Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 58, 23 апреля 2000 |
К 28 апреля - Дню химической безопасности МУСОРОСЖИГАТЕЛЬ В ТРОИЦКЕ? "ПРОБЛЕМА Город Троицк - промышленный и научный центр с населением около 65000 человек - расположен примерно в 15 км к югу от Москвы. Как и вся густонаселенная Московская область, Троицк испытывает проблемы в области управления бытовыми отходами. В настоящее время отходы свозятся на городскую свалку, которая переполнена и не отвечает санитарным нормам. Размещение нового полигона-свалки вблизи Москвы политически невозможно, особенно если она будет спроектирована с использованием традиционных для Подмосковья подходов: отсутствие гидроизоляции, сбора и очистки фильтрата, противопожарных мероприятий и контроля над поступающим мусором. Непопулярность захоронения отходов на свалках, а также ряд упомянутых ниже соображений привели городскую администрацию к идее постройки мусоросжигательного завода мощностью 40 000 тыс. тонн в год в промышленной зоне города Троицка в некотором отдалении от жилых застроек, но в непосредственной близости от детского оздоровительного лагеря (800 м) и дачного поселка (500 м). ТЕХНОКРАТЫ Сжигание отходов будет всегда обладать привлекательностью для политиков с инженерным мышлением, а точнее - инженерным воображением. В самом деле, с помощью "магической технологии" горы несанитарного и неэстетичного мусора в один момент исчезают в очищающем пламени. Как говорится, "нет отходов - нет проблемы". Администрация Троицка получила от проектного института "ГИПРОМЕЗ" еще более заманчивое решение: не просто сжигать отходы, а превращать их в экологически чистый строительный материал - прошивные маты! Магическая технология, неизвестная нигде в мире, была чисто отечественной разработкой, основанной на методах создания сплавов, применявшихся в металлургии. Неразделенные отходы должны были подвергаться воздействию больших температур, практически "переплавляться" без доступа кислорода в гомогенную массу, "без вкуса и запаха", пригодную для изготовления стройматериалов. Проектировщики были настолько уверены, что сжигать мусор легче, чем плавить металл, что не провели испытании предлагаемой установки. СОМНЕНИЯ Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) тома ОВОС и пояснительной записки ТЭО проекта Троицкого МСЗ обнаружила, что как с экологической, так и с технологической точек зрения проект далеко не безупречен. В связи с крайней неоднородностью состава мусора, загрузки его в печь большими порциями и наличием в отходах таких составляющих, как алюминий и селитра, не исключена вероятность локальных взрывов и тепловых перегрузок, срыва процесса горения и "проскоков" супсрэкотоксикантов в дымовую систему. Авторы проекта явно завысили полноту сжигания мусора и степень очистки отходящих газов. ОЭЭ усомнилась и эффективности предложенных технологии очистки выбросов. Например, в третьей ступени системы очистки отходящих газов предполагалось применять УГОЛЬНЫЙ адсорбер, который должен был поглощать 90% отходящих диоксинов и фуранов. Из отсутствия отработанного адсорбента в перечне образующихся отходов следует, что способ его утилизации - загрузка в приемный бункер печи. При проектировании установки не была оценена дальнейшая судьба диоксипов и фуранов, какая их часть под действием высоких температур будет разлагаться, а какая десорбироваться и попадать в отходящие газы, увеличивая тем самым нагрузку па адсорбер. При отсутствии таких оценок и системы контроля содержания диоксипов в очищенных газах не обоснован расход адсорбента и не определено реальное содержание диоксииов и фуранов в очищенных газах. Таким образом, принятая схема сжигания ТБО не исключала образования диоксинов, как в печи, так и в котле-утилизаторе. Выбросы диоксинов из-за их высокой стабильности могли привести к постоянно повышающемуся загрязнению большой территории вокруг завода, включая жилую зону. Возможность выброса диоксинов (которую проектировщики не смогли удовлетворительно оценить - см. ниже анализ проведенной ГИПРОМЕЗом оценки воздействия на окружающую среду), несомненно, является наиболее бросающимся в глаза экологически вредным последствием проекта. Однако проект имеет и другие, менее сенсационные, но не менее вредные экологические последствия, отмеченные ОЭЭ: забор грунтовых вод в количестве, превышающем хозяйственно-питьевое потребление города Троицка, захоронение "плановых" твердых отходов и т. д. НЕОБХОДИМОСТЬ? Несмотря на ряд технологических недостатков проекта и его экологическую вредность, не они с точки зрения общественной экологической экспертизы определили его непригодность. Основным фактором было отсутствие и у заказчика, и у проектировщика как формального, так и фактического обоснования необходимости строительства МСЗ. Неявное представление о том, что "надо что-то делать с отходами" обычно недостаточно для проектирования высокотехнологичных установок по утилизации. Информация о переполненности свалки должна была быть дополнена ответами на следующие вопросы: * сколько и каких ТБО образуется в городе? * будет ли и как эта цифра меняться в дальнейшем? * какие существуют варианты утилизации ТБО с применением комплексного подхода к проблеме? Какое место занимает сжигание отходов среди этих вариантов? * какова экономическая сторона различных вариантов утилизации, в том числе мусоросжигания? Последний вопрос особенно интересен, так как он в явном виде не поднимался ни заказчиками, ни авторами проекта. Известно, что сжигание отходов -это один из самых дорогостоящих путей их утилизации. Капитальная стоимость МСЗ аналогичного масштаба в США была бы несколько миллионов долларов. Заказчик предполагал покрыть эти расходы с помощью кредита Мирового Банка или аналогичной финансовой организации. Как жители города расплачивались бы с этим кредитом? В развитых странах сама эксплуатация МСЗ обходится дороже, чем эксплуатация современных полигонов по захоронению отходов, даже там, где велика плотность населения, например, в Нидерландах. Авторы проекта завода в Троицке предполагали, что расходы на его эксплуатацию будут более чем компенсированы продажей строительных материалов, образующихся из "мусорного расплава". Интересно, что рынки сбыта этих материалов не были найдены. ОЭЭ усомнилась в самой возможности сбыта материалов произведенных из неразделенных отходов, особенно учитывая то обстоятельство, что на момент прохождения экологической экспертизы официальное заключение о безвредности этих материалов отсутствовало. Здесь возникает еще одна проблема, уже экологическая, а не экономическая: если "экологически чистый" материал не находит сбыта, то его нужно рассматривать ... как отходы, то есть вывозить на свалку. Анализ последствий такого сценария заказчиком проведен не был. Итак, выводы о целесообразности строительства завода были сделаны исходя из весьма общих соображении о том, что "существующая практика захоронения ТБО и промышленных отходов на свалках является вынужденным, временным бесперспективным решением с точки зрения экономики и вредным с точки зрения охраны окружающей среды" (цитата из тома ОВОС). Общие соображения превалировали не только на концептуальном, но и на технологическом уровне: установка проектировалась исходя из литературных данных о ТБО, скорее всего, усредненных но России. Поскольку местная специфика не учитывалась ни при выработке концепции, ни при поиске инженерных решений, проект не был предназначен и не мог решить специфические проблемы Троицка. ОВОС Оценка воздействия па окружающую среду или ОВОС - это процесс строгого всестороннего анализа проекта, проводимого заказчиком до подачи документации на государственную экологическую экспертизу с целью определить экологические последствия проекта и выработать меры по их смягчению, а также обосновать или опровергнуть экологическую приемлемость намечаемой деятельности в целом. К сожалению ни заказчик, ни разработчик нс смогли справиться с этой задачей. Общественная экологическая экспертиза отметила, что "Проведенная заказчиком оценка воздействия на окружающую среду обладает рядом серьезных недостатков, не соответствует действующей нормативно-правовой базе и нс может служить экологическим обоснованием строительства МПЗ, в частности: * В томе ОВОС отсутствует обоснование и описание целей строительства МПЗ с привязкой к решению конкретных проблем утилизации отходов на уровне города, района или области, а также обоснование выбора технологии утилизации ТБО. * В томе ОВОС нс рассмотрены альтернативные технологии утилизации ТБО и альтернативные площадки размещения предприятий по переработке ТБО; * В томе ОВОС отсутствует как описание "рецепторов" экологического воздействия (окружающей среды, здоровья населения и т.д.) и их современного состояния, так и ожидаемых изменений вследствие реализации проекта МСЗ, а также оценка значимости этих изменений для окружающей среды, здоровья и качества жизни населения. Это является одним из наиболее серьезных недостатков тома ОВОС, так как основной целью ОВОС является выявление ожидаемых экологических и медицинских последствий осуществления хозяйственной деятельности для проектирования защитных мер и принятия информированных решении о допустимости осуществления проектов. Количественная и качественная оценка выбросов и сбросов предприятия, отчасти проделанная в томе ОВОС, является лишь первым шагом в оценке экологического воздействия. Наряду с ним должны быть проведены (а) описание нынешнего состояния окружающей природной среды и здоровья населения в зоне влияния проекта, (б) анализ возможных изменений этого состояния вследствие воздействия проекта и (в) оценка значимости этих изменении в сравнении с ожидаемыми социально-экономическими выгодами от осуществления проекта. Не проделав шагов (а)-(в), авторы тома ОВОС не привели в соответствие этот документ с его названием. * Том ОВОС не содержит документального подтверждения экологической безопасности конечной продукции завода; * В томе ОВОС нс указаны социально-экономические последствия осуществления проекта. * Том ОВОС также обладает рядом менее существенных формальных и содержательных недостатков, подробно описанных в Заключении ОЭЭ. * В нарушение действующей нормативно-правовой базы в рамках осуществления ОВОС заказчиком нс были проведены консультации с общественностью, а также организациями, которых может потенциально затронуть осуществление проекта (такими как ИЯИ РАН). * Неадекватность проведенной заказчиком ОВОС была одним из основных аргументов как общественной, так и государственной экологических экспертиз, которые в конце концов отклонили проект. ЭКСПЕРТИЗЫ Первая государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проекта Троицкого МСЗ вынесла ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ заключение, основанное на опасном количестве диоксипов, которое, как указывал ОВОС, предприятие будет выбрасывать в атмосферу. Авторы ОВОС провели перерасчет и представили "улучшенный" вариант на вторую ГЭЭ, мнения в которой разделились. Приблизительно в этот момент жители дачного поселка, расположенного в непосредственной близости от предполагаемой площадки завода, начали проведение общественной экологической экспертизы при поддержке Центра общественной экологической экспертизы "Эколайн". Общественная экологическая экспертиза, в которой работало 10 экспертов, включая химиков, технологов, юристов, специалистов по ОВОС, инженеров строителей, биологов и представителей общественности вынесла заключение о НЕВОЗМОЖНОСТИ строительства МСЗ в г.Троицке по предлагаемой технологии. Заключение ОЭЭ было основано нс только на вредном воздействии, связанном с диоксинами, но и на: * неадекватности и неполноте представленных заказчиком материалов по оценке воздействия на окружающую среду; * несоблюдению ряда законов, в том числе необоснованному ограничению участия общественности: * отсутствию обоснования экологической и экономической целесообразности строительства МСЗ; * ожидаемым серьезным экологическим воздействиям проекта. Заключение ОЭЭ, направленное в ГЭЭ Московской области послужило основанием для передачи документации по проекту на федеральный уровень. ГЭЭ Госкомприроды вынесла ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, а также принципиальное решение о проведении всех экспертиз МСЗ в будущем на федеральном уровне. Решение ГЭЭ совпало с решением новой администрации города Троицка ОТМЕНИТЬ ЗЕМЛЕОТВОД под строительство МСЗ". М.Зайцев, "ЭКОбюллетень", N 2, 2000 г., Новокузнецк