Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 643, 2 марта 2002
                                            Право на живую природу

     КАЗАХСТАН: СОКОЛЫ-БАЛОБАНЫ НЕ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ
             (а Орхусская конвенция не помогла)

    О моратории в Казахстане на отлов и вывоз
    соколов-балобанов иностранцами
    
    Казахстанское правительство и прежде разрешало высокопоставленным
арабам охоту с соколами-балобанами, их отлов и вывоз за пределы
республики, но эти бумаги предусмотрительно засекречивались. Однако
очередное постановление от 11 сентября 2001 г. No 1173 "Об ограниченном
изъятии соколов-балобанов и проведении охоты на дрофу-красотку" получило
огласку. Как и следовало ожидать, последовала реакция СМИ - с
критическими материалами выступили алматинские газеты "Экологический
курьер" за 10 ноября 2001 г. и "Столичная жизнь" за 20 декабря 2001 г.
    Выступления СМИ были обсуждены на расширенном заседании президиума
Национального экологического общества Республики Казахстан. 3 января
2002 г. это общественное объединение направило обращение на имя
Президента Н.Назарбаева. В нем содержались предложения по усилению
охраны соколов-балобанов, включая введение моратория на их отлов и вывоз
за пределы республики иностранцами до урегулирования в законодательном
порядке вопросов охраны, воспроизводства и использования редких и
находящихся по угрозой видов животных.
    Обращение напечатали в изложении "Экологический курьер" (от 11 января
2002 г.) и в  полном виде электронные алматинская электронная газета
"Казахстанская ЭкоПравда" (от 21 января 2002 г.) и московский бюллетень
"NCS-PRESS" (от 22 января 2002 г.). Публикации вызвали широкий интерес,
о чем свидетельствуют некоторые отклики в "Экологическом курьере" (от 24
января и 8 февраля 2002 г.). Среди них оказалось письмо в редакцию
республиканской экологической газеты более чем с 500 подписями студентов,
научных сотрудников, заведующих кафедрами и деканами Томского
государственного университета, протестующих против легального вылова
арабами в Казахстане соколов-балобанов и дроф-красоток.
    В адрес Нацэкообщества поступил ответ Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды РК от 6 февраля 2002 г., в котором по поручению
правительства впервые официально разъясняется стратегия действий
государственных органов по  сохранению соколов-балобанов. Рассмотрев это
письмо, бюро Совета по наземному животному миру и охотоведению
Нацэкообщества внесло предложение обсудить его на заседании президиума
общественного объединения с участием бюро совета и актива из числа
действительных членов - зоологов и охотоведов.
    Заседание президиума состоится 6 марта 2002 г. с 10 часов дня в здании
Казохотрыболовсоюза (город Алматы, улица Манаса 22б). Отправлено приглашение
принять участие в заседании в Минприроду и другие заинтересованные
организации.
    Бюро совета предлагает желающим лицам ознакомиться с содержанием письма
Минприроды РК и изложить свое мнение по электронному или почтовым адресам,
факсу Нацэкообщества РК.
    Заместитель председателя Нацэкообщества РК, сопредседатель его Совета
по наземному животному миру и охотоведению Асылхан Артыкпаев.
    КОНТАКТ: Национальное экологическое общество
             Республики Казахстан, ecolog-yolkin@mail.kz


    ПИСЬМО
    No 02-05-10/378 от 06/02/2002

    Председателю Национального экологического общества Республики
    Казахстан К.Елкину

    По поручению Правительства Республики Казахстан Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан,
рассмотрело Ваше письмо от 3 января 2002 года No 3-1 и сообщает следующее.
    В целом, как видно из письма, Вы не располагаете отчетливой картиной
организации и проведения на территории Республики Казахстан мероприятий
по отлову соколов-балобанов высокопоставленными лицами арабских
государств Персидского залива, а используете метод сведения всех негативных
факторов к одному лишь процессу взаимодействия с VIP-персонами из арабских
стран.
 1. Сокол-балобан действительно занесен в "Красную книгу" ряда стран.
Однако численность птиц, допущенных к изъятию из природы, определяется
ежегодно на основе научных данных Института зоологии Министерства
образования и науки Республики Казахстан в соответствии с существующим
законодательством.
    Правительство Республики Казахстан в лице Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республика Казахстан не могло нанести
ущерб численности этих птиц, так как запрашивается весьма ограниченное
количество птиц, что никак не может повлиять на сокращение популяции
соколов-балобанов. При этом, как правило, реально изымается значительно
меньше птиц, чем указано в квоте.
    Например, в 2001 году вместо 40 особей разрешенных постановлением
Правительства Республики Казахстан, вывезено 15 особей (Принц Фахд бен
Султан), остальные две VIP-персоны не воспользовались выданными
разрешением.
    Вместе с тем Вы не упоминаете о катастрофической ситуации сложившейся
с контрабандой птиц, когда ежегодно из страны вывозятся сотни птиц,
которые, по данным. Посольства Республики Казахстан в КСА, продаются на
специализированных базарах в г.г.Шарджа и Баку. В письме, в негативном
свете освещается только процесс организации мероприятий по отлову
соколов-балобанов по линии Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Казахстан и Министерства иностранных дел
Республика Казахстан и не дается анализ соотношения масштабов контрабандных
операций в этой сфере с малым, ограниченным количеством законных изъятий.
 2. На основании статьи 22 Закона Республики Казахстан "Об охране,
воспроизводстве и использовании животного мира" и постановлением
Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2000 года No 969 утверждены
"Правила о порядке пользования отдельными видами животного мира в Республике
Казахстан в исключительных случаях", которые прошли правовую экспертизу в
Министерстве юстиции Республика Казахстан.
    Ежегодный отлов соколов-балобанов и охота на дрофу-красотку на
территории Республики Казахстан высокопоставленными персонами стран
Персидского залива, инициируемые Министерством иностранных дел Республика
Казахстан, осуществляются с соблюдением процедур Конвенции о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения,
к которой Казахстан присоединился путем принятия Закона Республики Казахстан
от 6 апреля 1999 года No 372-1. В этой связи, в постановления Правительства
Республики Казахстан, разрешающие VIP-персонам стран Персидского залива
проведение охотничьих мероприятий в Республике Казахстан, содержат в
обязательном порядке пункт о соблюдении Министерством природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Казахстан - Административным органом
СИТЕС в Республике Казахстан процедур указанной Конвенции при ввозе и вывозе
из страны хищных ловчих птиц.
    Дополнительно отмечаем, что в базе данных Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и в Министерстве
иностранных дел Республики Казахстан нет информации о Соглашении об
охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их
обитания, подписанном государствами-участниками СНГ 9 сентября 1994 года
в г.Москве.
 3. Утверждение о том, что легализация отлова соколов провоцирует
браконьерство и незаконный вывоз птиц неверны, а наоборот, регулирование
отлова соколов в ограниченном количестве призвано предотвратить
браконьерство и объявить вне закона любые виды охоты на этих птиц вне
существующей, весьма усложненной, разрешительной системы.
    В этой связи выражения "в Казахстане разрешается охотится повсеместно"
и "Казахстан считается рассадником международного браконьерства и
контрабандной торговли соколами" не соответствует действительности.
Казахстан - единственная страна, где подобные мероприятия регулируются
государством в исключительных случаях.
 4. Так же ставим Вас в известность, что широко практикуется отлов соколов,
причем в больших количествах и без всяких нормативов, из таких стран как
Монголия, Китай, Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Пакистан,
Иран, государств Северной Африки и т.д. Более того, ежегодно, с разрешения
правительства Узбекистана и Туркменистана, в этих странах активно проводят
охоту на дроф многочисленные VIP-персоны из ОАЭ, Катара и Саудовской
Аравии.
 5. Что касается утверждения об "ограничении прав граждан Казахстана
культивировать соколиную охоту", то оно, по всей вероятности, является
результатом слабой информированности о национальных казахских традициях
охоты с хищными птицами. Как известно, охота с соколами не распространена
на территории Казахстана, где для этих целей используется беркут и другие
крупные птицы.
 6. Следует отметить, что ссылки на Конвенцию о доступе к информации,
участии общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию
по вопросам, касающимся окружающей среды (Дания, Орхус, 1998 г.) не имеет
правовой основы. Перечень видов деятельности, для осуществления которых
должно быть обеспечено участие общественности, не предусматривает
затрагиваемые в письме вопросы (Приложение No 1 к Конвенции).
 7. Ваше мнение о том, что национальное законодательство не позволяет
отечественному капиталу создавать специализированные питомники и развивать
охоту с ловчими птицами, являются ошибочными.
    На основании действующих правовых актов ТОО "Сункар" осуществляет в
питомнике разведение в неволе ловчих хищных птиц, в том числе соколов -
балобанов, для коммерческих целей.
    В 2000 году указанное ТОО с коммерческой целью вывезло в ОАЭ 30 особей
соколов-балобанов.
    В тоже время, в соответствии с требованиями "Правил о порядке пользования
отдельными видами животного мира в Республике Казахстан в исключительных
случаях" осуществляется выпуск в природу соколов-балобанов.
    За 1998-2001 годы в Алматинском зоопарке и ТОО "Сункар" выращены и
выпущены в природу 104 особей соколов-балобанов, соответственно 39 и 65.
С целью привлечения международных средств на охрану и изучение популяции
ловчих птиц и дроф-красоток, строительство питомников по их разведению и
разработку форм рационального использования, в 2001 году Министерством
природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан заключены
Соглашения с высокопоставленными лицами из стран Персидского залива.
 8. Можно согласиться о том, что имеет место мздоимство и взяточничество
в этом деле, однако это касается не государственных служащих, готовивших
постановление Правительства, а других лиц, действующих вне каких-либо
постановлений и виновных в контрабандном вывозе птиц из республики.
 9. Утвержденные Правительством Республики Казахстан в 2000 году "Правила
о порядке пользования отдельными видами животных в Республике Казахстан
в исключительных случаях" действительно ставят, как утверждаете Вы,
регулируемый отлов и вывоз соколов иностранцами в ранг государственной
политики. В этой связи, представляется правильным определение именно
государством в лице государственных органов политики взаимоотношений
Казахстана с зарубежными странами. Кроме того, следует отметить, что
согласно вышеуказанным "Правилам..." разрешение на добывание птиц
выдается любому юридическому или физическому лицу, в том числе
иностранному, с учетом соразмерности вклада в охрану и воспроизводство
птиц и иных, находящихся под угрозой исчезновения видов, животных.
    Министерство иностранных дел Республики Казахстан, как инициатор
отлова соколов, исходит из политических соображений, прорабатывая эти
мероприятия лишь с теми членами правящих семей стран Персидского залива,
которые занимают высшие государственные посты, входят в первую десятку
элиты (как правило, сыновья, братья и зятья глав государств) и имеют
возможность оказывать положительное воздействие на решение важных
вопросов взаимоотношений Казахстана с этими странами.
 10. Согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 10 февраля
2000 года No 198 "Вопросы Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Казахстан и отдельных организаций, находящихся в его ведении". Комитет
лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Казахстан является органом
государственного управления и осуществляет межотраслевую координацию в
области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства и только согласно
постановления Правительства Республики Казахстан выписывает разрешения
на отлов соколов-балобанов, который осуществляется при участии и под
контролем научных сотрудников Института зоологии Министерства образования и
науки Республики Казахстан и Департамента Главной государственной инспекции
охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Казахстан.
    Информация Правительству Республики Казахстан по количеству
отловленных соколов осуществляется на основании данных, представляемых
Институтом зоологии Министерства образования и науки Республики Казахстан
и Департаментом Главной государственной инспекции охраны окружающей
среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Казахстан.
    Начиная с 1992 года, орган проводивший государственную политику в
области охотничьего хозяйства претерпел ряд реорганизаций. Следствием
этого явилось - практически полное отсутствие охотинспекции, отток
квалифицированных кадров, закрытие специальных счетов, которые ранее
направлялись на воспроизводство диких животных и их охрану, а также
лишение охотинспекторов 37 % от предъявленных исков и штрафов, что не
дает в полной мере развиваться охотничьему хозяйству.
    Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию в охотничьем хозяйстве
Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС РК работает над
совершенствованием систем контроля, охраны и воспроизводства диких животных
с четким разграничением этих функций.
    Так, в настоящее время Комитетом лесного, рыбного и охотничьего хозяйства
разработан проект "Концепция развития охотничьего хозяйства Республики
Казахстан", основной целью которого является определение путей развития
охотничьего хозяйства в современных экономических условиях, демонополизации
этой отрасли, передаче на конкурсной основе охотничьих хозяйств в сферу
различных форм собственности, с возложением на собственника вопросы охраны,
воспроизводства и учета животного мира, рационального его использования.
    Будут вносится дополнения и изменения в Закон Республики Казахстан
"Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", разработаны и
находятся на разных стадиях готовности и другие нормативно - правовые акты
регулирующие отношения в области ведения охотничьего хозяйства, а также
охраны, воспроизводства и использования животного мира в республике.
    Вице-Министр М.Турмагамбетов
                 Жусупов Е.К.54242 (256)
    КОНТАКТ: 475000, Акмолинская область,
              г.Кокшетау, ул. Сатпаева, 1

          Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 280, 1 марта 2002 г.
                     OT@lorton.com

    Предыдущие сообщения на эту тему см. ECO-HR.543 и 606

Перейти к началу страницы