Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 643, 2 марта 2002 |
Право на живую природу КАЗАХСТАН: СОКОЛЫ-БАЛОБАНЫ НЕ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ (а Орхусская конвенция не помогла) О моратории в Казахстане на отлов и вывоз соколов-балобанов иностранцами Казахстанское правительство и прежде разрешало высокопоставленным арабам охоту с соколами-балобанами, их отлов и вывоз за пределы республики, но эти бумаги предусмотрительно засекречивались. Однако очередное постановление от 11 сентября 2001 г. No 1173 "Об ограниченном изъятии соколов-балобанов и проведении охоты на дрофу-красотку" получило огласку. Как и следовало ожидать, последовала реакция СМИ - с критическими материалами выступили алматинские газеты "Экологический курьер" за 10 ноября 2001 г. и "Столичная жизнь" за 20 декабря 2001 г. Выступления СМИ были обсуждены на расширенном заседании президиума Национального экологического общества Республики Казахстан. 3 января 2002 г. это общественное объединение направило обращение на имя Президента Н.Назарбаева. В нем содержались предложения по усилению охраны соколов-балобанов, включая введение моратория на их отлов и вывоз за пределы республики иностранцами до урегулирования в законодательном порядке вопросов охраны, воспроизводства и использования редких и находящихся по угрозой видов животных. Обращение напечатали в изложении "Экологический курьер" (от 11 января 2002 г.) и в полном виде электронные алматинская электронная газета "Казахстанская ЭкоПравда" (от 21 января 2002 г.) и московский бюллетень "NCS-PRESS" (от 22 января 2002 г.). Публикации вызвали широкий интерес, о чем свидетельствуют некоторые отклики в "Экологическом курьере" (от 24 января и 8 февраля 2002 г.). Среди них оказалось письмо в редакцию республиканской экологической газеты более чем с 500 подписями студентов, научных сотрудников, заведующих кафедрами и деканами Томского государственного университета, протестующих против легального вылова арабами в Казахстане соколов-балобанов и дроф-красоток. В адрес Нацэкообщества поступил ответ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК от 6 февраля 2002 г., в котором по поручению правительства впервые официально разъясняется стратегия действий государственных органов по сохранению соколов-балобанов. Рассмотрев это письмо, бюро Совета по наземному животному миру и охотоведению Нацэкообщества внесло предложение обсудить его на заседании президиума общественного объединения с участием бюро совета и актива из числа действительных членов - зоологов и охотоведов. Заседание президиума состоится 6 марта 2002 г. с 10 часов дня в здании Казохотрыболовсоюза (город Алматы, улица Манаса 22б). Отправлено приглашение принять участие в заседании в Минприроду и другие заинтересованные организации. Бюро совета предлагает желающим лицам ознакомиться с содержанием письма Минприроды РК и изложить свое мнение по электронному или почтовым адресам, факсу Нацэкообщества РК. Заместитель председателя Нацэкообщества РК, сопредседатель его Совета по наземному животному миру и охотоведению Асылхан Артыкпаев. КОНТАКТ: Национальное экологическое общество Республики Казахстан, ecolog-yolkin@mail.kz ПИСЬМО No 02-05-10/378 от 06/02/2002 Председателю Национального экологического общества Республики Казахстан К.Елкину По поручению Правительства Республики Казахстан Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, рассмотрело Ваше письмо от 3 января 2002 года No 3-1 и сообщает следующее. В целом, как видно из письма, Вы не располагаете отчетливой картиной организации и проведения на территории Республики Казахстан мероприятий по отлову соколов-балобанов высокопоставленными лицами арабских государств Персидского залива, а используете метод сведения всех негативных факторов к одному лишь процессу взаимодействия с VIP-персонами из арабских стран. 1. Сокол-балобан действительно занесен в "Красную книгу" ряда стран. Однако численность птиц, допущенных к изъятию из природы, определяется ежегодно на основе научных данных Института зоологии Министерства образования и науки Республики Казахстан в соответствии с существующим законодательством. Правительство Республики Казахстан в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республика Казахстан не могло нанести ущерб численности этих птиц, так как запрашивается весьма ограниченное количество птиц, что никак не может повлиять на сокращение популяции соколов-балобанов. При этом, как правило, реально изымается значительно меньше птиц, чем указано в квоте. Например, в 2001 году вместо 40 особей разрешенных постановлением Правительства Республики Казахстан, вывезено 15 особей (Принц Фахд бен Султан), остальные две VIP-персоны не воспользовались выданными разрешением. Вместе с тем Вы не упоминаете о катастрофической ситуации сложившейся с контрабандой птиц, когда ежегодно из страны вывозятся сотни птиц, которые, по данным. Посольства Республики Казахстан в КСА, продаются на специализированных базарах в г.г.Шарджа и Баку. В письме, в негативном свете освещается только процесс организации мероприятий по отлову соколов-балобанов по линии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и Министерства иностранных дел Республика Казахстан и не дается анализ соотношения масштабов контрабандных операций в этой сфере с малым, ограниченным количеством законных изъятий. 2. На основании статьи 22 Закона Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2000 года No 969 утверждены "Правила о порядке пользования отдельными видами животного мира в Республике Казахстан в исключительных случаях", которые прошли правовую экспертизу в Министерстве юстиции Республика Казахстан. Ежегодный отлов соколов-балобанов и охота на дрофу-красотку на территории Республики Казахстан высокопоставленными персонами стран Персидского залива, инициируемые Министерством иностранных дел Республика Казахстан, осуществляются с соблюдением процедур Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, к которой Казахстан присоединился путем принятия Закона Республики Казахстан от 6 апреля 1999 года No 372-1. В этой связи, в постановления Правительства Республики Казахстан, разрешающие VIP-персонам стран Персидского залива проведение охотничьих мероприятий в Республике Казахстан, содержат в обязательном порядке пункт о соблюдении Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан - Административным органом СИТЕС в Республике Казахстан процедур указанной Конвенции при ввозе и вывозе из страны хищных ловчих птиц. Дополнительно отмечаем, что в базе данных Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан нет информации о Соглашении об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания, подписанном государствами-участниками СНГ 9 сентября 1994 года в г.Москве. 3. Утверждение о том, что легализация отлова соколов провоцирует браконьерство и незаконный вывоз птиц неверны, а наоборот, регулирование отлова соколов в ограниченном количестве призвано предотвратить браконьерство и объявить вне закона любые виды охоты на этих птиц вне существующей, весьма усложненной, разрешительной системы. В этой связи выражения "в Казахстане разрешается охотится повсеместно" и "Казахстан считается рассадником международного браконьерства и контрабандной торговли соколами" не соответствует действительности. Казахстан - единственная страна, где подобные мероприятия регулируются государством в исключительных случаях. 4. Так же ставим Вас в известность, что широко практикуется отлов соколов, причем в больших количествах и без всяких нормативов, из таких стран как Монголия, Китай, Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Пакистан, Иран, государств Северной Африки и т.д. Более того, ежегодно, с разрешения правительства Узбекистана и Туркменистана, в этих странах активно проводят охоту на дроф многочисленные VIP-персоны из ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии. 5. Что касается утверждения об "ограничении прав граждан Казахстана культивировать соколиную охоту", то оно, по всей вероятности, является результатом слабой информированности о национальных казахских традициях охоты с хищными птицами. Как известно, охота с соколами не распространена на территории Казахстана, где для этих целей используется беркут и другие крупные птицы. 6. Следует отметить, что ссылки на Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Дания, Орхус, 1998 г.) не имеет правовой основы. Перечень видов деятельности, для осуществления которых должно быть обеспечено участие общественности, не предусматривает затрагиваемые в письме вопросы (Приложение No 1 к Конвенции). 7. Ваше мнение о том, что национальное законодательство не позволяет отечественному капиталу создавать специализированные питомники и развивать охоту с ловчими птицами, являются ошибочными. На основании действующих правовых актов ТОО "Сункар" осуществляет в питомнике разведение в неволе ловчих хищных птиц, в том числе соколов - балобанов, для коммерческих целей. В 2000 году указанное ТОО с коммерческой целью вывезло в ОАЭ 30 особей соколов-балобанов. В тоже время, в соответствии с требованиями "Правил о порядке пользования отдельными видами животного мира в Республике Казахстан в исключительных случаях" осуществляется выпуск в природу соколов-балобанов. За 1998-2001 годы в Алматинском зоопарке и ТОО "Сункар" выращены и выпущены в природу 104 особей соколов-балобанов, соответственно 39 и 65. С целью привлечения международных средств на охрану и изучение популяции ловчих птиц и дроф-красоток, строительство питомников по их разведению и разработку форм рационального использования, в 2001 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан заключены Соглашения с высокопоставленными лицами из стран Персидского залива. 8. Можно согласиться о том, что имеет место мздоимство и взяточничество в этом деле, однако это касается не государственных служащих, готовивших постановление Правительства, а других лиц, действующих вне каких-либо постановлений и виновных в контрабандном вывозе птиц из республики. 9. Утвержденные Правительством Республики Казахстан в 2000 году "Правила о порядке пользования отдельными видами животных в Республике Казахстан в исключительных случаях" действительно ставят, как утверждаете Вы, регулируемый отлов и вывоз соколов иностранцами в ранг государственной политики. В этой связи, представляется правильным определение именно государством в лице государственных органов политики взаимоотношений Казахстана с зарубежными странами. Кроме того, следует отметить, что согласно вышеуказанным "Правилам..." разрешение на добывание птиц выдается любому юридическому или физическому лицу, в том числе иностранному, с учетом соразмерности вклада в охрану и воспроизводство птиц и иных, находящихся под угрозой исчезновения видов, животных. Министерство иностранных дел Республики Казахстан, как инициатор отлова соколов, исходит из политических соображений, прорабатывая эти мероприятия лишь с теми членами правящих семей стран Персидского залива, которые занимают высшие государственные посты, входят в первую десятку элиты (как правило, сыновья, братья и зятья глав государств) и имеют возможность оказывать положительное воздействие на решение важных вопросов взаимоотношений Казахстана с этими странами. 10. Согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года No 198 "Вопросы Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и отдельных организаций, находящихся в его ведении". Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан является органом государственного управления и осуществляет межотраслевую координацию в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства и только согласно постановления Правительства Республики Казахстан выписывает разрешения на отлов соколов-балобанов, который осуществляется при участии и под контролем научных сотрудников Института зоологии Министерства образования и науки Республики Казахстан и Департамента Главной государственной инспекции охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. Информация Правительству Республики Казахстан по количеству отловленных соколов осуществляется на основании данных, представляемых Институтом зоологии Министерства образования и науки Республики Казахстан и Департаментом Главной государственной инспекции охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. Начиная с 1992 года, орган проводивший государственную политику в области охотничьего хозяйства претерпел ряд реорганизаций. Следствием этого явилось - практически полное отсутствие охотинспекции, отток квалифицированных кадров, закрытие специальных счетов, которые ранее направлялись на воспроизводство диких животных и их охрану, а также лишение охотинспекторов 37 % от предъявленных исков и штрафов, что не дает в полной мере развиваться охотничьему хозяйству. Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию в охотничьем хозяйстве Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС РК работает над совершенствованием систем контроля, охраны и воспроизводства диких животных с четким разграничением этих функций. Так, в настоящее время Комитетом лесного, рыбного и охотничьего хозяйства разработан проект "Концепция развития охотничьего хозяйства Республики Казахстан", основной целью которого является определение путей развития охотничьего хозяйства в современных экономических условиях, демонополизации этой отрасли, передаче на конкурсной основе охотничьих хозяйств в сферу различных форм собственности, с возложением на собственника вопросы охраны, воспроизводства и учета животного мира, рационального его использования. Будут вносится дополнения и изменения в Закон Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", разработаны и находятся на разных стадиях готовности и другие нормативно - правовые акты регулирующие отношения в области ведения охотничьего хозяйства, а также охраны, воспроизводства и использования животного мира в республике. Вице-Министр М.Турмагамбетов Жусупов Е.К.54242 (256) КОНТАКТ: 475000, Акмолинская область, г.Кокшетау, ул. Сатпаева, 1 Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 280, 1 марта 2002 г. OT@lorton.com Предыдущие сообщения на эту тему см. ECO-HR.543 и 606