Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 433, 22 июля 2001
                                 Право на общественную активность

               КИРГИЗСТАН: МЫСЛИ ЭКО-АКТИВИСТКИ

    В конце мая в Белом доме г.Бишкек проходила встреча
представителей около 150 организаций НПО с руководителем
администрации президента. На ней было решено создать общественный
совет по взаимодействию НПО и администрации. Было разработано
положение по совету и сейчас эти бумаги находятся на рассмотрении
в администрации президента. В общественный совет вошли НПО
различных направлений и из разных регионов.

                         *   *   *

    Тезисы выступления представителя Общественного объединения
"Независимая экологическая экспертиза" Светланы Борцовой, вошедшей
в общественный совет:
    Кыргызская Республика последовательно и неуклонно продвигается
по пути демократизации общества и рыночной экономики. Ее политика в
области охраны окружающей среды проводится в контексте этих
преобразований. Это подтверждается тем фактом, что право каждого
человека на благоприятную для жизни природную среду и экологическую
безопасность закреплено в Конституции Кыргызской Республики (ст.35
Конституции). Приоритет этого направления в Республике также показывает
и все, существующее на сегодняшний день, природоохранное законодательство.
    Неблагоприятную в целом экологическую обстановку республики
усугубляют экономические проблемы, правоцирующие население на
хищническое использование природных ресурсов (вырубка лесов,
браконьерство, экстенсивное использование пахотных земель, пренебрежение
мелиоративными и другими мероприятиями), приводящее, по принципу
заколдованного круга, к еще большему ухудшению экологической обстановки.
При этом практически не выделяются средства на природоохранные
мероприятия.
    Вместе с тем, в Кыргызской Республике еще сохранились почти
незатронутые антропогенной деятельностью уникальные ландшафты,
чистейшие воды и воздух и задача всех граждан нашей страны сохранить
для наших детей то, что нам завещали наши предки и предотвратить
деградацию окружающей природной среды. Пора понять, что человечество
ограничено существующими ресурсами планеты и должно научиться жить в
соответствии с этим, - социальная справедливость - основой которой
является такое распределение природных и общественных ресурсов, которое
обеспечивает основные человеческие нужды и позволяет личности и обществу
развиваться.
    Еще в 1992 году мировое сообщество, приняв и подписав Декларацию ООН
по окружающей среде, признало необходимость принятия кардинальных мер для
выживания и устойчивого развития. Приоритетной задачей в мире стала
экологическая безопасность.
    Нашей страной ратифицированы ряд важных международных конвенций:
Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов,
Конвенция по биоразнообразию, Конвенция о доступе к информации, участию
общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды. Разработан Национальный план
действий по охране окружающей среды, разработан Национальный план
действий по гигиене окружающей среды, Стратегия устойчивого человеческого
развития, Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики.
В 1999 г. создана дирекция биосферной территории "Биосферная территория
Иссык-Куль" и ряд других программ.
    Но, к сожалению, многие программы так и остались красивыми фразами на
бумаге, другие же существуют пока только благодаря грантовой поддержке.
Хотя программы  принимались и подтверждались на правительственном уровне, в
Республиканском законодательстве и бюджете не всегда им уделялось должное
внимание.
    Кыргызстан имеет очень важное политическое и стратегическое значение
для всех центрально-азиатских республик. Между тем, несмотря на огромные
достижения в нашем природоохранном законодательстве, мы уже очень серьезно
проигрываем относительно наших соседей. Смена министра охраны окружающей
среды в конце 1998 года способствовала тому, что новый, тогда, министр не
успел в достаточной мере ознакомиться с существующей внешней и внутренней
ситуацией, и следовательно не смог плодотворно продвигать интересы нашей
Республики на международном уровне. В результате офис Регионального
экологического центра находится в Казахстане.
    Встреча в Алматы осенью 2000 года представителей НПО республик
Центральной Азии, а вслед за ней встреча министров экономики и экологии
наших республик показала, что мы опаздываем относительно наших
европейских коллег в плане объединения для продвижения интересов наших
стран и представители Центральной Азии, участвующие в этих встречах,
практически ничего не решали. Проблема состоит в том, что эти процессы в
Европе начались гораздо раньше и приобрели определенный размах. Наши
республики постоянно пытаются запрыгнуть в уже идущий поезд. С другой
стороны, законодательно закрепленное участие граждан в принятии значимых
решений, в нашей Республике, позволяет нам заранее выработать внутреннюю
и внешнюю политику Кыргызстана, когда и общественные объединения и
представители государственного сектора готовы к конструктивному диалогу
в плане обеспечения экологической безопасности, как внутри Республики,
так и за ее пределами. Если мы заранее сможем выработать единую
экологическую политику, мы сможем политически, экономически и прежде
всего  экологически достичь гораздо больших успехов как внутри республики,
так и за ее пределами.
    В настоящий момент все мировое сообщество готовится к подведению
итогов за прошедшие 10 лет после саммита в Рио-де-Жанейро, которое
состоится в 2002 году в Йоханнесбурге и встрече Министров Охраны
окружающей среды в Киеве в 2003 году.
    Очень важно то, как и в каком объеме на этих встречах будут
представлены интересы Кыргызстана.
    В целях более продуктивного обеспечения экологической безопасности
в нашей стране представителям государственных институтов и общественного
сектора, работающих в области решений экологических, образовательных и
социально-экономических вопросов в нашей стране, необходимо объединить
свои усилия в достижении более позитивных результатов.
    Ряд экологических общественных объединений Кыргызстана предлагают:
 1. Создать рабочую группу, с участием гос. институтов и общественного
сектора по внедрению  и контролем по реализации концепции экологической
безопасности Кыргызстана, включающую в себя комплексное решение
экологических и социально-экономических вопросов.
 2. Обеспечить государственную финансовую поддержку при внедрении данной
концепции.
 3. Экологическая грамотность - необходимое условие экологически безопасной
деятельности общества. Создать рабочую группу (представители Министерства
образования и культуры, МЭиЧС, НПО и др.) для разработки  концепции
непрерывного экологического образования в Кыргызской Республике.
 4. Вынести предложение на рассмотрение ЖК по внесению дополнений в
существующее законодательство Кыргызстана по ужесточению санкций за
нарушение природоохранного законодательства.
5. Создать рабочую группу, с участием гос.институтов и НПО, по подготовке
мероприятий к итоговой встрече РИО+10, которая состоится в 2002 году в
Йоханнесбурге и встрече Министров Охраны окружающей среды в Киеве в 2003
году.
          С.Борцова, НПО "Независимая экологическая экспертиза",
                     г.Бишкек, natural@sdnp.kyrnet.kg

                     Источник: Казахстанская ЭкоПравда, N 210,
                               13 июля 2001 г., OT@lorton.com

Перейти к началу страницы