Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 362, 6 мая 2001
                                            Право на живую природу

           НИЖНИЙ НОВГОРОД: ОБНАРУЖИЛСЯ ЮНЫЙ ЭКО-ИМИТАТОР

    НА ГЛАЗАХ ВСЕГО НИЖНЕГО ГИБНЕТ УНИКАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПРИРОДЫ

    "Оттенки зеленого"

    ПОМНИТЕ, три месяца назад нижегородские телекомпании радостно
вещали о том, как нашли общий язык джиперы и экологи. Мол, джиперам
разрешили-таки проводить на Печерских песках свой фестиваль, а они
за это насажают там сосенок. Ну и где эти самые сосенки?

    Умный в гору не пойдет

    ОСТРОВ Печерские пески протянулся вдоль исторического центра
Нижнего на несколько километров. Сооружение дамбы, соединившей
остров с берегом, превратило его в полуостров. Таким образом, город
получил Гребной канал и новую зону отдыха.
    Впервые внедорожники забрались сюда осенью 1999 года. Экологи и
местные жители как могли, протестовали против уничтожения растительного
и животного мира, захламления береговой полосы, загрязнения реки.
Этим летом во время очередного фестиваля, зеленые активисты даже под
колеса бросались, чтобы прекратить гонки. Не удалось, конечно. Но
протесты разослали во все инстанции и СМИ. Никто не думал, что джиперы
опять появятся на Волге. И вдруг снова гонки. На сей раз якобы на
законном основании. А дело было так. э
    Джиперы пришли за разрешением в Комитет природных ресурсов по
Нижегородской области - федеральный орган, который имеет право
согласовывать мероприятия, связанные с природопользованием. Там им
предложили обратиться сначала в экоцентр "Дронт", поскольку летнюю
акцию протеста проводили представители подразделений именно этой
общественной организации - "АВЭ-инфо", "Экополис" и "Хранители радуги".
Конечно, никакое разрешение джиперам не светило. Но зеленый цвет
бывает разных оттенков
    Среди 30 подразделений "Дронта" (все они функционируют в автономном
режиме) джиперы нашли одно, которое втайне от коллег выдало им
положительное "экологическое обоснование" проекта трассы. Этот документ
никоим образом не может подменять экологическую экспертизу и служить
основанием для разрешения "гонок", но инспектор комитета Людмила Пуре
разрешение выдала. Потом она заявила, что следовала "Положению о
водоохранных зонах" где написано, что движение автомобилей в водоохранной
зоне не запрещено. Но если уж уцепиться за букву этого положения, то
оно запрещает в водоохранной зоне стоянку автомобилей, а на джиперском
фестивале машины не могут непрерывно ездить. Об этом чиновница
раздумывать и не собиралась: "Я читаю то, что написано, я же не могу
домысливать!".

    Спасайся кто может!

    ОБЩЕСТВЕННУЮ экспертизу проекта сделали объединение "Экополис" и
"Социально правовое экологическое стотоварищество". Этот документ тоже
был направлен в Комитет природных ресурсов, но там, видимо, даже не
поняли, зачем пришла еще одна бумага. Между тем члены экспертной
комиссии высказались в ней вполне определенно.
    Главный архитектор НИИ "Нижегородгражданпроект" Юрий Карцев:
"Согласно генеральному плану развития города район Печерской воложки и
Гребного канала предусматривается развивать как центр водного спорта
олимпийского уровня, а также общегородской центр отдыха и развлечений с
соответствующими учреждениями обслуживания. Размещенные трассы
автомобильных гонок в этом районе противоречат его функциональному
назначению, определенному генпланом".
    Однако этого должно было быть достаточно, чтобы запретить гонки.
Но биологи были еще категоричнее. Доктор биологических наук Георгий
Ануфриев (ННГУ) и видный специалист в области дендроэкологии доцент
сельхозакадемии Александр Ибрагимов отмечали, что растения являются
очень слабыми дернообразователями и под колесами автомашин очень
быстро будут уничтожены. Взрытая песчаная почва поднимется в воздух при
первом ветре. Восстановить погубленный животный и растительный мир
будет невозможно.
    Эксперты, проанализировав также само "экологическое обоснование",
так очаровавшее госпожу Пуре, и признали его неудовлетворительным: не
проработаны вопросы водоснабжения и водоотведения, охраны растительного
покрова и животного мира и многие другие.
    Чем обернулось чиновничье недомыслие, может увидеть каждый, кто
возьмет на себя труд побывать на Печерских Песках. Шесть гектаров стали
изрыты на глубину 3-40 см уничтожена растительность - остался сплошной
песок, из которого торчат оборванные корни, в окружении свалки мусора.
Никакого переноса дерна (предписанного "обоснованием") не было. Никакой
уборки мусора в установленные сроки. Местные жители рассказывают, что
по проторенной джиперами дорожке приезжают теперь все, кому не лень,
ездят где им угодно, моют в реке машины, гоняют на вездеходах через
болотце (по проекту трасса проходит в 15 м от него). Там рыбаки
обнаружили два трупика раздавленных ондатр. Сами рыболовы, сидящие в
кустах с удочками (зона отдыха, однако!), тоже не чувствуют себя в
безопасности. Прямо на них вылетают рычащие машины, успеют ли свернуть -
неизвестно. Люди вполне могут разделить участь бедных зверюшек

    "Новые экологи" и золотой ксерокс.

    ПОРА БЫ уже сказать кто дал то самое "экологическое обоснование" -
"Агентство экологических экспертиз". Это три человека - студент-биолог,
кандидат архитектуры и кандидат экономики. Конечно, в экологии, как и в
педагогике и медицине, разбираются все. Но не работают же врачами и
учителями все, кто считает, что разбирается!
    Руководитель агентства студент Алексей Краснов. Он подготовил проект
и получил от иностранного фонда грант на 9 месяцев. То есть в течение
этого времени агентство проводило экспертизы бесплатно (для заказчиков).
Но потом поток дензнаков, прибывающих из-за бугра, с такой приятной
регулярностью, иссяк. Вопрос Краснову, значит теперь экспертизы стали
платными?
    Нет, экспертизы бесплатные, отвечает Леша, честно глядя в глаза, -
нам платят только за трнспортные и организационные услуги. Если надо
отксерокопировать документы, доставить заинтересованным лицам.
 - А зарплату вы получаете?
 - Пока нет. Ждем, послали новую заявку на грант.
    Поразительное бескорыстие, ведь первый грант кончился в апреле!
Смахнув слезу умиления, я все-таки звоню одному из заказчиков агентства
и спрашиваю, заплатил ли он за экспертизу и сколько. "Конечно! -
уверенно отвечает мой абонент. - Только не помню, но что-то около семи
тысяч".
    Это ж сколько надо наксерить! Золотом, что ли, ксерили?

    Посидим поохаем?

    КОНЕЧНО, каждый имеет право на собственную точку зрения. Тот же
Леша Краснов для кого-то умненький мальчик с большими честными глазами,
а для кого-то бледно-зеленый ренегат. Вот директор "Дронта" Асхат Каюмов
считает, что не обязательно запрещать все. "Минимизация ущерба - тоже
форма защиты природы, - говорит он. - То, что джиперы не сделали ничего
даже по минимуму, надо заактировать и использовать как козырь - в
дальнейшей борьбе. А лучше всего сесть и договориться, предложить им
альтернативу. Какие-нибудь выработанные карьеры, полигоны - автогазовский,
например. Или военный".
    Наверное, надо договариваться. Но черное дело уже сделано. На глазах
всего города гибнет целый мир - мир ондатр и песчаных ос, птиц, мир
ивняка, осоки, шиповника и сосенок, выросших из занесенных ветром семян.
    Что же до сосенок, обещанных джиперамим и даже посаженных в
количестве нескольких экземпляров, то не зря ученые предупреждали, что
они не являются характерными для данного биоценоза растениями и не
приживутся в условиях постоянного техногенного воздействия.

     С.Геллертова, "АиФ Нижний Новгород", N 50 за 2000 г.

                               *   *   *

     Кое-кому не очень симпатичны Е.Велихов, Р.Нигматулин и В.Грачев,
когда они подают себя в качестве экологов. А в Нижнем обнаружился
новый "эколог" - А.Краснов, из молодых и ранних. Интересно, кто его
обучил тайнам эко-имитаторства и профанации?

Перейти к началу страницы