Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 45, 3 апреля 2000
                                                Учимся демократии

      РЕФЕРЕНДУМ В ГЕЛЕНДЖИКЕ: НАСЕЛЕНИЕ СКАЗАЛО "НЕТ"
                    СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОРТА

   26 марта 2000г. в городе Геленджик (Краснодарский край) параллельно
с выборами Президента России состоялся референдум по вопросу "Считаете
ли вы, что строительство грузового порта в Геленджикской бухте нанесет
непоправимый ущерб экологии бухты и развитию города-курорта Геленджик?".
   Референдум закончился полной победой общественников-экологов,
которые на протяжении долгих лет боролись с проектом строительства
грузового порта в Геленджикской бухте. В референдуме приняли участие
65,6% жителей города. 88,76% принявших участие в референдуме горожан
высказались против строительства нового грузового порта.
   Идею строительства грузового морского порта в Геленджике с начала
90-х годов активно начали лоббировать деловые круги г.Геленджика. Их
поддерживала тогдашняя администрация города во главе с
А.С.Прозоровским. Они получили поддержку в администрации Президента
России, в Правительстве РФ, среди части депутатов Государственной Думы
РФ. Нашли они поддержку и среди властей Краснодарского края.
   В декабре 1996г. на заседании межведомственной комиссии по
размещению производительных сил на территории Краснодарского края был
поставлен вопрос о строительстве грузового порта в Геленджикской бухте.
   И вскоре Распоряжением Правительства Краснодарского края (N 60-рп,
от 9.06.97) "О реконструкции и строительстве новых объектов
Геленджикского морского порта" было принято решение о строительстве
порта. Причем в нарушение ФЗ "Об экологической экспертизе" решение
было принято до проведения экологической экспертизы проекта. Чтобы
устранить это слишком явное нарушение, в спешном порядке
Госкомэкология Краснодарского края провела государственную
экологическую экспертизу проекта Геленджикского порта. Результаты
экспертизы были предрешены. Она не только одобрила проект, но решила,
что в результате его реализации "экологическая обстановка в бухте
улучшится". Эксперты, считающие, что строительство порта недопустимо,
были просто исключены из состава экспертной комиссии.
   Вслед за этим выходит Распоряжение Правительства РФ (N 1081-р, от
2 августа 1997г.) "Об установлении пункта пропуска грузовых судов через
государственную границу Российской Федерации в морском порту Геленджик".
В этом Распоряжении предписывается "обеспечить необходимое
обустройство грузового района морского порта Геленджик, его оборудование
и техническое оснащение". Тем самым решение краевых властей было
закреплено на федеральном уровне. Казалось, что вопрос был решен
окончательно и бесповоротно.
   Однако эти решения краевых и российских властей натолкнулись на
серьезное сопротивление экологической общественности, депутатов Совета
народных депутатов г.Геленджика, его председателя Л.Кичановой.
Огромную роль сыграла активная позиция депутата Государственной Думы
Н.А. Зацепиной.
   В начале 1998 г. Совет народных депутатов города Геленджика принял
решение о проведении референдума по вопросу "Нужен ли городу-курорту
Геленджик грузовой порт в Геленджикской бухте?", а также принял
решение о проведении общественной экологической экспертизы проекта.
   22 марта 1998 года состоялся референдум. К сожалению, несмотря на
то, что большинство принявших участие в голосование высказались против
строительства порта, из-за того, что количество избирателей не
достигло 50%, референдум был признан несостоявшимся. В референдуме
приняло участие 48,69% избирателей. Тем не менее, референдум ясно
свидетельствовал о позиции жителей города.
   Тем не менее Постановлением Главы администрации Краснодарского края
(N 192, от 13.04.98 г.) "Концепции развития портов Краснодарского края",
вновь было закреплено решение о строительстве в Геленджикской бухте
грузового морского порта.
   После этого проект строительства порта оказался в подвешенном
состоянии. Кроме результатов референдума, на это оказало влияние то,
что здравую позицию в отношении  проекта строительства порта занял
новый глава города Геленджика С.П.Озеров. Баланс сил выровнялся, и,
несмотря на принятые решения о строительстве, реализация проекта
затормозилась.
   В начале февраля 2000 г. Совет народных депутатов г.Геленджика
принял решение о проведении второго референдума по вопросу
строительства порта. Результаты этого референдума все расставили на
свои места.
   Тем не менее очевидно, что проблема тем самым не решена
окончательно. Силы, заинтересованные в строительстве порта, не
успокоятся и будут предпринимать новые попытки реализации своих
планов. Но их шансы на успех сейчас очень малы.
   В последнее время на Западном Кавказе происходит активное
продвижения различных экологически опасных проектов (КТК, газопровод
Россия-Турция, терминал по перевалке аммиака на Таманском полуострове
и др.). Население и общественность активно выступают против реализации
этих проектов. Однако баланс сил в целом складывается не в их пользу.
Успех общественного противостояния проекту Геленджикского грузового
порта прерывает "победный" ряд наступления экологически опасных
проектов на российское черноморское побережье, и является
доказательством того, что это наступление можно остановить.
            А.Рудомаха, Независимая Экологическая Служба по
            Северо-Западному Кавказу, 2 апреля 2000 г., ies@mail.ru

Перейти к началу страницы