Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 635, 21 февраля 2002 |
Право на ответственную власть ТОВАРИЩ ПУТИН, ПОИЩИТЕ ШПИОНОВ В ДРУГОМ МЕСТЕ (и не мешайте свободе слова) ВСЕРОССИЙСКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ III ЗАСЕДАНИЕ, 18 февраля 2002 года Москва, Новый Арбат, 36 18 февраля 2002 г ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ ШПИОНОМАНИИ В стране растет число уголовных дел по обвинению российских граждан в шпионаже, разглашении государственной тайны и создании угроз государственной и военной безопасности РФ. Часть этих дел (А.Никитина, В.Сойфера, а, ранее, В.Мирзоянова и Л.Федорова) завершились оправданием в связи с отсутствием состава преступления; но продолжаются, по крайней мере, семь известных нам дел (Г.Пасько, В.Моисеева, И.Сутягина, В.Данилова, В.Калядина, В.Щурова и В.Ковальчука). Возобновилась практика запрета на въезд в нашу страну зарубежных общественных деятелей, экологов и журналистов по так называемым соображениям государственной безопасности. Не вдаваясь здесь в обсуждение юридических деталей, степени необоснованности и сфабрикованности каждого из таких "дел" можно констатировать, что в обществе создается атмосфера неуверенности, подозрительности и страха. Журналисты воздерживаются от освещения проблем, которые власть объявляет "закрытыми"; дипломаты ограничивают личные контакты с иностранцами; ученые опасаются заниматься независимой аналитической деятельностью и сокращают сотрудничество с зарубежными коллегами. Восстанавливаются советские традиции секретности. Федеральная служба безопасности РФ, которой в 1995 году была возвращена функция следствия, демонстрирует активность, не адекватную реальным внешним угрозам. Отсутствие должного контроля со стороны органов прокуратуры в сочетании с отсутствием независимого суда, которые обычно лишь воспроизводят выдвигаемые ФСБ обвинения, создает непосредственную угрозу правам и свободам граждан России. В связи с этим Демократическое Совещание считает целесообразным: 1. Предложить фракциям и профильным комитетам Государственной Думы РФ создать Комиссию по рассмотрению обоснованности и законности возбуждения так называемых "шпионских" дел. Эксперты Демократического Совещания готовы предоставить все имеющиеся в их распоряжении материалы, необходимые для работы Комиссии. 2. Обратить внимание Федерального собрания РФ на необходимость безотлагательно усовершенствовать действующее законодательство в части понятий и процедур, относящихся к нормативным актам о государственной тайне, с целью устранения правовых коллизий, выявившихся в ходе следствия и судебных процессов по указанным делам. 3. Настаивать на том, чтобы Верховный Суд РФ рассмотрел и обобщил судебную практику по "шпионским" делам на специальном пленуме, обратив внимание на неоднократные серьезные процессуальные нарушения, в том числе случаи направления на доследование дел по инициативе суда. 4. Обратить внимание руководства страны на опасность отсутствия гражданского контроля над деятельностью спецслужб; растущего ограничения доступа к открытым, в том числе архивным, документам; увеличения числа случаев дезинформации населения и высших должностных лиц государства. Всероссийское Демократическое Совещание обращается к руководителям судебной власти, прокуратуры и ФСБ РФ срочно рассмотреть возможность изменения меры пресечения Г.Пасько, И.Сутягину, В.Данилову и В.Калядину. Движение "Выбор России" (В.И.Аниканов) Движение Демократическая Россия (Л.А.Пономарев, Е.В.Ихлов, Г.П.Якунин) Демократический союз (В.И.Новодворская, И.А.Губернаторова) Правозащитное объединение "Инициативная группа "Общее действие" (С.А Ковалев, Е.Л.Гришина) Координационный совет беженцев и вынужденных переселенцев (Л.И.Графова) Крестьянская партия России (Ю.Д.Черниченко) Движение "Либеральная Россия" (С.Н.Юшенков) Мемориал (Л.В.Вахнина, В.М.Гефтер, А.В.Черкасов) Партия экономической свободы (К.Н.Боровой) Региональная гражданская инициатива - Право на жизнь и гражданское достоинство (В.В.Коган-Ясный, Н.Б.Уланов) Республиканская партия Российской Федерации (В.Н Лысенко, Б.Н.Дульнев) Российский исследовательский центр по правам человека (Мельникова В.Д.) Российская объединенная социал-демократическая партия (М.И.Кузнецов) Российская партия социальной демократии (В.И.Игрицкий, Е.М.Медведкова, Т.Б.Шиманская) Социально-экологический союз (А.В.Яблоков) Союз журналистов (И.А.Яковенко, А.К.Копейка, М.А.Мельников) Союз правых сил (М.А.Федотов, А.А.Кара-Мурза) Фонд защиты гласности (А.К.Симонов, Р.Г.Горевой) Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (Г.А.Явлинский, В.П.Лукин, А.К.Захаров) Афанасьев Юрий Николаевич Баткин Леонид Михайлович РЕКОМЕНДАЦИИ О НЕОБХОДИМЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Без свободы прессы нет современной демократии. Свободные, независимые СМИ являются одним из главных инструментов общественного контроля над властью, очищения ее от коррупции. В минувшее десятилетие в сфере массовой информации произошли кардинальные демократические перемены. Запрещена цензура. Провозглашена свобода мысли и слова. Появились многочисленные негосударственные СМИ. Освобожденная пресса в значительной мере стала тем тараном, которым был разрушен режим всевластия КПСС. В стране начались демократические и рыночные преобразования. Однако, в последние годы обострились угрозы свободе СМИ. Региональные и местные власти развернули наступление на СМИ, используя финансовую и имущественную зависимость редакций от власти. Скупавшие прессу магнаты использовали ее в информационных войнах друг с другом. Были убиты или подверглись преследованиям многие честные журналисты. Добросовестное и потому опасное журналистское расследование стало вытесняться искусством публичной травли с использованием незаконно собранного или просто вымышленного компромата. Раздражение общества ситуацией в СМИ было использовано для нового натиска на независимую прессу - уже на общенациональном уровне. Появилась Доктрина информационной безопасности, в основе которой заложен глубоко порочный тезис об усилении роли государственных СМИ. Государство использовало всю свою мощь для целенаправленного уничтожения свободомыслия на федеральных телеканалах: сначала на НТВ, затем на шестом телеканале. В результате Россия вернулась в состояние, когда общенациональное телевидение - наиболее доступное гражданам информационное поле - оказалось фактически монополизировано федеральной властью. Государственная информационная политика все больше приобретает черты псевдооткрытости, "агитпропа" и "информационного распределителя". Наиболее наглядно это проявилось в освещении Чеченской войны и трагедии в Баренцевом море. Для расправы с неугодными журналистами власть все чаще использует зависимые суды. Яркие примеры этой тенденции на федеральном уровне: "дело Григория Пасько", фарс вокруг НТВ и ТВ-6; на региональном - "дело Ольги Китовой" и другие. Стремясь разрушить и без того слабые ростки саморегулирования, корпоративной солидарности в медиасообществе, власть ликвидирует Судебную палату по информационным спорам, создает заведомо лояльный себе Медиасоюз как альтернативу действующему Союзу журналистов России, наконец, даже предпринимает попытки отобрать у СЖР его материальную базу - Центральный Дом журналиста. Отмена законодателями по требованию Правительства налоговых льгот для СМИ разрушила ту экономическую среду, благодаря которой хотя бы некоторые региональные СМИ смогли в течение последних лет выйти на самоокупаемость. По своим последствиям эта мера Правительства означает ликвидацию экономической основы независимости, в первую очередь региональных СМИ и противоречит позиции Европейского парламента, призвавшего правительства европейских стран отменить НДС для СМИ. Следствием политики "управляемой демократии" в области СМИ стали: * дальнейшее огосударствление СМИ на федеральном и региональном уровне, что делает невозможным реализацию прав граждан на доступ, производство и распространение информации независимо от государства; * углубление неравенства между государственными и негосударственными СМИ в плане доступа к информации, производства и распространения продукции СМИ; * неразвитость и диспропорции медийного и рекламного рынков и, как следствие, все большая экономическая зависимость СМИ от государства и спонсоров; * коррупция в СМИ, широкое распространение заказных публикаций, использование СМИ в информационных войнах; * разрушение института репутации журналиста и СМИ как основного условия профессионального и коммерческого успеха; * игнорирование должностными лицами критических публикаций в СМИ; * снижение доверия граждан к СМИ как к источнику достоверной информации; * разрушение журналистской корпорации как института профессионального саморегулирования и среды формирования журналистской этики. Отсутствие экономической базы, недостатки действующего законодательства, практически не обеспечивающего защиту СМИ от прямого давления владельца, привели к тому, что СМИ все больше утрачивают интерес к проблемам и нуждам общества и либо ориентируются на заказы со стороны властей, либо отстаивают интересы олигархических групп и группировок. Ангажированность отдельных групп СМИ привела к росту конфликтов между самими СМИ, особенно в период избирательных кампаний. СМИ, в значительной степени, превратились в инструмент обслуживания властных и связанных с властью коммерческих структур. Всероссийское демократическое совещание считает необходимым рекомендовать следующие меры по обеспечению свободы массовой информации: Концепция государственной политики в области СМИ 1. Необходимо публично обсудить и принять концепцию государственной политики в области СМИ, целью которой должно стать формирование открытого информационного общества на основе свободы слова, демократизации информационного пространства России и его интеграции в мировое информационное пространство. 2. Основными инструментами реализации этой концепции должны стать целенаправленное и системное законотворчество в области СМИ на основе Закона о СМИ 1991 года, а также организация контроля гражданского общества за исполнением действующих законов в этой сфере. Доступ к информации 1. Необходимо принять закон о праве граждан на доступ к информации, в котором юридически обеспечить принцип открытости власти. 2. Расширить институт административной и уголовной ответственности должностных лиц за непредставление гражданам информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, распространив его действие, с одной стороны, на любую общественно значимую информацию, запрашиваемую гражданами или редакциями СМИ, а с другой стороны, - на любую форму незаконного ограничения доступа к информации, включая незаконное засекречивание. 3. Расширить институт административной и уголовной ответственности должностных лиц за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, распространив его действие на все виды и формы дезинформации. 4. Обеспечить равенство условий доступа к информации для всех СМИ, исключить факты дискриминации неугодных власти СМИ и журналистов. Производство информации 1. Необходимо обеспечить равенство условий производства информации для всех СМИ, исключить факты дискриминации нелояльных власти СМИ. 2. Установить исчерпывающий формализованный перечень критериев и условий, при которых должны направляться государственные дотации в СМИ. Исключить возможность произвола чиновников в распределении государственных дотаций в СМИ. 3. Принять законодательные меры по недопущению монополизма и осуществлению демонополизации в сфере производства СМИ. 4. Принять законодательные меры по содействию формированию независимой от государства материальной базы СМИ вплоть до передачи редакциям в собственность занимаемых ими помещений в зданиях, относящихся к государственной или муниципальной собственности. Распространение информации 1. Необходимо обеспечить равенство условий распространения информации для всех СМИ, исключить факты дискриминации по политическим мотивам. 2. Принять законодательные меры по недопущению монополизма в сфере распространения информации (услуги почтовой связи при подписке, РТПЦ). Государственные СМИ 1. Необходимо провести инвентаризацию всего медийного государственного хозяйства, сделав открытыми и доступными ее результаты. 2. Провести постепенный перевод большинства государственных СМИ в негосударственные, оставив в ведении государственных органов лишь те СМИ, которые выполняют функции публикации законов и парламентских слушаний, Указов Президента и иных нормативных актов органов государственной власти. 3. Необходимо законодательно ограничить, а впоследствии и запретить размещение рекламы в оставшихся государственных СМИ. Общественное телерадиовещание Необходимо создать в России институт общественного телерадиовещания, различные модели которого существуют практически во всех странах с развитой демократией и обеспечивают общественный контроль за телевидением и радио. С этой целью необходимо: 1. Принять закон об общественном телерадиовещании в РФ, создающий механизм формирования обществом руководящих органов общественных СМИ, гарантирующий независимость журналистов и редакторов от политической конъюнктуры, предоставляющий парламентской оппозиции право на гласное обсуждение действий власти. 2. На базе предварительно широко обсужденного проекта федерального закона преобразовать один из федеральных государственных телеканалов (РТР или ОРТ) в общественный телеканал. 3. Преобразовать одну из федеральных государственных радиостанций ("Радио России" или "Маяк") в общественную радиостанцию. 4. Преобразовать региональные государственные телерадиокомпании (ГТРК) в общественные. 5. Оказать широкомасштабную государственную поддержку программе подготовке кадров для общественных федеральных и региональных СМИ. Лицензирование телерадиочастот Необходимо принять закон о Федеральной комиссии по телерадиовещанию (во исполнение ст.ст. 30 и 31 закона "О средствах массовой информации"). Закон должен определять порядок формирования комиссии, выдачи, контроля и отзыва лицензий на телерадиовещание, исходя из недопустимости произвола и монополизма в этой сфере. Вещание Необходимо присоединиться к Европейской конвенции о трансграничном вещании, которая обеспечит включение России в мировое информационное пространство. Вслед за подписанием Конвенции следует незамедлительно начать процесс приведения российского законодательства о СМИ и о рекламе в соответствие с ее требованиями, чтобы обеспечить действие на территории страны общеевропейских правил телерадиовещания. Районные (городские) газеты 1. Необходимо изменить юридический статус районных (городских) газет таким образом, чтобы исключить возможность их использования в качестве органов агитации и пропаганды районных (городских) администраций. 2. Заключить договоры учредителей с редакциями газет, предусматривающие выполнение статьи 19 закона о СМИ о профессиональной самостоятельности редакции. 3. Принять федеральную целевую комплексную программу модернизации районных (городских) газет, основные направления которой: * создание системы обучения и переподготовки сотрудников редакций районных (городских) газет; * увеличение рекламных бюджетов районных (городских) газет за счет объединения рекламных площадей и направления рекламных потоков из центра в регионы; * модернизация и техническое переоснащение редакций; * создание в регионах современной полиграфической базы для печати районных (городских) газет; * разработка и внедрение современной модели районной газеты. Всероссийское Демократическое Совещание заявляет, что перечисленные меры являются необходимыми для того, чтобы в России были реализованы свобода слова и право граждан на объективную и достоверную информацию и рекомендует своим участникам, имеющим представительство в Государственной Думе, выступить с соответствующими законодательными инициативами.