Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 517, 19 октября 2001 |
Право на безъядерную жизнь РОССИЯ: И ЕЩЕ О ЯДЕРНЫХ ОТХОДАХ ЖДЕМ-С ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ ПОВЕЗУТ В РОССИЮ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ? Несмотря на угрозу терроризма Минатом пытается осуществить транспортировку ОЯТ из Болгарии в нарушение законодательства РФ Как сообщает группа "Экозащита!", компания Техснабэкспорт (подразделение Минатома) в настоящее время пытается организовать транспортировку ядерных отходов из Болгарии в Россию. Не смотря на международную нестабильность и угрозу терроризма, специальный поезд для перевозки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) покинул Россию на прошлой неделе и уже находится на болгарской АЭС Козлодуи. Для того, чтобы отправить состав с ОЯТ обратно необходимо, получить разрешения от Госатомнадзора и других компетентных органов России, а также получить разрешение Украины на транзит. В соответствие с контрактом, подписанным АЭС Козлодуи и компанией Техснабэкспорт летом 2000 года, на российский Горно-Химический Комбинат в Красноярске-26 должно быть доставлено около 41 тонны ОЯТ по цене 620 долл. за 1 кг. Эта цена является заведомо убыточной - в 1998 году экс-глава Минатома Евгений Адамов утверждал, что цена приема топлива на переработку должна быть не менее 1,000 долл. за кг. Как стало известно международной группе "Экозащита!", 16 октября председатель Госатомнадзора РФ Юрий Вишневский направил руководству компании Техснабэкспорт резкое письмо, в котором указал на необходимость получения лицензии для подобной деятельности. Кроме того, в соответствие с тремя законами, разрешающими импорт ОЯТ в Россию, принятыми летом 2001 года, предлагаемые проекты импорта ядерных отходов должны проходить экологическую экспертизу, а также анализироваться специальным президентским комитетом. Также, Техснабэкспорт обязан доказать, что средства от ввоза ядерных отходов пойдут на реабилитацию загрязненных территорий в России, даже если программа реабилитации еще не существует. Техснабэкспорт проигнорировал все перечисленные согласования. В России накоплено около 14,000 тонн высоко-активных отходов (ОЯТ), судьба которых до сих пор не решена. Переработка ОЯТ приводит лишь к наработке дополнительного количества отходов. На перерабатывающем комбинате "Маяк" в данный момент накоплено отходов общей активностью 1 млрд. Ки, что равняется двадцати Чернобыльским выбросам. Однако Минатом продолжает увеличивать количество радиоактивных отходов, зарабатывая деньги на их ввозе и переработке. Ввоз болгарских ядерных отходов в таком виде нарушает законы России, он невыгоден с экономической точки зрения и экологически опасен. Кроме того, поезд с ядерными отходами - чрезвычайно удобная мишень для террористов. Сегодня "Экозащита!" призвала государственные органы России не впускать болгарские ядерные отходы на территорию страны. Анти-Атом Пресс 331, 18 октября 2001 г., ecodefense@online.ru ВСТРЕТИМ "ТРАНССИБ НЕ ПРОПУСТИТ ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ!". 24 ОКТЯБРЯ в ответ на стремление Минатома ввести в Россию ОЯТ общественные организации проводят всероссийскую акцию протеста против ядерных перевозок на Трансcибирской магистрали Акции протеста состоятся в нескольких городах, расположенных вдоль Транссиба: Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Белогорске, Биробиджане и Уссурийске. Цель акции - продемонстрировать властям России готовность общественности к радикальным действиям с тем, чтобы остановить перевозки ядерных отходов по территории России. В каждом городе разработана своя уникальная акция, которую проводят одна или несколько общественных организаций, в числе которых: "Ученые сибири за глобальную ответственность", Молодежный экологический клуб "END of Our Age", "Молодежь за устойчивое развитие Сибири" Байкальская экологическая волна, Дружина охраны природы (ДОП) Ярославского государственного университета, ДОП "Барс", ДОП "Беркут", ДОП "Уссурийский медведь", Комитет за рабочий интернационал, "Зеленая ветвь", Движение против насилия. В июне 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал три законопроекта, разрешающих ввозить ядерные отходы (отработавшее ядерное топливо - ОЯТ) в Россию на хранение, срок которого никак не определен. Зеленые выступают не только против такого завуалированного захоронения иностранных ядерных отходов в России, но и против ядерных перевозок, представляющих огромный риск для населения. Повышенное внимание к Трансcибирской магистрали обусловлено тем, что поезда, перевозящие ОЯТ, не смогут миновать эту крупнейшую железную дорогу России. По данным экологических организаций, некоторые азиатские страны, прежде всего Тайвань и Южная Корея, стоят первыми в списке экспортеров ядерных отходов в Россию. Азиатские перевозки будут проходить скорее всего через Владивосток в направлении Красноярска. В начале 2001 года экологическими организациями было подготовлено и распространено исследование "ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЯДЕРНЫХ ДЕЛЯЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ". В нем впервые были проанализированы: состояние дорог в России, безопасность при транспортировках, качество оповещения об авариях и тп. "При перевозках радиоактивных веществ авиационным, автомобильным, морским, железнодорожным транспортом нередко происходят аварии. Показатель аварий и катастроф на транспорте (авиация, автомобиль, железная дорога, речной и морской транспорт) в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах. Например, на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК г. Новоуральск) в 1994 произошла авария при перевозке сернокислого урансодержащего раствора между объектами комбината. В результате аварии на полотно дороги общего пользования было пролито около 1000 л радиоактивного раствора. Основной причиной аварии были грубые нарушения действующих в России правил перевозки ядерных материалов. В 1999 были выявлены два случая несанкционированной транзитной перевозки по территории России радиоактивных грузов при перевозке по железной дороге", - говорится в исследовании. Экологические организации России считают недопустимым превращение страны в ядерный отстойник и требуют прекращения опасных ядерных транспортировок по территории страны. Согласно Конституции, граждане России имеют право на здоровую окружающую среду, а не право получения болезней, связанных с радиоактивным загрязнением. Пресс-служба Социально-экологического союза, 18 октября 2001 г., seupress@mtu-net.ru МЕЧТАЕМ (О ДУМАЮЩЕЙ ДУМЕ) У ДЕПУТАТОВ УЖЕ НЕТ ШАНСОВ. 18 октября, 2001 г. Москва. Сегодня большинство депутатов Государственной Думы окончательно и бесповоротно доказало свою полную несостоятельность. Народные избранники оказались неспособными отстаивать интересы избирателей. "Моментом истины" стало очередное голосование по поправкам разрешающим ввоз в Россию зарубежного отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) для переработки и хранения. Таким образом, депутаты одобрили превращение России в международную "ядерную свалку". Поддержав внесенные депутатом Робертом Нигматулиным "ядерные поправки", "за" разрешение ввоза ОЯТ проголосовало - 308 депутатов, "против" - 36, не голосовало - 106. При этом заседание было отмечено весьма показательным событием. Была предложена поправка к поправкам Р.Нигматулина. Ее смысл в том, что образовавшиеся при переработке зарубежного ОЯТ радиоактивные отходы должны в обязательном порядке вывозиться в те страны, откуда поступили ОЯТ. За вынесение этой поправки на голосование высказалось - 144 депутата, "против" - 100. Однако, председатель Думы Геннадий Селезнев отказался выносить поправку на голосование, нарушив тем самым процедуру принятия решений в Госдуме. Данная, крайне неприглядная ситуация, лишний раз доказывает, что главной целью протащенных Минатомом поправок, является элементарная продажа территории России под международный могильник ядерных отходов. Какие бы красивые слова о необходимости сохранения высоких технологий и возможности весомо пополнить бюджет страны не звучали, факты говорят сами за себя. Депутаты в очередной раз проигнорировали мнение своих избирателей, более 90% которых высказалось против ввоза ОЯТ во время социологического исследования агентства РОМИР. Не насторожило депутатов и то, что еще один социологического опрос показал, что 91,3% избирателей не поддержат своих депутатов в случае, если они проголосуют за проекты ввоза зарубежного ОЯТ. "Видимо, депутаты, забыв о своих прямых обязанностях, настолько оторвались от действительности, что перестали воспринимать даже свой электорат, - координатор энергетической кампании Гринпис России Владимир Чупров, - Надо напомнить. Неправительственные организации внимательно следят за ходом голосования и проинформируют избирателей о позиции каждого депутата. Мы уже выпустили брошюру "Они превращают Россию в международную ядерную свалку", так что депутаты, проголосовавшие "за", уже вошли в историю как ядерные могильщики и потомки смогут достойно оценить их деяние". Не образумило депутатов и выступление Сергея Митрохина, указавшего на крайнюю опасность манипуляций с ядерными материалами в условиях разрастания международного терроризма. "Для того чтобы террористы могли нанести ядерный удар, им совершенно не нужно овладевать ядерным оружием. В нашей стране много ядерных объектов, безопасность которых давно признана недостаточной и принимая решение о ввозе зарубежного ОЯТ мы увеличиваем опасность, мы увеличиваем количество целей для разного рода террористов" - заявил Сергей Митрохин. Осознавая реальную опасность, связанную с ОЯТ, редкая страна решится участвовать в подобных авантюрах. К примеру, законодательство "Объединенных Арабских Эмиратов" в виде наказания за подобные деяния предполагает смертную казнь. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что сегодня международные манипуляции с ядерными отходами и ОЯТ увеличивают опасность ядерного терроризма. Современная техника чрезвычайно упростила процесс создания мощного ядерного или радиационного оружия. Не случайно, что возможность захвата радиационных материалов серьезно рассматривается властями США, принимающими меры по прекращению их транспортировки на своей территории. Появляются сообщения о том, что интерес к "приобретению" ядерных отходов проявляют международные террористические группы. Гринпис России, iblokov@diala.greenpeace.org, 18 октября 2001 г.