Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 571, 14 декабря 2001 |
Право на знающих экспертов КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ЛЮДЕЙ ЗАЩИЩАЮТ ОТ "ЭКСПЕРТОВ" В Судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда от представляющего интересы Таранова Андрея Ивановича, проживающего: 612600, Кировская область, г.Котельнич, гражданина Краева Николая Васильевича, проживающего: 610020, г.Киров КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА на решение Котельничского районного суда Кировской области от 30 ноября 2001 г. Решением Котельничского районного суда Кировской области от 30 ноября 2001 г. отказано в удовлетворении требований Таранова А.И. о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов РФ от 19 марта 2001 г. No 233 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской области". Не согласен с решением суда по следующим основаниям. 1. Суть рассматриваемого спора состоит в том, что, по мнению А.И.Таранова, Министерство природных ресурсов РФ, приняв от заказчика на экспертизу материалы технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства объекта уничтожения химического оружия (ОУХО) на территории Оричевского района Кировской области, назначив экспертную комиссию, а затем утвердив своим приказом от 19 марта 2001 г. No 233 заключение, тем самым нарушило права населения - десятков тысяч граждан, проживающих не только в Оричевском, Котельничском районах, но и в г.Кирове (у некоторых садовые участки находятся вдоль железной дороги в Оричевском районе, угодья района являются местом охоты, рыбалки, сбора грибов и ягод). Экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции (т.е. утверждении) потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (статья 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты строительства, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду (статьи 11 и 12). Участие в обсуждении, опросах, референдуме по указанным видам намечаемой деятельности является правом населения, но оно, вопреки требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе" и постановления Губернатора Кировской области от 27 августа 1997 г. No 257 нарушено. Общественные обсуждения, опросы, референдумы среди населения Оричевского, Котельничского районов о намечаемой деятельности по объекту УХО на территории Оричевского района не проводились, соответственно в материалах ТЭО ОУХО отсутствуют документы таковых обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями). Статья 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемой заказчиком документации и при наличии в её составе материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. 2. В развитие требований ст. 14 указанного Закона постановлением администрации Кировской области от 27 августа 1997 г. No 257 было утверждено "Примерное положение по обеспечению прав общественности на участие в подготовке материалов, в проведении государственной экологической экспертизы и принятии решений". В нем записано, что оно предназначено для реализации конституционных прав граждан и общественных объединений на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, претворения в жизнь одного из основных законодательно определенных принципов экологической экспертизы, заключающегося в гласности, участии общественных организаций (объединений) и учете общественного мнения. Учет общественного мнения может быть проведен в форме организации референдума, опроса населения, проживающего в зоне влияния объекта, и населения, интересы которого затрагиваются планируемым видом хозяйственной и иной деятельности, общественного обсуждения по объекту экспертизы в населенном пункте (пунктах), интересы населения которых затрагиваются реализацией объекта экспертизы. О принятом решении по форме общественного обсуждения объекта экспертизы, месте и времени органы местного самоуправления информируют население и юридические лица через средства массовой информации не позднее чем за 2 недели до проведения слушаний. При этом указывается, где и когда заинтересованные лица могут ознакомиться с документацией и получить консультации и ответы на вопросы специалистов - представителей заказчика и проектной организации. Положение устанавливает и требования к документальной фиксации общественного мнения. В частности, установлено, что протокол общественных слушаний должен содержать следующие сведения: * председатель и секретарь собрания; * присутствующие представители от заказчика, исполнителя документации, общественных организаций, органов местного самоуправления, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и других органов государственного управления; * количество присутствующих; * тезисы сообщений представителя заказчика и исполнителя документации (могут прилагаться к протоколу); * решение, если оно принималось; * результаты голосования. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. 3. Представители ответчика вместо материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, представили суду три документа, которые абсолютно не отвечают требованиям Закона и рассмотренного Положения: а) Протокол собрания с жителями п. Мирный, администрацией Оричевского района, руководством районных природоохранных служб, руководством Кировской области при участии корреспондентов областных газет и телевидения, районного совета интеллигенции, представителей Котельничского и Оричевского района, депутатов Кировской областной Думы; б) Резолюцию Первой межрегиональной научной конференции по проблеме уничтожения химического оружия от 28.08.2000 г.; в) Протокол заседания областной комиссии по координации деятельности областных органов, учреждений и организаций по проблеме уничтожения химического оружия на территории Кировской области. 4. Тем не менее, суд встал на точку зрения представителей ответчика и счел, что материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями) могут быть в любой форме, так как, по мнению суда, ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не регламентирует формы обсуждений, а упомянутое Положение по обеспечению прав общественности, утвержденное постановлением No 257 администрации Кировской области, предназначено, дескать, для внутриобластного пользования и федеральные органы могут, образно выражаясь, на него "наплевать в большой трибуны". 5. При рассмотрении данного спора отбрасывать, не принимать во внимание "Примерное положение по обеспечению прав общественности на участие в подготовке материалов, в проведении государственной экологической экспертизы и принятии решений", утвержденное постановлением администрации Кировской области от 27 августа 1997 г. No 257, по нашему мнению, не только неправильно, но и незаконно. Конституцией РФ предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (статья 72, пункт "д"). Стало быть, по вопросам, которые не урегулированы федеральным законодательством, субъект РФ вправе принимать нормативные правовые акты. Это прямо закреплено и в Федеральном законе "Об экологической экспертизе": "Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (статья 2). 6. Статья 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает, что государственная экологическая экспертиза, проводится при наличии в её составе материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Приведенная формулировка Закона устанавливает три взаимосвязанных элемента требований. Критерии, через которые должна вестись оценка тех трёх документов, представленных представителями ответчика вместо требуемых, заключаются в следующем: * должны быть материалы обсуждений не чего угодно, а объекта экспертизы - то есть материалов всех томов ТЭО строительства ОУХО (объектом обсуждения в п.Мирном был лишь один том - оценка воздействия проектируемого объекта по уничтожению химического оружия на окружающую среду предметом обсуждения научной конференции, как и заседания областной комиссии, была сама проблема уничтожения химоружия, а не документация ТЭО); * обсуждение объекта экспертизы (документации) должно быть не с кем угодно (с чиновниками, учеными и т.д.), а именно с гражданами и общественными организациями (объединениями), права которых затрагиваются объектом экспертизы; * обсуждение должно быть организовано не кем угодно, а именно органами местного самоуправления. Даже "Протокол собрания с жителями п.Мирный:", утвержденный зам. Губернатора В.М.Малых 29 июня 2000 г., не может считаться надлежащим документом вследствие не только предмета обсуждения, но и процессуальных нарушений. Вопреки требованиям Положения, утвержденного постановлением No 257 администрации Кировской области, в протоколе отсутствует дата проведения собрания, подписи председателя и секретаря собрания, количество присутствующих (12 чиновников поименованы, а сколько было граждан - неизвестно), не указаны результаты голосования и т.п. Документов о каких- либо собраниях в других населенных пунктах, права которых затрагиваются предполагаемым строительством, ответчиком не представлено. Таким образом, вместо требуемых по Закону материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, ответчиком представлены документы, которые по меткому народному выражению можно именовать, как "не пришей к кобыле хвост". 7. Заявитель утверждал, и документально подтвердил, что права общественной организации - Кировской областной организации Всероссийского общества охраны природы, а также созданной им Комиссии общественной экологической экспертизы, нарушены - несвоевременно представлена документация ТЭО для проведения экспертизы, заключение Комиссии общественной экологической экспертизы не учтено при проведении госэкспертизы. Кроме того, заключения государственной и общественной экспертиз диаметрально противоположны. На отправленное в Министерство природных ресурсов РФ заключение общественной экологической экспертизы почти полгода не было никакой реакции. И лишь на заседании суда представители ответчика представили письмо о том, что МПР России это заключение направляет заказчику документации для учета в работе. Однако суд, утверждая в решении, что заключение общественной экологической экспертизы не утверждено, а стало быть и не имеет юридической силы, фактически не дал оценки допущенным нарушениям прав общественности. 8. Изложенные материалы, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что при проведении государственной экологической экспертизы не был соблюден установленный законодательством порядок её проведения, а также нарушены права граждан и общественных организаций. Поэтому приказ МПР России, которым утверждено заключение комиссии государственной экологической экспертизы, не может являться актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе" и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (то есть актов и Кировской области), как того требует статья 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе". 9. Принимая во внимание, что: * в соответствии Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. No 197-ФЗ) на государственные органы, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод; * представителями ответчика документально не доказано проведение общественных обсуждений, опросов, референдумов среди населения, права которого затрагиваются намечаемой деятельностью по строительству объекта УХО на территории Оричевского района; * право населения и общественных организаций на участие в обсуждениях, опросах, референдуме, выражение и учет этого мнения при принятии решений по указанному виду намечаемой деятельности нарушено; * выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (обсуждения, опросы, референдумы не проводились, а вместо материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, представлены ненадлежащие документы); * суд нарушил нормы материального права (неправильно истолковал ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", не применил нормы Положения, утвержденного постановлением No 257 администрации Кировской области) и исходя из необходимости восстановления нарушенных прав населения и общественных организаций, на основании ст. 305-307, 311 ГПК РСФСР, убедительно прошу судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда: решение Котельничского районного суда Кировской области от 30 ноября 2001 г. по заявлению А.И.Таранова отменить; не передавая дело снова на рассмотрение в районный суд, принять новое решение, которым удовлетворить требования А.И.Таранова и признать недействительным, то есть не порождающим правовых последствий, приказ Министерства природных ресурсов РФ от 19 марта 2001 г. No 233 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской области" со дня его издания. Приложение: Квитанция об уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы. Представитель А.И.Таранова, по доверенности Н.В.Краев 10 декабря 2001 г. Источник: nik@kraev.kirov.ru, 13 декабря 2001 г.