Их арестовывали, сажали на 15 суток, они объявляли
голодовку. Это, конечно, привлекало внимание общественности к проблеме
свободы собраний. Но цивильный путь решения этой проблемы оказался, как
видно, более перспективным. Впрочем, эти два пути дополняют друг друга.
                        А.Ливчак, "Архив Отписка"

    КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?
    Наше Движение занимается защитой прав призывников, экологией, помощью
местному самоуправлению. Мы защищаем права граждан в судах и других
инстанциях, а также используем в нашей работе и такую форму воздействия
Общества на Власть как всевозможные публичные мероприятия: пикеты, митинги,
демонстрации и массовые шествия. В соответствии со статьей 31 Конституции
Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирование. Федеральный закон, устанавливающий порядок проведения
публичных мероприятий, в настоящее время отсутствует. Однако Конституция
Российской Федерации, как указано в части 1 статьи 15, имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Все нормативные акты, принятые до вступления в силу
Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции. 31 статья
Конституции не содержит указаний на возможность проведения публичных
мероприятий при условии получения разрешения от властей или их уведомлении.   Тем   не   менее,   как  показала  практика,  в
городе
Екатеринбурге действует даже не уведомительный, а разрешительный
порядок проведения публичных мероприятий. Власти могут по своему
усмотрению разрешить или запретить проведение любого публичного
мероприятия. Даже заблаговременная подача уведомления в городскую
администрацию, не гарантирует участников публичного мероприятия от
произвола со стороны сотрудников милиции и других заинтересованных
ведомств. Сотрудники правоохранительных органов до сих пор используют
в своем лексиконе такие выражения как несанкционированный пикет или
митинг, отсутствующие в Российском законодательстве. К участникам
"несанкционированного" властями публичного мероприятия применяются
взыскания, предусмотренные частью 2 статьи 166-1 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях: штраф до пяти минимальных размеров
оплаты труда (свыше 400 рублей), исправительные работы до двух месяцев.
Административное задержание лиц, участвовавших в публичном мероприятии
до рассмотрения дела судьей, я считаю дополнительной мерой наказания.
Даже одна бессонная ночь, проведенная в кишащем клопами "обезьяннике"
Верх-Исетского или Кировского УВД, запомнится надолго. Если мероприятие
как бы "разрешено", то нас задерживают по любому надуманному поводу: за
мелкое хулиганство, нарушение порядка распространения продукции средства
массовой информации или нарушение правил дорожного движения. Фантазия у
наших правоохранителей богатая. Думаю, что нашим читателям было бы
интересно познакомиться с мнением независимого эксперта по этому вопросу.
Ведь эта проблема затрагивает все общественные объединения и всех жителей
России, фактически лишенных права на выражение своего мнения самым
доступным способом - с помощью публичных мероприятий.
    Консультант "Екатеринбургского движения против насилия"
                 Г.В.Эделев.

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
    В письме "Екатеринбургского движения против насилия" поднимаются
проблемы интересные и с политической, и с правовой стороны. В нем
затрагиваются вопросы реальности реализации признанных в Российской
Федерации политических прав и свобод гражданина, проблемы соотношения
текущего законодательства и основополагающих норм Конституции РФ.
Накануне очередных выборов в Государственную Думу мы лишний раз
убеждаемся в том, что после 12 декабря 1993 года еще так много не
сделано в сфере приведения нормативных актов разного  уровня в
соответствие с новыми реалиями. Ситуация, изложенная в письме, связана
с привлечением к административной ответственности лиц, нарушающих
порядок организации и проведения публичных мероприятий, в том числе
собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов. Сложность ситуации
вызывается тем, что Кодекс об административных правонарушениях РСФСР,
действующий до сих пор, определяет меры ответственности за
неправомерное поведение при массовых мероприятиях, но не устанавливает
и не может устанавливать сам порядок их проведения. Следовательно, у
граждан и правоприменительных органов возникает вопрос о правомерности
отдельных действий. Судя по всему, ответы оказываются прямо
противоположными. Органы власти ссылаются на Указ Президента РФ 1992
года, положения которого в свою очередь обосновываются статьей 19
"Декларации прав и свобод гражданина" 1991 года. В силу этих документов
публичные мероприятия должны проводиться только после предварительного
уведомления властей. Однако понятие уведомления четко не определено, так
что, отправляясь на митинг, отправьте телеграмму в городскую администрацию,
а затем всегда сможете доказать, что власти были информированы. Но видимо
есть и более верный выход из сложившейся ситуации. Статья 31 Конституции
РФ прямо и недвусмысленно объявляет признание государством нашего права
"собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги и демонстрации,
шествия и пикетирования" без всякого уведомления. Данная норма является
действующей непосредственно и не обуславливается дополнительной специальной
регламентацией. При этом право каждого лица, так или иначе, ограничено
интересами других. Этой идее соответствует положение статьи 55 Конституции:
ограничения прав и свобод допускается в той мере, насколько это необходимо
для защиты интересов других людей, основ конституционного строя,
обеспечения обороны и безопасности государства. Можно предположить, что
специальный закон о массовых мероприятиях будет содержать запреты,
направленные на предотвращение угрозы вышеперечисленным конституционным
ценностям. Всякие иные ограничения могут рассматриваться как
неконституционные. К вышесказанному можно добавить, что применительно к
конкретным населенным пунктам могут применяться собственные локальные
правила проведения массовых мероприятий, если они не противоречат
федеральным законам, конституционным положениям и общепризнанным
международным принципам. Вопрос о допустимости и недопустимости
преследования представителей "Екатеринбургского движения против насилия"
за проводимые ими пикеты является не частной проблемой данных лиц. Либо
каждый может свободно и мирно выражать свои взгляды, либо мы сначала
соглашаемся с запретом на критику власти, а затем и вовсе будем
вынуждены уведомлять местную администрацию о своем намерении дойти до
магазина группой больше трех.
       Маракулин А.Ю., старший преподаватель Юридического
                       факультета "Гуманитарного университета".

----------------------------------------------------------------------
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСТ
"Екатеринбургского движения против насилия" каждый четверг, с 16 до 17
часов у здания "Театра эстрады".
----------------------------------------------------------------------
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПРИЗЫВНИКОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
каждую  пятницу,  в 18 часов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева,
31-А,  2  этаж,  комн.  208 (угол Малышева и Банковского переулка).
НЕ ОПАЗДЫВАТЬ!
----------------------------------------------------------------------
"ВАХТА МИРА".
Еженедельные  антивоенные  пикеты  "Екатеринбургского  движения против
насилия". Каждую пятницу, с 17 до 18 часов, "на плотинке", у памятника
основателям города.
=====================================================================
"Екатеринбургское движение против насилия" (ДПН):
тел.  (код.3432)  75-25-97 (Глеб). Для писем: 620049, г. Екатеринбург,
Эделеву  Глебу Вадимовичу (до востребования) E-mail: dpn@etel.ru http:
www.ekdpn.narod.ru
=====================================================================

Перейти к началу страницы