Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 376, 22 мая 2001
                                  Право на общественную активность

                АРЗАМАССКИЕ "ЗЕЛЕНЫЕ" ЗАЩИЩАЮТ ГОРОД

     СТАТЬЯ

     Эксперимент над городом

     В настоящее время количество и разнообразие твердых бытовых
отходов в России стремительно возрастает. В то же время положение
с их утилизацией, в лучшем случае, остается на прежнем уровне.
Бремя выработки решений в этой области практически полностью
возложено на местные власти.
     В этой ситуации нередко возникают представления о том, что
все проблемы города или района, связанные с твердыми бытовыми
отходами, способна решить самая последняя западная технология или,
наоборот, невостребованная (и никем доселе не опробованная)
уникальная отечественная разработка. Уже известно, с каким комичным
результатом действует демонстрационная (больше ее никак не назовешь)
голландская установка по компостированию органических отходов.
     На очереди еще один эксперимент мусоросжигательная печь ОАО АМЗ.
Только вот изучая материалы по этому проекту, все больше убеждаешься,
что это будет эксперимент на выживаемость горожан. Аргументы
разработчиков установки вроде бы вполне доходчивы, перерабатываем
огромное количество отходов, а образующиеся шлак и золу используем
как компонент в строительных конструкциях. Только вот никак не может
ОАО АМЗ доказать, что эта мусоросжигательная печь не нанесет вреда
окружающей среде и здоровью горожан.
     Судите сами. По проекту планируется термически перерабатывать
несортированные отходы производства и потребления. Эти отходы содержат
различные виды пластика, химикаты, лакокрасочные материалы, элементы
питания, соединения тяжелых металлов, при сгорании которых образуются
потенциально опасные вещества. Завод не предоставил на экспертизу
полные данные об объемах, составе, видах сжигаемого мусора. Отсутствует
также вразумительное обоснование качественной и количественной
характеристики выбросов в атмосферу. Что это - элементарное непонимание
проблемы или попытка скрыть возможную опасность? Настораживают
употребляемые в проекте фразы - предполагаемая концентрация в выбросах,
установление нормы в процессе пуско-наладочных работ. До сих пор
отсутствуют ответы в проектных решениях на 6 замечаний санэпидемнадзора.
Клятвенные заверения разработчиков проекта о низких выбросах диоксинов
и тяжелых металлов разбиваются о следующий факт, эти токсичные вещества
постепенно накапливаются в организме, окружающей среде ввиду их крайней
устойчивости и малой подвижности. Результаты скажутся не сразу, пройдет
не один год, прежде чем эти вещества проявят себя в воспалениях кожи,
болезнях крови, печени, почек, раковых заболеваниях, бесплодии.
     Диоксины заслуживают отдельного разговора. Эти супертоксиканты в
дозе 0,0000000006 г в сутки вызывают тяжелейшие болезни. Эффективность
работы системы очистки любого мусоросжигательного завода оценивается по
строгому соблюдению предельно допустимых выбросов диоксинов. Возникает
закономерный вопрос, каким образом АМЗ собирается контролировать
содержание этих веществ? Из акта проверки природоохранной деятельности
завода от 28 февраля 2001 г. ясно видно, что не ведется контроль за
выполнением стандартов охраны природы, правил и норм, ограничивающих
вредное воздействие процессов производства на окружающую среду,
химлаборатория по-прежнему не аттестована, установлено систематическое
невыполнение предписаний. Наивно верить, что ОАО АМЗ, до настоящего
момента нарушающий законы по охране окружающей среды и не желающий
что-нибудь менять в своей деятельности, будет должным образом
контролировать работу подобного потенциально опасного объекта.
    На вопрос об использовании шлака и золы в строительстве однозначно
отвечает Пол Коннет американский ученый, исследователь данной проблемы:
"Нет никаких разумных оснований, ни экономических, ни экологических для
того, чтобы превращать три тонны малотоксичного мусора в тонну
высокотоксичной золы". Исследования, проводимые во многих странах,
доказали высокую опасность шлаков и золы мусоросжигательных заводов,
обусловленную присутствием в них тяжелых металлов, бензапирена,
диоксинов и прочих канцерогенов. Отвозить золу и шлак на спецполигоны
для захоронения очень дорого, поэтому и предпринимаются попытки упрятать
эти вещества в строительные изделия, асфальт, бетон, которые постепенно
будут лишать нас здоровья. Категоричные доводы приводит председатель
Ассоциации независимых экспертов "Химия, экология, здоровье", доктор
химических наук С.С.Юфит: "Когда вам рассказывают байки о почти полном
отсутствии отходов и выбросов от мусоросжигательных заводов,то будьте
внимательнее: не почти, а всегда это неправда. Работа любого
мусоросжигательного завода опасна для окружающей среды и здоровья
населения. Даже по нашим, весьма старым нормам строительства, когда еще
о диоксинах и не слыхивали, эти объекты относятся к опасным производствам.
Машиностроительный завод же необоснованно занизил размеры санитарно-
защитной зоны, которая граничит с городскими жилыми застройками и
коллективными садами".
    А теперь ответьте, горожане, на простой вопрос согласны ли вы
подвергать свою жизнь, жизнь родных и близких такой опасности?
    В заключении хочу сказать, что практически каждое слово этой статьи
основывается на заключениях, выводах экспертных комиссий государственных
органов экологического контроля; проекте Установки для термической
переработки; исследованиях ученых, заключениях специалистов.
           Дополнительную информацию можно получить в Арзамасском
           комитете по экологическому контролю (ул. Пландина, 15),
           Дружине охраны природы АГПИ.

    ПРЕСС-РЕЛИЗ

    С 1998 г. ОАО АМЗ ведет незаконное строительство Установки по
переработки промышленных и бытовых отходов по неутвержденному проекту.
Таким образом завод пытается решить проблему утилизации отходов. Однако,
по проекту Установки Нижегорододгоскомэкология дважды проводил
государственную экологическую экспертизу и в обоих случаях выдал
отрицательное заключение (см. Выдержки из заключений)
    В ходе строительства ОАО АМЗ допустил ряд нарушений законодательства
по охране окружающей среды (см. Перечень нарушений). Проект в полном
объеме не разработан, а представляет собой материалы, больше похожие на
предпроектные соображения, в которых имеется множество существенных
недостатков (см. Краткую аннотацию заключений о проекте).
    Департамент природных ресурсов по Приволжскому региону выдал
предписание от 28 февраля 2001 г. на закрытие строительства
мусоросжигательной печи. Однако нет никаких гарантий того, что ОАО АМЗ,
до сих пренебрегавший решениями государственных природоохранных органов,
прекратит строительство и откажется от пуска объекта. По мнению экспертов,
работа подобного объекта будет сопровождаться неконтролируемыми выбросами
диоксинов и постепенным накоплением опасных веществ в окружающей среде
(кадмий, ртуть, мышьяк).
    В связи с этим Дружина охраны природы требует:
1. Организации контроля (в том числе общественного) за выполнением
предписания, касающегося запрета на строительство мусоросжигательной
печи как объекта, не прошедшего экологическую экспертизу.
2. Соблюдение всех экологических законов и норм при последующем
строительстве и работе Установки. В противном случае наши требования
категоричнее демонтаж печи.
    Наши требования основываются на:
* Конституции РФ ст. 2, 42 - "Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина обязанность государства" ("Каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее
состоянии").
* Закон РФ "Об охране окружающей среды природной среды", ст.12
("Граждане имеют право требовать в административном или судебном порядке
отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении,
прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих
отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека").
           Дружина охраны природы АГПИ
           607220 Нижегородская обл., г.Арзамас, ул.К.Маркса, д.36,
           Арзамасский Государственный педагогический институт,
           естественно-географический факультет

    СТАТЬЯ-ПРИЗЫВ

    Сколько стоит уничтожение Шамки?

    Мы живем в страшное время. Все более отдаляясь от природы, получили
взамен окружающую среду. Что стоит за этим туманным словосочетанием?
Вырубленные леса, израненная земля, отравленные реки, смертоносный воздух
все это в угоду экономическому развитию, прибыли. Но мы забываем о том,
что, укрывшись в городах от этой малоприятной картины, нельзя заставить
себя не дышать, не есть, не пить. Рано или поздно придет расплата за
глумление над природой.
     Арзамасский машиностроительный завод - одно из крупнейших предприятий
города, изготавливающий спецтехнику, комплектующие для автомобилей. Вот
только на мероприятия по охране окружающей среды денег почему-то не хватает.
Подождет. Департаментом природных ресурсов по Приволжскому региону 28
февраля 2001 г. была проведена проверка предприятия. Сухие слова заключений,
но как много стоит за ними! Специально привожу цитаты, дабы не упрекнули в
сгущении красок или предвзятом отношении: "Техническое состояние станции
нейтрализации неудовлетворительное", нарушение технологического регламента
обезвреживания промстоков, существующая схема очистки не обеспечивает
требуемый эффект, отработанные моющие содовые средства, содержащие
нефтепродукты, сбрасываются без обезвреживания в канализацию завода и
вопрос очистки не решен, строительство установки для термической
переработки промышленных и бытовых отходов ведется с 1998 г. по проекту,
не имеющего положительного заключения экспертизы, сжигание смеси бытовых
и промотходов не обеспечивают экологическую безопасность, и не нашло
положительного решения как в нашей стране, так и за рубежом, в случае
пуска мусоросжигательной печи имеющаяся информация свидетельствует о
загрязнении окружающей среды - диоксинами и об образовании токсичных
шлаков".
    Машиностроительному заводу Комитетом природных ресурсов в 1999 г.
была выдана лицензия на водопользование в части сброса сточных вод в
водоем сроком на 3 года. За это АМЗ уплатил 50042 рубля 31 копейку. В
2000 г. в многострадальную Шамку завод отправил 224,5 тысячи куб. метров
недостаточно очищенных стоков. Арзамасский межрайонный комитет по
экологическому контролю провел химический анализ сбросов АМЗ в р.Шамку.
Результаты неутешительные - превышение предельно допустимых сбросов: по
азоту нитритов - в 355,5 раз; по поверхностно-активным веществам (моющим
средствам) - в 15,3 раза; по жирам - в 156 раз; по нефтепродуктам - в
21 раз; по меди - в 21,5 раз; по цинку - в 10 раз; по железу - в 41,2 раз.
    Присутствие в ливневых стоках этих вредных веществ свидетельствует о
несанкционированных сбросах сточных вод с подразделений завода. Для
очистки ливневых стоков на предприятии предусмотрены очистные сооружения.
Однако они не эксплуатируются из-за незавершенного строительства или же
используются как накопитель стоков, со сбросом в реку Шамку. На период
проверки вся акватория была покрыта нефтепродуктами.
    Может сложиться мнение, что на предприятии работают люди, поставившие
цель - в кратчайший срок сгубить все живое. Но нет, это обычные люди,
ревностно и страстно относящиеся к своей работе: генеральный директор
В.И.Тюрин, заместитель по общим вопросам О.С.Алешко, технический директор
А.С.Сайгушев, главный энергетик В.С.Марков, главный механик А.М.Федюнькин,
генеральный директор по строительству Г.С.Козырин, начальник отдела охраны
окружающей среды на предприятии А.И.Лоськов, руководитель группы охраны
окружающей среды Г.А.Бебнева. Вот только они забыли, что кроме наращивания
темпов, повышения эффективности, снижения затрат есть еще хрупкое здоровье
горожан и ранимая природа.
     Жители Арзамаса! Многое утаивается от вас, преподносится в виде
малопонятных цифр, хоронится в бумагах на столах чиновников или же
скрывается за мифом об экологическом благополучии. Требуйте полную и
достоверную экологическую информацию, ведь это ваше право.
     Право на свободное получение, распространение экологической
информации защищается следующими законами и нормами: Конституция РФ
(ст.29, 42), Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации"
(ст. 12), Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (ст.3, 12),
Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.5).
В соответствии с Конституцией РФ органы государственной власти и местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы.
                                                  Д.Казаков

Перейти к началу страницы