Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс![]() |
Выпуск 335, 5 апреля 2001 |
Право на общественную активность АЗЕРБАЙДЖАН: ОПЫТ ОВОС ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОВОС В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Азербайджан является одной из первых республик бывшего Cоветского Союза, внедрившей процедуру государственной экологической экспертизы - предварительного рассмотрения и согласования проектов развития народного хозяйства. Эта деятельность берет начало с середины семидесятых годов и основной целью ее является проверка полноты и правильности оценки потенциального экологического воздействия на окружающую среду, степени экологической безопасности принимаемых мер по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению окружающей природной среды. Безусловно, внедрению процедуры госэкоэкспертизы в большой степени способствовала имеющая вековую историю разработка и добыча углеводородного сырья, и как следствие этого, достигнутый в республике высокий технический уровень производства, развитие химической, нефтехимической промышленности, энергетики, металлургии, машиностроения и, к сожалению, сопутствующий этим отраслям "букет" экологических проблем, как например: загрязненность и истощение земель в традиционных местах добычи нефти, практически мертвая Бакинская бухта, высокий уровень заболеваемости населения в Сумгаите, вызванный чрезмерной нагрузкой на экологию региона. В СССР был наработан ряд законодательных и нормативных документов по охране окружающей среды, максимально учитывающих принципы рационального природопользования, многие из которых и сейчас применяются в качестве критериев оценки обоснованности применяемых хозяйственных решений. С обретением Азербайджаном независимости, с целью совершенствования законодательной и нормативной базы, в республике были разработаны Законы об охране окружающей среды, где Государственная экологическая экспертиза, выделена отдельным разделом. Процедура проведения ОВОС в республике регламентируется положением "О процессе ОВОС в Азербайджане", которое было разработано под эгидой ПРООН еще в 1996 году, и, сейчас уже, назрела необходимость его пересмотра и доработки с учетом накопленного опыта. Вполне понятно, что первые ОВОС в Азербайджане были разработаны применительно к нефтяной промышленности, поскольку она занимает лидирующее положение в экономике республики. У нас были большие споры в процессе рассмотрения этих ОВОС, что способствовало накоплению определенного опыта в этой области. И сейчас можно сказать, что у нас сформировался круг специалистов, имеющих довольно четкое представление об ОВОС, ее целях, задачах и преимуществах. Сегодня мы имеем отработанную процедуру проведения ОВОС от хозяйственной деятельности. Нами создан довольно обширный банк данных экспертов, привлекаемых к рассмотрению этих документов, выработаны основные критерии для установления правильности проведенной оценки воздействия. Так, при определении степени риска от освоения нефтяных и газовых месторождений на море, одними из основных критериев являются уникальность и уязвимость Каспия. Учитывая это, Госэкоэкспертиза начинается уже на стадии рассмотрения проектов контрактов, т. е. до их подписания и ратификации и, в случае необходимости, в них вносятся соответствующие изменения. Так, в качестве примера можно привести Контракт компании "Аджип". Учитывая, что ее контрактная площадь, в связи с расположением вблизи Кызылагачского орнитологического заповедника, водно-болотных угодий, имеющих международное экологическое значение, дельты реки Кура (питомника и площади питания осетровых и других видов рыб), наличия мелководной части моря и др., является экологически высокочувствительной зоной, по требованию ГКЭ еще на стадии разведочного бурения в Контракт были внесены соответствующие изменения и предусмотрен вывоз бурового шлама на синтетической основе на берег. Процедура ОВОС для морских нефтяных операций у нас в республике проходит в три этапа. Первым этапом является ОВОС сейсмических исследований на перспективных структурах. Вторым и третьим этапами являются: проведение ОВОС для разведочного бурения и эксплуатации месторождения, включая изучение исходного состояния окружающей среды, в том числе фонового состояния атмосферного воздуха, гидрогеологического и геохимического состояния моря, химического состава донных отложений, состояния животного и растительного мира, водной толщи и дна с определением степени воздействия процессов бурения и эксплуатации месторождений, и рассмотрение смягчающих мер. Вместе с тем, мы столкнулись с проблемой отсутствия конкретных данных об антропогенном воздействии различных видов деятельности на окружающую среду при наличии довольно обширной информации фундаментального характера. С целью исключения принятия случайных решений, специалисты Госкомэкологии и ученые республики, в некоторых случаях, считали необходимым проведение специальных научных исследований, что требовало дополнительного времени и порой ставило Госкомитет в затруднительное положение, так как с одной стороны необходимо было иметь мнение экспертов по поводу предполагаемой деятельности, с другой сроки выполнения того или иного этапа работ были лимитированы СРРДРД, которые после ратификации ММ приобретали статус Закона АР. И только благодаря установившемуся взаимопониманию между ГКЭ и операционными компаниями многие из этих трудностей удалось преодолеть. Примером этого могут служить исследования, проведенные с целью изучения влияния сейсморазведочных работ на живые организмы Каспия на мелководных структурах Ленкорань-Талыш Дениз - компании "Эльф" и Кюрдаши - компании "Аджип". Указанные компании с пониманием отнеслись к поставленным вопросам и оказали всевозможное содействие в осуществлении этих работ. Одними из первых документов, представленных со стороны иностранных компаний были ОВОСы оценочного бурения и эксплуатации месторождения Чираг, принадлежащего консорциуму АМОК. На основании заключения мнения экспертов, консорциум осуществил несколько серьезных изменений, касающихся, в частности, способов утилизации пластовой воды и избыточного бурового раствора на синтетической основе, которые первоначально предусматривалось сбрасывать в море. Кроме того, в результате длительных обсуждений и исследований, осуществленных в местных и зарубежных лабораториях, нам удалось добиться замены высокотоксичного и недостаточно изученного бурового раствора на основе саролина на менее токсичный. При рассмотрении ОВОС транспортировки нефти по западному трубопроводу был изменен маршрут трассы в связи с намечаемой прокладкой его по землям с высокой фильтрационной способностью грунтов и наличием больших запасов подземных вод питьевого качества. В связи с отсутствием в нашей республике современных полигонов для промышленных и токсичных отходов, а также мусороперерабатывающих заводов, проблема удаления и переработки отходов является крайне острой. Положение усугубилось начавшимся интенсивным освоением нефтяных месторождений, которое сопровождается образованием большого количества отходов. Столкнувшаяся с необходимостью утилизации 300 тонн асбеста компания БП обратилась за разрешением на его захоронение в Госкомитет экологии, который предложил ей выступить инициатором строительства общего для всех нефтедобывающих компаний современного полигона по переработке и удалению отходов. Был разработан документ ОВОС по захоронению асбеста и согласован в Госкомитете. Однако дальнейшее развитие полигона неоправданно затянулось. И только после неоднократных обращений ГКЭ к нефтяным компаниям, последними в настоящее время предпринимаются меры по организации указанного выше полигона. Решение этого вопроса крайне важно и в связи с тем, что по требованию ГЭК рядом компаний, с целью предотвращения сброса бурового шлама в море и уменьшения воздействия на биоту Каспия, предусматривается вывоз шлама на берег уже на стадии разведочного бурения, т.е. в ближайшем будущем. Вследствие того, что Каспий, имея уникальную флору и фауну, а также рыбохозяйственное значение для пяти прикаспийских стран, является закрытым водоемом, уязвимость его гораздо выше, по сравнению с другими морями и океанами. Учитывая это, обязательным требованием для всех контрактеров (несмотря на наличие сертификата на токсичность) является проведение анализов на токсичность, биоразлагаемость, биоаккумуляцию на живых организмах Каспия всех реагентов, диспергентов, намеченных к применению, как в ходе обычных нефтяных операций, так и при чрезвычайных ситуациях. Как правило, согласно Положению "О процедуре ОВОС в Азербайджане" при рассмотрении документов ОВОС обязательно привлекаются представители общественности Республики и их мнение учитывается при подготовке заключения ГКЭ по данному документу. Законом же "Об охране окружающей среды", принятом в августе 1999 года, предусматривается институт общественной экспертизы, заключения которой будут носить информационный и рекомендательный характер. В настоящее время разрабатывается положение о проведении общественной экологической экспертизы, которое будет введено в действие после его принятия Парламентом республики. На самых ранних стадиях освоения перспективных структур, Госкомэкология требует разработки планов реагирования на возможные аварийные ситуации, с подробным сценарием действий по ликвидации последствий аварий. Таким же непременным требованием к контрактерам является обязательность проведения мониторинга ОС на протяжении всех стадий освоения месторождений. Большое значение мы придаем проводимой иностранными компаниями политике разработки стандартов по охране окружающей среды для морских месторождений. В разработке указанных стандартов принимают участие, как азербайджанские ученые, так и иностранные специалисты, а также специалисты Госкомэкологии. Это будет способствовать выработке общих методов и подходов в решении многих экологических проблем. К сожалению, в республике нет опыта по разработке и рассмотрению ОВОС в трансграничном контексте, хотя предпосылки для этого имеются. Это, в первую очередь, начало интенсивной разработки морских месторождений Азербайджанского сектора Каспия и возможное воздействие на территорию сопредельных стран в случае возникновения аварийных ситуаций. А поскольку Азербайджан является единственной из сопредельных стран (кроме Армении), ратифицировавшей Конвенцию по ОВОС в трансграничном контексте, то инициатива по разработке и подписанию двух и многосторонних соглашений по сотрудничеству в области ОВОС трансграничного воздействия должна исходить от нашей стороны. Первые шаги в этой области уже делаются. Так, в начале этого года по инициативе ЕБ к нам уже поступил документ "Нетехническое резюме отчета об ОВОС" по разработке туркменских месторождений. После ознакомления с ним нами был запрошен план реагирования на аварийные разливы и предложено начать диалог для заключения соответствующих договоров. Н.Гельман, ГКЭ (Семинар по ОВОС, Баку, 16-18 мая 2000 года) Источник: Транскаспийский бюллетень, N 6, март 2001 года, KozlovaGB@AZNET.org