Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс![]() |
Выпуск 447, 5 августа 2001 |
Право на общественную активность ВЗГЛЯД НА НПО ИЗ КИРГИЗСТАНА (два сообщения на одну тему) РАЗВИТИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НЕ НАПОРОТЬСЯ НА РИФЫ И.Б.Ходжамбердиев, С.И.Бегалиев Структурным оформлением разнообразных интересов Третьего сектора являются НПО. "Только экологических и краеведческих НПО в регионе юга бывшего СССР - свыше 400" (см. Справочник). Странами Центральной Азии с наибольшим количеством НПО являются Кыргызстан (свыше полутора тысяч) и Казахстан (606 объединений, 553 фонда, 600 ассоциаций, 666 других структур - по данным А.Иванова, 1999). Общее количество НПО Казахстана осознающих, что они принадлежат к третьему сектору - около тысячи (А.Иванов, 1999). В нашем регионе, несмотря на 7 лет движения в направлении Гражданского общества, население испытывает определенное недоверие к госаппарату. Это имеет серьезные основания, т.к. в аппарате по прежнему сильны земляческие и семейно-родственные связи, и система личного покровительства (см. Национальный отчет по человеческому развитию Кыргызской республики, 1998). То есть, не просто пережитки тоталитарного советского строя, а возрожденные элементы родоплеменного и кланового строя. Внимание общественности к попыткам жителей бывшего СССР копировать формы НПО Запада породило ряд не оправдавшихся надежд. Выделим исторические периоды в движении НПО на территории бывшего СССР. I. Период кухонных бардов. 1960-е, 70-е годы, и начало 80-х. Имелось много факторов давления на общество со стороны государства, которые тормозили развитие независимых НПО. Однако, таковые, хотя и слабо структурированные, возникали. :Некоторые правозащитные группы сыграли большую роль в распространении идей Правового государства и демократии. Психологическими особенностями, цементирующими НПО были: 1) образ могущественного противника (и, следовательно, собственной значительности), 2) ощущение принадлежности к понимающему передовому меньшинству, 3) стержнем группы зачастую были известные психологические типы (по К.Хорни) "нереализованные невротики" - агрессивного и подчиненного типов, а изредка и паранойяльно измененные личности. Агрессивность и замкнутость на себя активистов социально-политических групп отмечали даже авторитетные диссиденты (В.Буковский - в книге воспоминаний о советском лагере 70-х годов). В социальном плане практически все такие группы (если они достигали нескольких десятков человек) - контролировались спец структурами, но нередко сохранялись в СССР как "витрина" цивилизованности (см. Фанни Треве, 1983). II. Период "Бури и Натиска". 1987-1994. В это время распространились надежды на быстрое улучшение общества и государства. Количество участников акций НПО достигало сотен тысяч. Однако создать эффективные общесоюзные структуры не удалось. Это связано, по нашему мнению, с разрушением перечисленных выше трех компонентов НПО - снижением образа могущественного врага, резким расширением за пределы узкого слоя идей демократизации и правового государства (хотя и в примитивной форме), внутренней борьбой в НПО за лидерство из-за психологических особенностей. Схема внутренней борьбы внутри НПО была одинакова во многих организациях. Мы наблюдали ее на съездах и конференциях: Федерации киноклубов СССР, Демократического Движения Кыргызстана, Антиядерного форума, Антиядерного движения Лоб-Нор, Правозащитного движения Кыргызстана. Несмотря на попытки создать координационный орган всех НПО республики, это не удалось ни на съездах НПО Кыргызстана (1994, 1997), ни на конференциях экологических НПО - Кыргызстана (1997), Казахстана (1998). Имели место расколы даже в организациях Кыргызстана, казалось бы, бесконкурентного типа (этнических культурных центров): русском, немецком, корейском, уйгурском, дунганском и др. В данный период появилось много новых лидеров НПО, однако, ведущая роль осталась за прежними. В этот период более опытные политики, зачастую, просто использовали неопытные НПО в закреплении своей региональной власти, а далее теряли к ним интерес. Основным положительным достижением этого периода можно считать проникновение идей Гражданского общества в массовое сознание и опыт реального участия в общественной жизни. III. Период "дождя западных грантов". 1994-96. В это время большое количество западных фондов финансировало деятельность и создание НПО на пост советском пространстве. Помимо положительных последствий - роста возможностей НПО, появление НПО в отдаленных уголках страны, - это имело и негативные следствия - образование псевдо НПО: ГОНГО (Government Organized NGO) и МАНГО (Maphya Organized NGO). При этом, даже ряд лидеров первого и второго периодов - стали лидерами этих псевдо НПО. Такую легкость перерождения мы относим за счет особенностей психологической структуры личностей (см. выше). По ряду оценок доля псевдо-НПО достигает 60-70% от их общего количества. Ряд госструкрур стал включать в состав комиссий представителей НПО. Однако, и это начинание, вскоре приобрело формально-витринный характер. Обильный поток лидеров НПО направленных на обучение в страны Запада, по нашим наблюдениям, не был эффективным. :Отрицательным результатом этого периода стало появление иждивенческих настроений в среде НПО, формирование псевдо элиты НПО и установление ею связей с региональными представительствами западных фонов. Неудачей реальных НПО в данный период было неумение перейти от митингово-декларативной деятельности к кропотливой ежедневной работе, освоению менеджмента и оценки потребностей среды, принципов социального партнерства. Основными положительными достижениями этого периода можно считать: появление НПО в отдаленных от столиц регионах, признание роли НПО со стороны госструктур. IV. Период самовыживания НПО. Начался с 1997. Количество грантов резко сократилось, а их оставшийся поток стал направляться псевдоэлитой НПО. В результате - как положительное явление - произошел отсев слабых, нежизнеспособных НПО, как отрицательное - падение общественного интереса к НПО в качестве независимых сильных структур. Начавшееся еще в периоды 2-й и 3-й преобразование некоторых НПО в модернизированные госструктуры или мафиозные структуры приобрело отчетливое выражение. В этот процесс пытаются включиться и зарубежные центры (использование этнических и культурных НПО для продвижения религиозных и радикальных идей). Одним из главных последствий общего экономического кризиса и внутреннего НПО кризиса - стало снижение влияния НПО на государственную политику и общественную жизнь в целом. Заключение Благоприятные условия для развития НПО (как школы Гражданского общества) в Казахстане и Кыргызстане 1988-1996 не были полноценно использованы. Причинами этого были как неготовность общества в целом так и внутренние слабости НПО. Для того чтобы преодолеть негативные процессы :самим НПО необходимо приложить максимум усилий. В противном случае они будут задвинуты в дальний угол общественной жизни, население впадет в апатию и построение Гражданского общества отодвинется на неопределенный срок. Литература: 1. В.Буковский. Построить замок, Мюнхен: Хроника Пресс, 1983. 2. А.Иванов Как пересчитать НПО, не имея Закона об НПО?// Бюллетень для общественных организаций "Устойчивое Развитие", февраль 1999 (Алматы), с.14. 3. Национальный отчет по человеческому развитию Кыргызской республики. Бишкек: ПРООН, 1998, гл.1.1. 4. Фанни Треве Полуофициальная Россия. Гаага: Хроника пресс, 1983. 5. Карен Хорни Преодолеть невроз. М.: Вагриус, 1998. 6. Directory of Environmental Protection Organizations in Northern Eurasia. http://www.igc.apc.org/sen/. Источник: И.Ходжамбердиев, 29 июля 2001 г., igorho@sdnp.kyrnet.kg И ВНОВЬ И.Б.ХОДЖАМБЕРДИЕВ Кыргызстан... маленькая страна в Центральной Азии (4 млн 800 тыс жителей) - идет "нос в нос" с Россией по пути реформ (?) и госстроительства. Внешне все выглядит неплохо. Либеральное законодательство позволило зарегистрироваться более 2тыс НПО, в том числе свыше 200 экологических, выпускаются несколько экобюллетеней и эко-радиотелепрограмм, принято 12 экозаконов, подписаны Конвенции (Орхусская по доступу к экоинформации, по озоновому слою, по климату и пр). Принят закон о продаже земли. По сумме на душу населения как кредитов и правительственных грантов, так и грантов Сороса и др. на Третий Сектор - республика несколько лет на первом месте в СНГ. Мощно заметно присутствие ТНК, осуществляющих (планирующих) наиболее крупные промпроизводства. Был организован круглый дискуссионный стол с Президентом, где среди десятков участников имелись 2 представителя отчетливо оппозиционной направленности. Образован постоянно действующий Совет общественности для контактов с властью. В то же время происходит постепенное "замещение" НПО - их имитаторами - ГоНГО (government organised NGO) и КоНГО (company organised NGO). Замещение по всему СНГ-НПО заметно на глаз - на международных конференциях и семинарах последних лет - по росту процента парадно-банкетных одеяний на бедных волонтерах. В Кыргызстане без всякого смущения, открыто на деньги ТНК, такие НПО выпускают бюллетни (наполовину посвященные восхвалению ТНК), приезжают без приглашения на конференции и семинары (по ТНК в Казахстане 2000, совещание Всемирного Банка в Праге 2000, конференцию НПО на Иссык-Куле апрель 2001), и проводят семинары по (вы не поверите!) "организации общественного противодействия экологически опасным производствам" (май-июнь 2001, Нарынская область). Созданы два сайта НПО с проправительственно-ТНК-овой направленностью. Во время трех семинаров 2000 г. по обсуждению Комплексных Основ Развития (это пилотный проект Всемирного банка) оргкомитет госкоминвеста тщательно отбирал НПО. И понадобились дополнительные усилия (Каунтерпарт консорциума) для организации более открытых обсуждений сотней НПО - с более критичными оценками. Весьма скомканной процедурой (на собрании не более 100 НПО республики, в основном новых и неопытных) был сформирован совет из 21 представителей НПО для проведения консультаций с верховной властью. Создан проект Устава Совета, с обязательным членским билетом у каждого (могу выслать !). Причем, несмотря на присутствие в совете трех известных независимых НПО, фактическую оргработу проводят именно "имитационные" НПО, в том числе и единственная в Совете представительница экологических НПО, что прославилась яростной защитой интересов двух ТНК. Кстати, влияние этой НПО в нашей республике, базируется на непонятной поддержке со стороны россиянина - руководителя одной из сетей НПО СНГ. Появились плохо объяснимые расколы и недоверие среди реальных, старых НПО. Это осложняет и без того неблагоприятную атмосферу. Сектантско-партийная психология, что погубила даже огромную партию эСРов (см "Архипелаг" Солженицина) жива. Видимо, тут не без принципа "разделяй и властвуй". Нас загоняют или в узкопрофессинальную деятельность или в "черные анархисты". В Кыргызстане приняты в июле концепции Национальной Безопасности и Информационной безопасности. Не без непосредственного участия российского проф. Кожокина, который в интервью "Вечернему Бишкеку" недвусмысленно высказался за усиление роли государства и Президента на пространствах СНГ. Предложен законопроект о жестком контроле грантовых поступлений в НПО (он продиктован раздражением на правозащитников, но ударит даже по тихим экологам). ЧТО ДЕЛАТЬ? Общественное влияние НПО сейчас - значительно меньше, чем во время подъема 1988-1990 годов - когда можно было вывести десятки тысяч на марш протеста. Киевский Экофорум 1995 г. был пиком-итогом. Госаппарат набирает силу, крупный бизнес и ТНК - тоже, третий сектор на несколько порядков слабее. Если объявить нереальную задачу - и не решить ее - может быть еще хуже. Может поискать союзников? В индийских штатах Махараштра и Раджастан правозащитные НПО объединились с мелкими сельскими торговцами и стали мощной силой противодействия госструктурам, монополиям. Сумели организовать независимую сеть НПО, мониторинг грантов Всемирного банка вплоть до деревень, провели законы об обязательном предоствлении копий директивных документов (это в регионе с 50% грамотностью). И.Ходжамбердиев, 30 июля 2001 г., igorho@sdnp.kyrnet.kg