Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 479, 9 сентября 2001
                                                     Эко-процедуры

                    НОВОСТИ С ФРОНТА ОВОС/СЭО

    В КАЗАХСТАНЕ ГОТОВЯТСЯ ОБСУЖДАТЬ

    Карагандинский экологический центр "ЭкоЦентр" в рамках проекта
"Green Way", при финансовой поддержке голландской организацией ХИВОС,
планирует в конце ноября 2001 г. проведение семинара по участию
общественности в Оценке Воздействия на Окружающую Среду и Экологической
Экспертизе. В рамках семинара будут обсуждаться вопросы, связанные с
усилением роли и возможности экологических НПО РК по участию в ОВОС и
Экологической экспертизе. Основное внимание будет уделено практическому
опыту казахстанских, российских и центрально-азиатских  НПО, обмену
информацией и обсуждению перспектив сотрудничества.
    Для участия в работе семинара просим Вас заполнить анкету-заявку
и выслать в Оргкомитет по электронной почте на адрес: kaisha@nursat.kz
ecocenter@nursat.kz
В теме указать: Семинар ОВОС
Оргкомитет: Атаханова Кайша, Фаустов Лев, Ескендиров Нурлан
    Расходы участников, связанные с проездом (только ж\д билеты ),
питанием и проживанием, во время семинара оплачиваются ЭкоЦентром за
счет грантовых средств по проекту  "Green Way". Прием заявок на участие -
до 30 октября 2001г.
    После отбора заявок, участники семинара получат официальное
приглашение ЭкоЦентра.
    Заявка на участие в семинаре по общественному участию в ОВОС
и экологической экспертизе.
ФИО:
Название организации:
Должность :
Контактный адрес ( пожалуйста, укажите наиболее удобный способ связи с
Вами):
телефон: (код города указать обязательно)
факс:
электронная почта:
 1. Кратко опишите основные проекты, которые реализовывала Ваша
организация за последние 2 года.
 2. Пожалуйста,  опишите круг Ваших обязанностей в организации, как долго
Вы работаете в данной НПО.
 3. Кратко опишите  Ваш опыт  по проведению или участию в ОВОС и \ или ЭЭ.
 4. Какой вклад Вы могли бы внести при участии в работе семинара
(презентация доклада, стендовые материалы (пришлите тезисы), литература и
другая полезная информация, идеи и др.).
 5. Напишите, в какой технической поддержке Вы нуждаетесь при презентации
Вашего доклада и материалов?
 6. Почему для Вас важно участие в предстоящем семинаре?
 7. Как Вы будете использовать полученные знания и информацию в будущем?
 8. Напишите Ваши ожидания и предложения к семинару.
    По результатам семинара планируется публикация материалов. В
материалах семинара будут помещены: тезисы докладов (объемом не более 1
страницы) и основные пленарные доклады (не более 5 страниц). В материалах
будут напечатаны только те доклады и тезисы, которые были представлены на
семинаре.
    Требования к публикации:
Название доклада
Фамилия И.О.
Название организации
Страна, город
    Основной текст должен быть набран шрифтом Times New Roman размером
12 п. с абзацным отступом 1 см. и выравниванием абзаца по ширине на русском
языке. Межстрочный интервал одиночный. Использовать текстовый редактор
Microsoft Word for Windows (версия значения не имеет).
Обратите внимание: доклады и тезисы, не отвечающие указанным требованиям,
приниматься к рассмотрению и регистрироваться не будут.
    Тезисы и доклады высылать по e-mail: kaisha@nursat.kz
ecocenter@nursat.kz
в Теме указать: Семинар ОВОС
    Источник: ЭкоПравда, No 226,  1 сентября 2001 г.

    В ЕВРОПЕ УЖЕ ОБСУДИЛИ

    ОБСУЖДЕНИЕ ПРОТОКОЛА ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ (СЭО)
    К КОНВЕНЦИИ ЕЭК ООН ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
    В ТРАНСГРАНИЧНОМ КОНТЕКСТЕ

    Первое совещание Специальной рабочей группы Европейской Экономической
Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) по протоколу по
стратегической экологической оценке, решение о создании которой было
принято на Втором Совещании Сторон Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия
на окружающую среду в трансграничном контексте (София, 26-27 февраля 2001
года), состоялось в штаб-квартире ЕЭК ООН в Женеве 14-16 мая 2001 года.
    К этому совещанию Секретариат вышеуказанной Конвенции ЕЭК ООН подготовил
дискуссионный документ, названный проектом элементов протокола по
стратегической экологической оценке.
    Данный документ послужил отправной точкой для дискуссии многочисленных
экспертов из разных стран - участников Специальной рабочей группы ЕЭК ООН
по протоколу по СЭО.
    Желающие могут его получить в официальном переводе ЕЭК ООН на русской
язык в формате "rtf" или "doc". Для этого достаточно направить запрос в
Программу МСоЭС "Общественность и оценки воздействия" (ngrishin@online.ru).
    Дискуссия по подготовке Протокола по СЭО будет продолжена в течение
ближайших двух лет и должна - по идее организаторов - привести к подготовке
юридически обязательного документа в форме протокола по СЭО с целью
возможного его принятия на внеочередном совещании Сторон Конвенции, которое
должно быть созвано в связи с проведением пятой конференции министров
"Окружающая среда для Европы" в Киеве в мае 2003 года.
    Организаторы совещания пригласили участвовать в нем представителей от
большинства стран региона ЕЭК ООН: Австрии, Азербайджана, Албании, Армении,
Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, бывшей югославской республики
Македония, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Казахстана,
Канады, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Республики
Молдова, Румынии, Российской Федерации, Словакии, Соединенного Королевства,
Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Финляндии,
Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Югославии и Комиссии
Европейских Сообществ, а также ряда неправительственных организаций.
    Заседание вел руководитель Специальной рабочей группы по протоколу по
СЭО - представитель Норвегии г-н Терри Линд, бывший в свое время президентом
Конвенции и руководителем Оргкомитета Первого совещания Сторон Конвенции в
Осло весной 1998 года.
    В документе, представенном на обсуждение участников совещания Специальной
рабочей группы, термин "Стратегическая экологическая оценка" определялся
следующим образом: "Стратегическая экологическая оценка" означает процесс
оценки вероятного воздействия предлагаемых плана, программы, политики,
правила или законодательства на окружающую среду и связанные с ней аспекты
здоровья".
    Этот термин вызвал значительную дискуссию и многие возражения.
Представители государств-участников СНГ неоднократно поднимали вопрос о
необходимости четкого определения понятий и терминов, используемых в
протоколе. В частности, в обсуждаемом документе] многократно используется
термин "стратегические решения", однако данный термин в соответствующей
статье 2 ("Определения") не определяется, хотя упоминается неоднократно.
    Представитель Узбекистана отметил, что вряд ли можно говорить о
стратегических решениях, принимаемых на местном уровне (статья 5). При этом
он справедливо указал, что в протоколе речь должна идти не о стратегической
экологической оценке, а об экологической оценке стратегических решений.
    Участники дискуссии практически согласились с тем, что весьма сложно,
если вообще возможно, дать устраивающее всех определение терминов "план",
"программа", "политика", кроме того, было отмечено, что в некоторых странах
стратегическое решение оформляется в виде документов, имеющих иное название
(например "Стратегия развития:."). Отмечалось также, что вряд ли стоит
разделять термины "правила" и "законодательства", поскольку и те и иные
могут быть отнесены к правовым актам.
    Дискуссия, развернувшаяся по этому документу, показала, что по многим
вопросам (например, участие общественности, доступ к правосудию, включение
в протокол по СЭО вопросов законодательства и др.) позиция
государств-участников СНГ имела много общего и отличалась от позиции многих
стран ЕС.
    Это обусловлено во многом общей правовой основой регулирования проведения
экологических оценок вообще и стратегической экологической оценки в
частности. Как уже отмечалось ранее, регулирование СЭО как системы подготовки
и принятия экологически значимых решений (так же, как и ОВОС) реально
существует в государствах-участниках СНГ довольно давно (правда, сначала это
происходило без употребления данных терминов).
    Напомним, что при рассмотрении схем развития и размещения
производительных сил страны с начала восьмидесятых годов отечественным
разработчикам необходимо было рассматривать различные варианты этих схем и
давать по рассмотренным вариантам прогноз возможных изменений состояния
окружающей природной среды. Затем по результатам указанного прогноза
и оценки последствий изменения состояния окружающей природной среды
необходимо было определять дополнительные природоохранные мероприятия или
вносить изменения в уже предусмотренную систему этих мероприятий.
    Таким образом, фактически с начала восьмидесятых годов в СССР в той или
иной степени регулировалась и осуществлялась та разновидность деятельности
по подготовке управленческих решений, которая сейчас получила название
стратегической экологической оценки. Отметим при этом, что официальное
вступление в силу европейской директивы по СЭО произошло лишь 21 июля
этого года. Этому событию посвящен второй пункт данного сообщения.
    Следует, однако, отметить и существенное отличие советской системы
подготовки и принятия экологически значимых решений от современных систем
ОВОС и СЭО - практически полное отсутствие участия общественности в данной
системе (не было ни информирования общественности о намечаемой деятельности,
ни принятия во внимания ее мнения - в современном понимании этих процессов).
    Любопытно, что именно представители ряда государств-участников СНГ на
совещании активно поддерживали положения проекта протокола по СЭО, связанные
с участием общественности (статья 4) и доступом к правосудию (статья 13).
При этом представители стран ЕС весьма скептически относились к возможности
и целесообразности включения данных положений в окончательную редакцию
протокола по СЭО.
    Различный опыт проведения и регулирования СЭО в государствах-участниках
СНГ и в странах ЕС проявился, например, и при обсуждении статьи 11
протокола, посвященной контролю качества документации по стратегической
экологической оценке. Данная статья предусматривала, что каждая сторона
протокола принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы качество
упоминаемой в статье 9 документации по СЭО обеспечивало возможность принятия
решения, делая это с учетом замечаний природоохранных и санитарных органов
и общественности по поводу качества документации.
    При обсуждении данного проекта статьи 11 протокола участники Специальной
рабочей группы ЕЭК ООН поставили вопрос о целесообразности создания некоего
контрольного органа, который бы оценивал качество документации по СЭО. В
ответ на это представитель Великобритании заявил, что существование такой
системы контроля можно было бы только приветствовать, однако создание таких
сложных и всеобъемлющих структур в разных странах в настоящее время является
нереальным, хотя бы потому, что это потребует весьма существенных финансовых
затрат и организационных усилий.
    Между тем, в большинстве государств-участников СНГ подобные структуры
контроля документации существуют и с успехом работают в течение многих лет.
Речь идет об органах государственной экологической экспертизы, впервые
созданных в структуре Государственного комитета СССР по охране природы, и
контролировавших, среди прочего, и вопросы проведения оценки воздействия
на окружающую среду и качество документации по ОВОС.
    Данные традиции были сохранены и после распада СССР: в образовавшихся
новых государствах-участниках СНГ, как правило, вопросы проведения
государственной экологической экспертизы, включая вопросы проведения оценки
воздействия на окружающую среду и проверки качества документации по ОВОС, в
течение ряда лет регламентируются законами и подзаконными актами,
разработанными с учетом опыта регулирования и проведения ОВОС в СССР.
    На совещании Специальной рабочей группы ЕЭК ООН представители
Казахстана, России, Таджикистана, Украины и ряда других стран отмечали,
что в протоколе необходимо указать, что одной из основных целей разработки
протокола по СЭО является содействие достижению устойчивого развития в духе
соответствующих документов Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992).
    Представители России предложили использовать различный подход при
применении принципов экологических оценок к планам и программам с одной
стороны, и к законодательству - с другой. Было также предложено в
приложении к протоколу дать список видов деятельности, для которых
применение СЭО является обязательным. Это предложение было поддержано
представителями Казахстана, Эстонии и ряда других государств.
    Представители Казахстана обратили внимание на необходимость
регулирования вопросов конфиденциальности информации при проведении СЭО.
    Представители Украины отмечали необходимость использования в протоколе
положений Орхусской конвенции ЕЭК ООН, которая, подчеркивалось в их
выступлении, носит фундаментальный характер. При этом предлагалось особое
внимание в протоколе по СЭО уделять не декларированию принципов участия
общественности в процессе принятия экологически значимых решений (что уже
сделано Орхусской конвенцией), а разработке конкретного механизма участия
общественности в СЭО.
    Следует отметить, что вопросам участия общественности в стратегической
экологической оценке, как одному из основных элементов СЭО, было уделено
много внимания на совещании рабочей группы.
    На совещании в ЕЭК ООН были распространены материалы Международного
Социальнго Экологического Союза, посвященные стратегической экологической
оценке (пункты 4-5 Резолюции МСоЭС "Общественность и оценки воздействия"
(Киев, 24 августа 1999 года)).
    Все желающие могут направить свои предложения и мнения по поводу
подготовки Протокола по СЭО в Программу МСоЭС "Общественность и оценки
воздействия" (ngrishi\n @online.ru), которая ознакомит с ними Рабочую
группу ЕЭК ООН.
                            ++++++++++++++++

    ПРИНЯТА ДИРЕКТИВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
    ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ

    Европейский Союз принял новую Директиву об оценке воздействия некоторых
планов и программ на среду обитания. Данная Директива (Directive 2000/42/EC
of the European Parliament and of the Council of 27 June 2001 on assessment
of the effect of certain plans and programmes on the environment) вступила в
действие 21 июля 2001 года - в день ее опубликования в официальном журнале ЕС.
    Возможность применения принципов оценки воздействия на окружающую среду
не только к отдельным проектам, но и к программам и планам деятельности, что
получило название Strategic Environmental Assessment (SEA) или
"Стратегической экологической оценки (СЭО" в Европе широко обсуждалась в
течение ряда лет.
    Сначала (в 1994-1995 гг.) рассматривалась возможность применения
принципов ОВОС к "трем П": планам, программам и политикам. В результате
обсуждения было решено ограничиться только применением ОВОС к планам и
программам.
    Еще в декабре 1996 года Европейская Комиссия одобрила предложение по
применению СЭО при разработке планов и программ, связанных с
землепользованием в таких областях как энергетика, обработка отходов,
добыча полезных ископаемых и транспорт. При обсуждении возможности введения
СЭО отмечалось, что проведение оценки экологического воздействия
планируемой деятельности только на уровне проектов часто не позволяет
своевременно и всесторонне учитывать влияние этой деятельности на окружающую
среду и разрабатывать соответствующие мероприятия по охране природы и
здоровья людей.
    Европейская Комиссия считает, что одобренный проект Директивы ЕС
дополнит существующую систему экологических оценок и окажет существенное
положительное влияние на принятие экологически значимых решений. Рассмотрение
экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней
стадии принятия решений будет способствовать сохранению и улучшению состояния
окружающей среды.
    Отмечалось, что экологическая оценка, проведенная в "правильное время
и на нужном уровне" процесса принятия экологически значимых решений, будет
способствовать реализации одного из основных принципов экологической
политики Европейского Союза, который заключается в стремлении предотвратить
негативное воздействие на среду обитания и здоровье людей в источнике
возникновения этого воздействия.
    Дискуссия по поводу различных положений новой Директивы продолжалась в
течение ряда лет: вносились поправки и уточнения. Так, лишь на последней
стадии ее разработки появилось упоминание (статья 1), что одной из целей
Директивы является содействие устойчивому развитию.
    Участию общественности посвящена статья 6 Директивы ("Консультации"), в
соответствии с которой в доступ к информации об экологических аспектах
намечаемых планов и программ должна иметь не только общественность тех
территорий, которые могут быть затронуты намечаемой деятельностью (как это
регламентируется, например, соответствующей Конвенции ЕЭК ООН), но и иные
заинтересованные организации и НПО.
    Текст Директивы на английском языке в формате "pdf" можно получить,
направив запрос в Программу МСоЭС "Общественность и оценки воздействия".
       Н.Гришин, ECOTERRA, ngrishin@online.ru, 10 августа 2001 г.

Перейти к началу страницы