Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 463, 21 августа 2001 |
Право на чистую природу ЗАЩИЩАЮТ ОЗЕРА В КАЗАХСТАНЕ БАЛХАШ 17 августа 2001 года в Конференц-зале офиса Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦ ЦА) состоялся Рабочий семинар "О ходе разработки Программы Устойчивого развития Или-Балхашского бассейна (УР ИББ)". В работе семинара приняли участие представители министерств, ведомств, акиматов, НПО, эксперты в области экономики и экологии, ученые. Целью семинара было обсуждение на рабочем уровне проектов документов для II Форума по Устойчивому развитию Или-Балхашского бассейна (ИББ). Задачи семинара: 1. Обсуждение вопросов мониторинга окружающей среды ИББ и его результатов за прошедший период; 2. Рассмотрение Концепции УР ИББ и предложений по приоритетным проектам; 3. Рассмотрение рабочих вариантов схем бассейнового управления; 4. Обсуждение проекта Закона об ИББ. Необходимость незамедлительного привлечения внимания к проблемам Или-Балхашского региона назрела уже давно. В недалеком прошлом на правительственном уровне была одобрена Программа оздоровления экологической обстановки и социально-экономического развития ИББ, одним из ключевых моментов которой является внедрение в регионе альтернативной, принципиально новой системы управления. Одним из результатов I-го Общенационального Форума по Устойчивому развитию Или-Балхашского бассейна, проведенного в ноябре 2000 года, выступила процедура разработки пакета документов, направленных на оптимизацию ситуации в регионе. Заказчик - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК; исполнители - Казгидромет, РЭЦ ЦА и группа экспертов. Рабочий семинар являл собой своеобразную презентацию итогов проделанной к настоящему моменту работы для последующего внесения корректировок в документы с учетом рекомендаций, замечаний и предложений участников мероприятия. На сегодняшний день основная деятельность в рамках Программы дифференцирована по трем направлениям: 1) Сбор последних данных о состоянии окружающей среды в Или-Балхашском бассейне (Казгидромет); 2) Разработка положений Программы Устойчивого развития ИББ (РЭЦ ЦА); 3) Подготовка проекта закона об озере Балхаш/ИББ (группа ведущих юристов). Освещая имеющиеся на сегодняшний день достижения в проведении мониторинга среды региона, директор КазНИИМОСК г-н М.Ж. Бурлибаев особо отметил резкое снижение качества системы комплексных наблюдений. В настоящее время из 120 постов, действовавших в старые добрые советские времена, функционирует лишь 60. Данное обстоятельство неизбежно замедляет процедуру проведения затребованных 45 450 химических анализов, из которых на данный момент выполнено 50%. Восстановление прежней системы мониторинга требует весьма немалых капитальных вложений в размере 158 миллионов тенге. Несмотря на массу трудностей, отбор проб атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, а также на биологический анализ производится регулярно. Результаты исследований, мягко говоря, удручают. Сточные воды одного только Балхашского горно-металлургического комбината (БГМК) представляют собой некую "адскую смесь": зафиксировано превышение ПДК по меди в 400 раз (наблюдается в 100% отобранных проб), по сульфатам - от 7,8 до 8,9 раза, хлоридам - от 1,3 до 1,5 раза. В воде озера отмечено также несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям по цинку (превышение ПДК в 23,5% проб), фторидам (в 98% проб), фенолам (в 30% отобранных проб). Содержание пестицидов (даже ДДТ!) и гербицидов в воде - факт попросту вопиющий, ибо содержание столь опасных веществ в водоемах рыбохозяйственного значения, к коим относится оз. Балхаш, категорически запрещено. С трансграничными реками, проходящими по территории Китая, в озеро поступает не только органика, но также селен и ионы тяжелых металлов (основным их источником являются сточные воды кожевенных заводов КНР). Между тем, подчеркнул г-н Бурлибаев, отсутствие трансграничных с КНР постов (в частности, на одном из главных притоков реки Или - р.Хоргос) не позволяет составить полноценную картину о вкладе, вносимом китайской стороной в процесс тотального загрязнения озера Балхаш. В ближайшем будущем съемка китайской части Или-Балхашского бассейна станет возможной благодаря приемному усторойству спутника NOAA, поступившего в Казгидромет при поддержке американских специалистов. Директор КазНИИМОСК отметил также, что неотъемлемой составляющей Программы оздоровления экологической обстановки региона должно стать регулирование режима работы Капчагайского водохранилища. В противном случае "...о восстановлении экологии не может быть и речи..." Участниками семинара был рассмотрен также перечень проектов по приоритетным и первоочередным проблемам в Или-Балхашском бассейне. К их числу отнесены: - мониторинг водных объектов Или-Балхашского бассейна; - повышение водности в бассейне и организация стабильного расхода воды; - инженерное обустройство дельты реки Или; - сохранение ландшафтного и биологического разнообразия ИББ в условиях усиливающегося процесса опустынивания; - освоение нижнеилийского месторождения бурых углей; - реструктуризация производств по переработке сельскохозяйственной продукции; - выживаемость населения в условиях опустынивания; - система бассейнового управления; - утилизация твердых отходов производства и отходов урановых месторождений; - водоохранные мероприятия по крупным рекам. Данный перечень вызвал множество критических замечаний присутствующих. В частности, было обращено внимание, что ни в одном из выбранных приоритетов не фигурируют рыбоохранные мероприятия, несмотря на тот факт, что именно на озеро Балхаш приходится 25% всего объема национального улова Республики. Кроме того, прозвучало мнение, что "... за многими пунктами стоят интересы конкретных коллективов в надежде на большие деньги...". Проведение мониторинга водных объектов - понятие очень узкое, ибо давно назрела необходимость комплексного мониторинга окружающей среды в целом. Наиболее целесообразным представляется осуществление постоянных наблюдений на ключевых участках (особенно в дельте реки Или) академическими институтами (Институты географии; ботаники и интродукции растений; почвоведения). Особый интерес представляет принципиально новая Концепция Системы управления Или-Балхашским бассейном. Весь регион предполагается представить в виде Национальной акционерной компании, куда войдут представители Президента, Правительства, акиматов, банков. 51% общего объема "акций" будет принадлежать государству, 49% - инвесторам. При этом возможны два варианта управления Акционерным фондом: на демократической (самоуправление) и недемократической основах. Первая альтернатива выглядит следующим образом: Совет директоров - Президент (выборный) - средние руководители - персонал Акционерного общества Недемократическая основа управления состоит из следующих компонентов: Владельцы Акционерного общества (не рабочие и не служащие) - Совет Директоров (выборный) - Генеральный директор (выборный). В ходе обсуждения проекта закона об озере Балхаш, разрабатываемого группой юристов под руководством г-на Д. Байдельдинова, было отмечено, что отсутствует точная привязка к конкретному объекту. Иными словами, не совсем определено, создается ли Закон только применительно к озеру Балхаш или к процессу устойчивого развития всего Или-Балхашского бассейна. В числе основных трудностей была упомянута необходимость анализа огромного количества нормативных актов, а также тот факт, что предлагаемая бассейновая система управления регионом в отдельных аспектах противоречит действующему законодательству. Кроме того, требуется подготовка большого количества подзаконных актов, которые зачастую могут вступать в противоречие с самим законом и в конечном итоге попросту нейтрализовать его. КОНТАКТ: Булат Есекин, Директор РЭЦ ЦА,г.Алматы, rec.centralasia@itte.kz Источник: Казахстанская ЭкоПравда, No 221, 20 августа 2001 г., OT@lorton.com В РОССИИ БАЙКАЛ БАЙКАЛ И МУСОР - НЕ СОВМЕСТИМЫ. Государственные и коммерческие структуры готовы помочь Байкалу 20 августа 2001 г., Иркутск. Сегодня в Доме Дружбы прошло организованное Гринпис совещание, посвященное проблеме очистки берегов Байкала от мусора. На нем ряд коммерческих организаций заявил о готовности принять участие в уборке берегов Байкала от мусора и о конкретных формах своего участия. Такого рода заявления были сделаны впервые. Коммерсанты и представители государственных организаций собрались на совещание, чтобы обсудить результаты работы международного экологического лагеря Гринпис. С 23 июля по 20 августа участники лагеря убирали мусор на наиболее посещаемых туристами участках южного побережья Байкала. За месяц было убрано более 70 км побережья, на участке между пос. Выдрино и д. Буровщина, собрано более 2500 мешков рассортированного мусора, а также несколько центнеров металлолома. Мусор вывезен на спецпредприятия и более 50% его будет переработано. Раздельный сбор мусора и его вторичная переработка стали первым подобным опытом такого рода в Иркутской области. Гринпис продемонстрировал, что мусор - это не просто отходы, но также и сырье, переработка которого приносит заметную прибыль. Как показала работа лагеря Гринпис и обсуждение на совещании, существует реальная возможность очистить все побережье уникального озера. Это станет возможным, если к этому благородному делу присоединяться региональные коммерческие структуры и фонды. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, Фонд "Байкал - третье тысячелетие" готов профинансировать вывоз мусора из Прибайкальского национального парка.. Туристическая фирма "СибБайкалТур" готова предоставить контейнеры для сбора отходов. Управление Восточно-Сибирской железной дороги и администрация Прибайкальского национального парка начали согласование совместной программы по очистке прибрежной территории на участке Кругобайкальской железной дороги между г.Слюдянка и портом Байкал. Вероятнее всего, что Восточно-Сибирская железная дорога предоставит вагоны для вывоза мусора. Готовность участвовать в очистке байкальских берегов выразило также руководство "Иркутскэнерго". Гринпис надеется, что в ближайшее время о готовности участвовать в очистке Байкала заявят и другие организации Иркутской области. Источник: GREENPEACE ГРИНПИС mrussia@ru.greenpeace.org, 21 августа 2001 г.