Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 661, 20 марта 2002 |
Право на бассейновый подход в экологии УКРАИНА: НЕ МЕШАЙТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ САМОСТИЙНОСТИ (и побоку бассейновые и реигональные подходы) ПИСЬМО To: ponizova@ntserver.cis.lead.org Date: Sunday, March 17, 2002 В связи с распространенной Вами информацией об "инициативе Украины" по разработке Экологической стратегии ННГ просим для полного и объективного информирования общественности в странах бывшего СССР распространить наше Открытое письмо Министру экологии и природных ресурсов Украины С.Курыкину. Кроме того, указанная инициатива министра С.Курыкина не нашла поддержки у широкой экологической общественности Украины, что нашло свое проявление во время заседания Оргкомитета украинских НПО по подготовке к 5-ой Министерской конференции "Окружающая среда для Европы" 27 февраля 2002 г. Рабочей группе Оргкомитета поручено подготовить специальное заявление (открытое письмо) на данную тему. В.Вовк, Зам. директора Института устойчивого развития (Киев) Член Правления ВОО "Украина: Повестка дня на ХХ? век" ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Института устойчивого развития и ВОО "Украина: Повестка дня на XXI век" Министру экологии и природных ресурсов Украины господину Сергею Курыкину относительно разработки "Экологической стратегии для Новых независимых государств" Рассмотрев материалы Подготовительной встречи высокого уровня представителей Новых независимых государств (ННГ) по разработке "Экологической стратегии для ННГ", прошедшей под Вашим сопредседательством 1-2 февраля 2002 г. в Киеве с целью подготовки к 5-ой Министерской конференции в рамках процесса "Окружающая среда для Европы", Институт устойчивого развития и Всеукраинская общественная организация "Украина: Повестка дня на XXI век" заявляют следующее. 1. Инициатива Министерства экологии и природных ресурсов Украины по подготовке в рамках несуществующего международно-правового субъекта (Новых независимых государств) общей Экологической стратегии как "политического документа", который будет предусматривать "четкие обязательства по ее выполнению", по нашему мнению, нарушает государственный суверенитет Украины, ее Конституцию и законодательство и противоречит внешней политике нашего государства, проведение которой относится к компетенции Президента, Кабинета Министров и Министерства иностранных дел Украины. 2. Украина, как на уровне заявлений руководства государства, так и на уровне официальных документов, четко и однозначно определила свой стратегический курс на европейскую интеграцию во всех сферах деятельности. В частности, этот курс закреплен действующим Указом Президента Украины No 615 от 11 июня 1998 г. "Об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз". Поэтому Ваше согласие с тем, что разработка и реализация совместной Экологической стратегии "необходимы для интеграции и оптимизации природоохранной политики" в рамках ННГ, на наш взгляд, граничит с ревизией внешнеполитического курса нашего государства. 3. Украина самостоятельно реализует курс на европейскую интеграцию, который никаким образом не обусловлен или связан с аналогичным курсом других стран бывшего СССР. В отличие от большинства из них Украина имеет специальноый Договор о партнерстве и сотрудничество с Европейским Союзом (ДПС), который создает широкую правовую базу для партнерства со странами ЕС, в частности в сфере охраны окружающей среды (Статья 63 Договора). Кроме того, упомянутый Указ Президента Украины четко определяет, что "правовой базой сотрудничества в области охраны окружающей среды является ДПС, международные договора и соглашения про безопасность окружающей природной среды, сторонами которых являются Украина и ЕС", и не предусматривает участия Украины в какой-либо общей политике в рамках ННГ относительно сотрудничества с ЕС. В частности, Украина постепенно гармонизирует свое законодательство с европейским, что приводит к наростанию расхождений с другими странами бывшего СССР. Таким образом Украина, по нашему убеждению, не нуждается в искусственном посредничестве в виде общей Экологической стратегии для ННГ для своего сотрудничества со странами ЕС в сфере охраны окружающей среды и имеет всю необходимую базу для прямых форм партнерства с ними. Это никак не перечеркивает возможности сотрудничества Украины со своими соседями из числа бывших республик СССР в решении вполне конкретных трансграничных экологических проблем. 4. Принципиальной ошибкой, по нашему мнению, является тезис о том, что "Экологическая стратегия станет инструментом для достижения целей, сформулированных в Повестке дня на XXI век", поскольку разработка отдельной экологической стратегии противоречит принципам Декларации по окружающей среде и развитию и программе "Повестка дня на ХХ? век", принятым на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), а также другим базовым документам ООН по вопросам устойчивого развития, которые требуют рассмотрения экономических, социальных и экологических проблем в "рамках комплексного подхода", определяя их как "взаимозависимые и взаимодополняющие компоненты устойчивого развития". Узкий секторальный подход, который нашел свое отражение в предложенной Вами Экологической стратегии, будет регрессом относительно современного научного понимания проблем охраны окружающей среды и политических достижений международного сообщества, а также ревизией общепринятых на сегодня подходов и отступлением на два десятилетия назад к политике, которая предшествовала Докладу Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (1987) и Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). 5. В соответствии со своими международными обязательствами Украина, как член ООН, должна была до 2002 года разработать Национальную стратегию устойчивого развития, однако, к сожалению, это обязательство оказалось невыполненным. Вследствие этого Украина подходит к Саммиту ООН по устойчивому развитию, который пройдет в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге, без соответствующего национального плана действий. Несмотря на это, Ваше министерство почему-то выступает с амбициозной и крайне сомнительной с точки зрения легитимности и целесообразности инициативой разработки общей секторальной стратегии для целого региона планеты. Мы убеждены, что любые общие региональные стратегии должны разрабатываться только в рамках легитимных международно-правовых структур, базироваться на общепринятых принципах и подходах, и быть направленными на цели и задачи, которые вытекают из соответствующих национальных стратегий. В связи с вышеизложенным мы считаем, что Министерство экологии и природных ресурсов Украины, как орган исполнительной власти, должно было бы сосредоточить свое внимание на содействии и ускорении разработки Национальной стратегии устойчивого развития в рамках Национальной комиссии устойчивого развития при Кабинете Министров Украины, а также на непосредственном сотрудничестве со странами ЕС в рамках процесса "Окружающая среда для Европы", Договора о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и Указа Президента Украины "Об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз". 15 марта 2002 г. Сергей Семенец, Директор Института устойчивого развития Исполнительный директор ВОО "Украина: Повестка дня на ХХ? век" Член Национальной комиссии устойчивого развития при Кабинете Министров Украины, нар.деп. Украины 1-го созыва Виктор Вовк Зам. директора Института устойчивого развития Член Правления ВОО "Украина: Повестка дня на ХХ? век" Татьяна Яхеева Зам. исполнительного директора ВОО "Украина: Повестка дня на ХХ? век" нар.деп. Украины 1-го созыва СПРАВКА Институт устойчивого развития - это независимый "мозговой центр", созданный с целью популяризации идей и основных принципов устойчивого развития, а также содействия разработке новой стратегии развития Украины и интеллектуальной поддержки процесса постиндустриальной модернизации Украины. Почетный Президент Института - академик И.Р.Юхновский, народный депутат Украины 1-3 созывов, председатель Комитета Верховной Рады Украины по науке и образованию. "Украина: Повестка дня на ХХI век" - это всеукраинская общественная организация, созданная с целью популяризации в украинском обществе идей глобальной программы ООН "Повестка дня на ХХ? век", направленной на комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем. Председатель Правления - В.И.Ландык, президент корпорации "Норд", вице-премьер-министр Украины в 1993-94 годах.