Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 581, 24 декабря 2001 |
Право на живую природу ТОМСК: ЗАЩИЩАЮТ ПОДЗЕМНУЮ ВОДУ ОТ "МИРНОГО АТОМА" 103289, Москва, ул. Ильинка,7/3 В Верховный Суд Российской Федерации Заявители: Ф.И.О. 1. 2. 3. 4. Заинтересованное лицо: Правительство Российской Федерации 103274, Москва, Краснопресненская набережная, д.2 ЖАЛОБА (в порядке ст. ст. 2, 42, 45, 46 Конституции РФ; ст.12 ГК РФ; Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан") Распоряжением Правительства Российской Федерации No 1392-р от 23 октября 2001 года государственному унитарному предприятию "Сибирский химический комбинат" (г.Северск, Томская область) предоставлено право пользования участком недр для захоронения жидких радиоактивных отходов в глубоких горизонтах на площадках 18 и 18а полигона захоронения отходов этого предприятия. Полагаем, что действие Правительства РФ по предоставлению Сибирскому химическому комбинату права пользования участком недр для захоронения жидких радиоактивных отходов в "глубоких горизонтах" на площадках 18 и 18а является неправомерным, а распоряжение No 1392-р недействительным по следующим основаниям: Из официальных изданий Государственного комитета по охране окружающей природной среды Томской области нам известно, что захоронение жидких радиоактивных отходов производится в подземные водоносные горизонты в опасной близости к Томскому подземному водозабору. Кроме того, мы полагаем, что захоронение жидких радиоактивных отходов в подземные водоносные горизонты запрещено действующим федеральным законодательством: ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Статья 7. Водный объект Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Статья 17. Подземные водные объекты Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; Статья 104. Охрана водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами) Содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде. Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты запрещаются. Кроме того, мы полагаем, что часть 3 ст. 54 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" имеющая следующую редакцию: "запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты" - также носит императивный запрещающий характер в отношении деятельности, на которую Правительство РФ предоставило право Сибирскому химическому комбинату 23 октября 2001 г. Таким образом, мы оспариваем законность распоряжения Правительства РФ, предоставившего Сибирскому химическому комбинату право пользования участком недр, включающим водный объект, для захоронения жидких радиоактивных отходов в подземный водный объект. В официальных изданиях Государственного комитета по охране окружающей природной среды Томской области неоднократно отмечалась опасность деятельности СХК: "Большую потенциальную опасность представляет также крупномасштабное подземное захоронение жидких радиоактивных отходов (общая активность более миллиарда Кюри), осуществляющееся в водоносные горизонты на глубину 280-400 метров. Делящиеся материалы интенсивно сорбируются песчано-глинистыми породами и скапливаются в устье скважин. Учитывая, что вода является замедлителем нейтронов, это создает угрозу накопления критической массы, достаточной для возникновения самоподдерживающейся цепной реакции". Обращаем внимание суда на п.2.1 Соглашения об условиях пользования недрами для захоронения жидких радиоактивных отходов в водоносные горизонты на Сибирском химическом комбинате (данное соглашение - неотъемлемая часть лицензии No 00210), в котором констатируется: "Захоронение ЖРО производится в водоносные горизонты (11 и 111) верхнемелового возраста, вмещающие пресные подземные воды, пригодные для водоснабжения, что противоречит действующему законодательству". Соглашение подписано уполномоченными представителями Комитета РФ по геологии и использованию недр, органа государственной власти субъекта Федерации, руководителем предприятия, получающего лицензию, и заверено гербовыми печатями. Действия органов лицензирования и лицензиата были противоправными и виновными. Для нас не имеет значения, на что выдано разрешение: на право осуществления деятельности по захоронению ЖРО, или на право пользования недрами для их захоронения в водный объект, поскольку и в том, и в другом случае затрагиваются наши права и интересы на благоприятную и безопасную окружающую среду и создается реальная угроза не только для нашей жизни и здоровья, но и для будущих поколений. Сам факт нарушения закона при предоставлении права на осуществление деятельности, запрещенной законом, свидетельствует о нарушении прав граждан, охраняемых данным законом. Поэтому мы аргументируем свои требования положениями действующего федерального законодательства, защищающими жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду для ныне живущих и будущих поколений. Согласно письму Главы Администрации Томской области No 1-51-1222 от 18.06.96. председателю правительства Российской Федерации "результаты работы ученых, специалистов по определению влияния СХК на окружающую среду показали наличие устойчивого повышенного радиационного фона в северо-восточном направлении от комбината, отчетливое проявление мутагенных изменений у растений и животных, загрязнение радионуклидами подземных вод. За время работы СХК произошло 23 аварии, 4 из которых были третьего уровня опасности по шкале МАГАТЭ". Загрязнение подземных вод радиоактивными отходами запрещается действующим Российским законодательством. Среди способов защиты гражданских прав ст.12 ГК РФ предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание недействительным акта государственного органа. На основании изложенного, ст. ст. 2, 42, 45, 46 Конституции РФ; ст.12 ГК РФ; Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" просим: 1. Рассмотреть жалобу в установленный законом срок. 2. Признать жалобу обоснованной. 3. Признать действие Правительства РФ по предоставлению Сибирскому химическому комбинату права пользования участком недр, включающим водный объект, для захоронения жидких радиоактивных отходов - неправомерным, а Распоряжение Правительства РФ No 1392-р - недействительным. Вопросы об определении юридически значимых по делу обстоятельств и правильности применения законов при рассмотрении специфического спора о законности захоронения жидких радиоактивных отходов в подземные водоносные горизонты уже являлись предметом обсуждения в Верховном Суде РФ: Определение 88Г98-4. Согласно ч. 1 ст.116 ГПК РСФСР жалоба подлежит рассмотрению Верховным Судом Российской Федерации. Konstantin Lebedev, elckonst@mail.tomsknet.ru 21 декабря 2001 г. 5:10