Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 482, 12 сентября 2001 |
Право на общественную активность РОССИЯ: НАВСТРЕЧУ ГРАЖДАНСКОМУ ФОРУМУ Господа, коллеги и друзья! От имени инициативной группы Социально-Экологического Союза предлагается вариант проекта основного документа собираемого в ноябре т.г. Гражданского форума. Проект представляется для обсуждения и, - после учета поступивших замечаний и предложений, - он будет открыт для подписания представителями общественных организаций, и распространен на предстоящих региональных Гражданских форумах. По поручению инициативной группы Алексей Владимирович Яблоков Замечания и предложения прошу направлять одновременно по двум электронным адресам: yablokov@online.ru; anzuz@online.ru. ПРОЕКТ (вариант на 12 сентября) ДЕКЛАРАЦИЯ "О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ" В настоящее время и так не быстрое движение России на пути построения гражданского общества замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и пошло вспять. Вместо демократической системы, построенной на основе институтов гражданского общества, в России создается "управляемая демократия", при которой граждане все больше отстраняются от непосредственного принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество исключается из системы контроля за деятельностью власти. Повторяется советская ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна ему, а общество во все в большей степени ставится на службу власти. Основные причины сложившегося положения нам видятся в следующем: - слабая и зависимая судебная власть в большей степени защищает корпоративные интересы силовых структур и органов исполнительной власти, чем закон, государственные интересы, общественные институты, права и свободы человека; - коррупция и криминализация разъедает основы общества и государства, повышая зависимость граждан от чиновников; скомпрометировавшие себя, и даже подозреваемые в преступлениях, высшие чиновники продолжают работать в органах власти; - реализуется тенденция все большего ограничения доступа общественности к информации, ограничения свободы слова и гласности, растет официальная секретность, расширяются практика нарушения спецслужбами фундаментальных гражданских прав и свобод; распространяется практика фабрикации "шпионских" дел; - несовершенное избирательное законодательство (отсутствие механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий и т.д.) не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, не препятствует фальсификации их результатов, и, тем самым, не обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства; - средства массовой информации, принадлежавшие ранее различным финансово-промышленным группам, и, хотя и в далеко не полной мере, представлявшие разные точки зрения, оказались зависимы от исполнительной власти, что привело к унификации представляемой информации и оценок; манипулирование общественным мнением ангажированными средствами массовой информации достигло опасных размеров; - фактически разрушенным оказался механизм диалога общества и власти, ранее существовавший, в том числе, благодаря присутствию общественных лидеров в государственных органах.; на смену диалогу с реальным гражданским обществом пришли ритуальные встречи власти с назначенной ею же "общественностью"; - существенную поддержку в стране приобрели идеи возвращения к авторитаризму и вождизму; идет опасная милитаризация высшего государственного управления; - в должной мере не поддерживается развитие среднего и малого бизнеса; значительная часть населения вынуждена работать в теневой экономике; замедлилось формирование среднего класса; - не создано условий для развития общественных организаций, что приводит к их прозябанию, либо финансовой зависимости от спонсоров; четко обозначились попытки замены существующих неправительственных организаций их лояльными власти псевдоструктурами; - не встречает должного отпора и распространяется фашистская и националистическая идеология, антисемитизм; - размывается принцип отделения церкви от государства; поддерживаемая на государственном уровне, РПЦ во все большей степени становится политической силой; - под видом "антитеррористической операции" в стране ведутся военные действия, уносящие тысячи жизней, причиняющие страдания сотням тысяч, разрушающие государство и отравляющие нравственное здоровье всего общества. БЕЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ НЕВОЗМОЖНО. РАЗВИТИЕ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОЗНАЧАЕТ: - власти служат обществу, и общество имеет возможность контролировать их деятельность; реализуется конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства; - защищаются права человека и гражданина, обеспечение прав каждого становится залогом защиты прав всех; - неукоснительно соблюдается законодательство о разделении властей: представительная, исполнительная и судебная власти исполняют свои функции, подчиняясь лишь закону; законы выполняются не только гражданами, но и властными структурами; - поддерживаются, развиваются и укрепляются органы местного самоуправления; - формируется мощный средний класс, поддерживается предпринимательство и общественная инициатива; - природные ресурсы страны используются так, что не создается ограничений для будущего развития общества; Для развития в России гражданского общества необходимо: - проведение судебной реформы в полном объеме, с целью формирования независимой от других ветвей власти, доступной и эффективной судебной власти. - распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности; ограничение федеральным законом (закрытым перечнем) случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для их получения; - ратификация Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1998); определение федеральным законом не только перечня сведений, составляющих государственную тайну, но и отнесенных к ней, установление ответственности за преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение сведений, не подлежащих засекречиванию (в том числе экологической информации, угрозах безопасности и здоровью граждан, нарушениях прав и свобод); - законодательное закрепление: * механизмов обеспечения независимости СМИ ; * механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий и устрожение наказаний за нарушение избирательного законодательства; * механизма публичного обсуждения всех принимаемых решений органами власти на стадии подготовки, и обязательности учета результатов такого обсуждения; * создания постоянно действующих общественных советов при органах власти; * обязательности регулярных открытых встреч с общественностью всех высших должностных лиц; * механизма финансирования и эффективной поддержки деятельности правозащитных, женских, экологических, молодежных, профессиональных и других общественных и некоммерческих организаций за счет благотворительных и других источников; * эффективных механизмов поддержки науки, искусства и культуры; * отказ от использования армии для действий против народа; - резкое расширение возможностей реализация потенций молодежи, как главного человеческого ресурса строительства гражданского общества; - усиление социальной защиты пожилых людей, и граждан с ограниченной трудоспособностью; - налаживание устойчивого использования и жесткий контроль за пользованием природными ресурсами; осуществление экологически опасных проектов только после положительного заключения государственной и общественных экспертиз, с учетом мнения и интересов всех заинтересованных сторон; - создание эффективной системы общественного контроля за межгосударственными и международными программами на территории России. МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ : Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей НА НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН. Источник: Яблоков А.В., yablokov@voxnet.ru, 11 сентября 2001 г.