Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 431, 20 июля 2001 |
Право на живую природу ОДЕССА: ПТИЦЫ МОГУТ ГНЕЗДИТЬСЯ СПОКОЙНО ДОБРАЯ ВЕСТЬ С УКРАИНЫ Украина и Молдова урегулировали территориальный спор Украина и Молдова подписали межправительственное соглашение о режиме использования участка украинской автомобильной дороги Одесса-Рени на территории Молдовы, а также земельного участка, по которому она проходит. Украиская сторона выразила надежду, что после принятия этого соглашеия парламент Молдовы наконец-то ратифицирует двусторонний договор о государственной границе. Корреспондент.net Июль 10, Соглашение было подписано по результатам 7-го заседания смешанной межправительственной украинско-молдавской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, проходившего во вторник в Киеве в рамках визита в Украину премьера Молдовы Василе Тарлева. Как отметил после заседания украинский премьер Анатолий Кинах, украинский это соглашение является составной частью украинско-молдавского договора о государственной границе, который в ближайшее время должен ратифицировать парламент Молдовы, сообщает Интерфакс-Украина. Ранее премьер-министр Молдовы Василе Тарлев сообщил, что этот документ будет ратифицирован парламентом его страны 12 июля. Подписанное украинско-молдавское межправительственное соглашение о режиме использования участка украинской автомобильной дороги Одесса-Рени в районе населенного пункта Паланка (Молдова) "абсолютно учитывает" не только интересы экономик двух государств, но и населения, проживающего на этой территории, заявил премьер-министр Украины Анатолий Кинах. "Соглашение позволяет населению в данном районе не испытывать никаких неудобств по использованию территории и земли, а также по проведению хозяйственной деятельности на этом участке", - заявил Кинах. Кроме того, по словам украинского премьера, этот документ позволяет также минимизировать затраты двух стран по организации надежного транспортного сообщения в этом районе. "Это пример соглашения, где четко сбалансированы как национальные, так и экономические интересы Украины и Молдовы", - заявил он. Кинах выразил надежду, что это соглашение будет "хорошим поводом" для ратификации молдавским парламентом двустороннего договора о государственной границе между Украиной и Молдовой. В свою очередь Василе Тарлев заявил, что в этом документе "очень ясно" определены позиции двух стран по использованию данного участка дороги. Он также заявил, что "никто бы не выиграл", если бы украинская сторона понесла дополнительные расходы на строительство обходной дороги, что привело бы, в частности, к "изоляции" населенных пунктов Молдовы в этом регионе. Отвечая на вопросы журналистов относительно протестов ряда политических сил в Молдове по поводу передачи этого участка дороги Украине, Тарлев заявил, что это - "политические страсти". "Всегда есть политические силы, которые, что бы ни делали, идут против течения", - подчеркнул он. Согласно договору о государственной границе между двумя странами, Кишинев должен передать Киеву участок дороги Одесса-Рени в районе населенного пункта Паланка длиной 7,8 км в ответ на передачу Украиной Молдове участка территории в районе населенного пункта Джурджулешт. Выполнение этого договора затягивается в связи с тем, что молдавский парламент не ратифицировал этот документ. Василий Тарлев заявил, что парламент Молдовы ратифицирует договор 12 июля. Как сообщал Корреспондент.net, в конце июня парламент Молдовы отложил ратификацию Договора с Украиной о государственной границе. Часть молдавских парламентариев полагает, что ратификация договора противоречит национальным интересам Молдовы. Напомним, что Договор о делимитации границы между Республикой Молдова и Украиной подписан в 1998 году действующими тогда президентами Петру Лучински и Леонидом Кучмой. Проблема договора о молдавско-украинской границе обострилась в прошлом году после того, как жители молдавского села Паланка, расположенного на границе с Украиной, перекрыли автомагистраль Одесса-Рени, проходящую по территории Республики Молдова (8 км). Согласно договору, этот участок дороги переходит к Украине в обмен на 100-метровую полосу Дунайского побережья. После многочисленных визитов кишиневских высокопоставленных лиц в Паланку рассмотрение договора в парламенте было отложено на неопределенный период. При этом депутаты Компртии в предыдущем парламенте выступали за ратификацию этого договора. Против ратификации выступили депутаты Христианско-демократической народной партии. Они заявили, что парламент не вправе ратифицировать передачу Украине участка автомагистрали Одесса-Рени, поскольку, согласно Конституции, передача национальной территории РМ может осуществляться только на основании общенационального референдума. С другой стороны, проблема этого договора связана и с проблемой признания имущественных прав Республики Молдова на свою собственность, расположенную на территории Украины. Вопрос обострился после того, как администрация поселка Сергеева, расположенного на берегу Черного моря, перевела на свой баланс дома отдыха, санатории и гостиницы, принадлежащие молдавским профсоюзам. Yury Urbansky, urbik@bankwatch.org, 10 июля 2001 г. МОЛДОВА Юрий, благодарны за хорошие новости. И в наше время бывают случаи, когда политика хотя бы рикошетом помогает природе. Илья Тромбицкий,paolo@mdearn.cri.md, 11 июля 2001 г. ОДЕССА Друзья, здравствуйте! Только вернулся с дельты Днестра. Там сказочное летнее половодье. Много птиц - караваек, розовых пеликанов и ... острова жерствы, напоминающие о недавних горячих событиях на трассе Одесса-Рени. Новости, которые подарили 10 июля нам два премьера Украины и Молдовы, договорившись о передаче около 8 км автотрассы Украине, а также ратификация сегодня - 12 июля договора о делимитации границ, свидетельствуют о том, что мы все с вами огромная сила. Наше оперативное единение посредством факсов и электронной связи, а также настойчивость на пикетах и в кабинетах начальников показали, что мы можем вынуждать политиков на принятие цивилизованных решений. Но на пойменном лугу осталось много жерствы, изуродован ландшафт, сократилась емкость ценнейших водно-болотных угодий. И нам сейчас надо добиваться, чтобы дорожники вывозили весь этот антропогенный хлам подальше от живописной дельты. Если это будет идти тяжело, тогда мы организуем вывоз собственными силами. Будем искать технику и подмогу. Я хотел бы выразить огромную благодарность всем, кто поддерживал нас в трудные майские дни из Украины, Молдовы, России и дальнего зарубежья. Я очень рад за всех молодых ребят - школьников, студентов, которые стояли вместе с нами на пикете и рисковали, а сегодня поверили в то, что они - простые ребятишки и девчонки способны повлиять на ход событий, даже если перед ним огромная сила в виде многотонных КРАЗов и свирепые глаза зарвавшихся безумцев, готовых любой ценой выслужиться, закопать и отмыть немало бюджетных денег. Это вселяет надежду и оптимизм. Удачи всем и во всем Ваш Иван Русев, wildlife@paco.net, 12 июля 2001 г. И ВСЕ ЖЕ ДОГОВОР РАТИФИЦИРОВАН, НО ПЛАВНИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОД УГРОЗОЙ. "Неизвестно, будут ли спасены заповедные Днестровские плавни от строительства новой автотрассы, хотя договор о передаче Украине в аренду молдовского участка дороги Одесса-Рени, уже ратифицирован парламентом Молдовы", - заявил Иван Русев, представитель фонда "Природное наследие" и Украинского общества охраны птиц. В Днестровских плавнях - уникальном уголке природы, признанном Рамсарской конвенцией водно-болотными угодьями международного значения, в конце апреля нынешнего года было начато строительство трассы. Причиной тому послужило длительное неприятие молдовскими парламентариями договора о делимитации границы. Благодаря усилиям экологов из местных неправительственных организаций, которые обращались с призывами к первым лицам Украины и Молдовы, лично убеждали "доступных" чиновников, а иногда и бросались под колеса грузовиков, работы были приостановлены. Неделю назад договор был ратифицирован, однако премьер-министр Анатолий Кинах заявил, что Украина все-таки будет строить свою дорогу. Правда, пока неизвестно где, существует два варианта: либо продолжить строительство через плавни, либо начать новое - через акваторию Днепровского лимана. Сейчас неправительственные организации, остановившие разрушение заповедных угодий, ждут ответа на свое письмо правительству Украины. ("ЭкоНеделя"). ecoweek@akcecc.kiev.ua, 19 июля 2001 г.