Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 583, 26 декабря 2001
                               Право на законопослушную бюрократию

             РОССИЯ: ЗАЩИЩАЮТ СТРАНУ ОТ АТОМНЫХ ЖУЛИКОВ

    Уважаемые коллеги,

    В нашем распоряжении находится ряд материалов, доказывающих
незаконность ввоза в Россию 41  тонны  облученного ядерного топлива
(ОЯТ) в тепловыделяющих сборках из Болгарии. Нами на основании этих
материалов было подготовлено и направлено в Генеральную прокуратуру
заявление (прилагается).
    Мы с удовольствием готовы предоставить всем желающим приложения
к жалобе (33 страницы), включающие копию контракта на поставку
болгарского ОЯТ.
    С уважением,
        В.Чупров, И.Блоков, Гринпис России
          iblokov@diala.greenpeace.org, 24 декабря 2001 г.



                    GREENPEACE        ГРИНПИС

     отделение международной неправительственной некоммерческой
                   организации "Совет Гринпис"
                 gprussia@diala.greenpeace.org

                                        Исх. No 1/778 от 14.12.01
                     Генеральная прокуратура Российской Федерации

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    В конце октября или начале ноября текущего года российскую
границу пересек железнодорожный состав, перевозящий из Болгарии
порядка 41 тонны облученного ядерного топлива (ОЯТ) в тепловыделяющих
сборках.
    2 ноября 2001 года Генеральной прокуратурой РФ было принято
заявление ОМННО "Гринпис России" о незаконности данного проекта (письмо
No 1/716 от 02.11.01, прил.1). В ответ на заявление Генеральная
прокуратура направила извещение No 7/4-р-01 от 12.11.01 о том, что
"обращение о незаконном ввозе радиоактивных материалов направлено в
Госатомнадзор" (прил. 2).
    4 декабря  2001  года нами было получено письмо Госатомнадзора
No 7-38/966 от 4 декабря 2001 г. (прил.3). В соответствии с письмом
Госатомнадзора, "ввоз был осуществлен в соответствии с Соглашением
между Правительством Российской Федерации и Правительством Народной
Республики Болгарии о сотрудничестве в области атомной энергетики от
19.05.1995 (далее Соглашение, прил.4) и Порядком приема для
последующей переработки на российских предприятиях отработавшего
ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата,
образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
29 июля 1995 г. (далее Порядок ввоза)". В соответствии со статьей 5
Соглашения, "Стороны осуществляют ввоз, вывоз и перемещение на
территории Российской Федерации и Республики Болгарии технического и
технологического оборудования, ядерных и других материалов, необходимых
для функционирования АЭС, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и
законодательством Российской Федерации и Республики Болгарии".
    На основании ответа, полученного из Госатомнадзора можно сделать
вывод о том, что ввоз облученного ядерного топлива на территорию России
был произведен в нарушение законодательства Российской Федерации:
 1. Пункт 1.1. контракта Техснабэкспорт-No 08843672/80011-09Д от 16 июня
2000 г. (далее Контракта), гласит: "Поставщик примет от Заказчика на
технологическое хранение и последующую переработку, отработавшее ядерное
топливо" (прил. 7). Таким образом, на момент заключения Контракта он был
незаконен, так как по действовавшему на тот период российскому
законодательству ввоз радиоактивных материалов для хранения, в том числе
технологического хранения, был запрещен. Это подтверждается решением
Верховного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. по делу, об отмене  Указа Президента
РФ от 25 января 1995 г. No 72 с изменениями, внесенными Указом от 20 апреля
1995 г. No 389. В этом решении прямо указано, что "содержащееся в Указе
Президента РФ разрешение Горно-химическому комбинату приема отработавшего
ядерного топлива с зарубежных атомных электростанций, хотя и с целью его
временной выдержки и последующей переработки, не может быть судом
расценено в отсутствие перерабатывающего завода иначе, как разрешение
приема такого топлива на хранение, что противоречит требованиям Закона РФ
"Об охране окружающей природной среды" и ст.90 Конституции РФ, согласно
которой указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам" (прил. 5).
2. В соответствии со статьей 11 ФЗ "Об экологической экспертизе",
экологической экспертизе федерального уровня подлежат "виды документации,
обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна
оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду
в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации".
Контракт предполагает транспортировку ОЯТ, являющегося опасным грузом,
через территорию нескольких субъектов, то есть деятельность, которая
способна оказывать прямое воздействие на окружающую среду в пределах
территорий нескольких субъектов Российской Федерации. В соответствии со
статьей 3 ФЗ "Об экологической экспертизе", основными принципами
экологической экспертизы являются: "1. Презумпция потенциальной
экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы до
принятия решений по реализации объекта экологической экспертизы" (принцип
предварительности экологической экспертизы). Однако в соответствии с
письмом Госатомнадзора No 7-40/826 от 23.10.2001, Контракт и сам проект
ввоза ОЯТ, не прошли процедуры экологической экспертизы федерального
уровня (прил.6).
 3. В случае, если операция по ввозу ОЯТ осуществлялась на основе
законодательства, действовавшего в 2000 году, то сама операция по ввозу
ОЯТ является незаконной по причине, указанной в пунктах 1 и 2.
 4. В соответствии с пунктом 4 статьи 50 ФЗ "О внесении дополнения в
статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "ввоз в
Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих
сборок ядерных реакторов: разрешается в случае, если проведены
государственная экологическая экспертиза и иные государственные
экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ,
обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение
уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего
проекта". Однако, в соответствии с письмом Госатомнадзора No 7-40/826 от
23.10.2001, Контракт и сам проект ввоза ОЯТ, не прошли процедуры
экологической экспертизы федерального уровня (прил. 6).
 5. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 ФЗ "О специальных экологических
программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"
"государственной экологической экспертизе в обязательном порядке подлежит
единый проект, предусматривающий осуществление внешнеторговой сделки,
связанной с ввозом в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих
сборок ядерных реакторов из иностранных государств, и реализацию
специальной экологической программы или программ, финансирование которых
осуществляется за счет средств, полученных от указанной внешнеторговой
сделки". Однако, насколько нам известно, специальной экологической
программы или программ, финансирование которых осуществляется за счет
средств, полученных от указанной внешнеторговой сделки, разработано не было.
 6. В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, "Поставщик примет от Заказчика
на технологическое хранение и последующую переработку, отработавшее ядерное
топливо, в том числе СП СУЗ и СВП". В соответствии с письмом Госатомнадзора
No 7-40/820 от 22.10.01 СП СУЗ (стержни поглотители системы управления и
защиты) и СВП (стержни с выгорающими поглотителями) являются радиоактивными
отходами (прил. 8). В соответствии с пунктом 1.4. Дополнения 3 к Контракту
от 2 августа 2001 г., слова "СП СУЗ" были исключены из контракта (прил. 9).
Тем не менее, в соответствии с указанным пунктом остаются разрешенными к
ввозу стержни с выгорающими поглотителями, также являющиеся радиоактивными
отходами. В соответствии с пунктом 3 ст. 50 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды", ввоз любых радиоактивных отходов из-за рубежа
запрещен. Таким образом, Контракт и осуществленный на его основании ввоз
ОЯТ нарушает действующее российское законодательство.
 7. В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, "Контракт на возврат
остеклованных высокоактивных отходов, будет заключен не позднее, чем за
10 лет до начала их возврата". В соответствии со статьей 15 Контракта,
Контракт действует в течение 10 лет со дня его подписания. Насколько нам
известно, при подписании контракта не было заключено дополнительных
контрактов на возврат остеклованных высокоактивных отходов. Таким образом,
речь идет о вечном хранении отходов, образующихся в результате переработки
ввозимого ОЯТ. В этой связи Контракт нарушает статьи 2 и 5 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Народной Республики
Болгарии о сотрудничестве в области атомной энергетики, пункт 3 статьи 50
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", часть 1 Порядка
приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего
ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата, образующихся
при его переработке радиоактивных отходов и материалов.
    Таким образом, и Контракт, и осуществленный на его основе ввоз ОЯТ
противоречат как законодательству, действовавшему до июля 2001 года, так
и новому законодательству, действующему с июля 2001, регламентирующим
порядок обращения с облученным ядерным топливом.

    В связи с вышесказанным просим принять меры прокурорского реагирования,
направленные на:
 1. пресечение незаконного ввоза на территорию Российской Федерации
радиоактивных материалов,
 2. привлечение виновных лиц к ответственности.
    В связи с большой общественной значимостью данного дела и наличием
прямой угрозы жизни и здоровью населения, просим рассмотреть заявление в
кратчайшие сроки и сообщить нам о результатах рассмотрения и принятых мерах.
    Приложения:
 1. Копия письма ОМННО "Совет Гринпис" No 1/716, от 02 ноября 2001 г.
 2. Копия извещения Генеральной прокуратуры No 7/4-р-01 от 12 декабря 2001 г.
 3. Копия письма Госатомнадзора No 7-38/966 от 4 декабря 2001 г.
 4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Народной Республики Болгарии о сотрудничестве в области атомной энергетики
от 19.05.1995.
 5. Копия Решения Верховного Суда РФ от 4 апреля 1996г. по делу, об отмене
Указа Президента РФ от 25 января 1995 г. No 72 с изменениями, внесенными
Указом от 20 апреля 1995 г. No 389.
 6. Копия Письма Госатомнадзора No 7-40/826 от 23.10.2001.
 7. Копия контракта Техснабэкспорт-No 08843672/80011-09Д от 16 июня 2000 г.
 8. Копия письма Госатомнадзора No 7-40/820 от 22.10.01 СП СУЗ.
 9. Копия Дополнения 3 к контракту No 08843672/80011-09Д от 2 августа 2001 г.

    С уважением,
    Исполнительный директор             С.А.Цыпленков

Перейти к началу страницы