Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 297, 24 февраля 2001 |
Право на жизнь без американских "технологий" ЗАЧЕМ ЗЕЛЕНОМУ КРЕСТУ ТРАВИТЬ ЖИТЕЛЕЙ ВОТКИНСКА? "Креститься рано - гром не грянул В Воткинском районе между п. Первомайским и с. Камским предполагается построить комплекс по утилизации твердотопливных ракетных двигателей (КУРДТТ) и полигон для захоронения стеклопластиковых отходов, хотя были предложения корпуса двигателей и транспортно-пусковых контейнеров не разрезать, а использовать в дело, в частности, в качестве емкостей для хранения жидких минеральных удобрении. При их рассмотрении и выяснилось, что администрация Воткинского района, на территории которого будет построен КУРДТТ, не может принимать определенных решений, все вопросы решают янки. Деньги на объект выделены правительством США фирме "Локхид-Мартин". На презентации итогов Общественной экологической экспертизы и марте 2000 г. было оглашено: КУРДТТ будет строить и эксплуатировать, пока не будут утилизированы 916 двигателей, фирма "Локхид-Мартин", только после этого комплекс или то, что от него останется, передадут на баланс Воткинского завода. В Прикамье будет построен иностранный экологически опасный производственный объект на основе опытных технологий. Граждане РФ будут привлечены к работе на этом объекте, но более в качестве второстепенной рабочей силы. В связи с вышеизложенным нет ясности: намерена ли та сторона (имеется в виду США) возмещать экологический и иной ущерб, который потенциально может быть нанесен природе и людям, а если намерена, то как и каким образом? Разобранный старый двигатель поступает на участок инспекции. Первоначально в ТЭО предутилизационному контролю было отведено полстраницы текста и в этом состоянии оно прошло разнообразные экспертизы, плановый персонал участка - три человека: крановщик, стропальщик и контролер, который путем простукивания "специальным стальным прутком" (который назван "американской кувалдой") и визуальным осмотром определяет пригодность двигателя к дальнейшим работам. Была рассмотрена возможность применения УЗ-контроля. Существует несколько методов: теневой, зеркально-теневой, импедансный, импульсный эхо-метод и др. Отдельными методами и соответствующими приборами можно с помощью ультразвука диагностировать некоторые дефекты либо в стеклопластиковом корпусе, либо в адгезионно- скрепляющем слое, либо в самом заряде топлива, но в целом диагностировать двигатель весьма проблематично, если вообще возможно. На утилизацию будут поступать как кондиционные, так и некондиционные двигатели, а связи с чем возможны регулярные выбросы продуктов сгорания в атмосферу из камеры локализованного сжигания через аварийный клапан. Замечания на эту тему были разосланы более чем двадцати адресатам и опубликованы в газете "АиФ Удмуртии" и до сих пор остались без ответа. Гл. инженер проекта В.Шустачинский предпринял попытку дать "достойный" ответ, но наступил на горло собственной песне - начал противоречить самому себе и опровергать хрестоматийно-энциклопедические сведения из области ультразвуковой техники. На Общественных слушаниях в октябре 1999 г. в Воткинске с докладом выступил А.Хорошев, сотрудник "Пермтрансгаза", бывший офицер-ракетчик. Он специально интересовался тем, что же представляет ракетный двигатель, а прежде всего топливо сейчас, и никто не дал определенного ответа. Напрашивается вывод - двигатель недефектоспособен и дефектонепригоден. Химический состав топлива не изменился, а вот структура... Была, предположим, аморфной, а не начались ли процессы кристаллизации? Если начались, то какова энергия межкристаллитных связей? Если она невелика, то возможно разрушение заряда в процессе горения и взрывоподобное горение с разрушением установки. По проекту недельная производительность комплекса по утилизируемому топливу составляет в среднем 115 и может доходить до 150 тонн. Для охлаждения продуктов сгорания с 3000 градусов по Цельсию до 80-90 градусов на единицу массы топлива необходимо 15 единиц массы воды, расход воды на охлаждение составляет до 66 тонн в минуту, ежедневная потребность воды на охлаждение составляет 300 тонн, или 5 ж.-д. цистерн. Поток продуктов сгорания спрыскивается раствором едкого натра для связывания хлористого водорода... Затем газоводосолевой поток, сконденсированный в скрубберах, поступает в кристаллизатор-испаритель для получения технической соли. Чтобы выпаривать ежедневно 300 тонн воды, нужен испаритель, с учетом соответствующих теплоемкостей, теплот испарения и к.п.д., мощностью 36 тыс. кВт. Для сравнения - в г.Воткинске около 36 тыс. жилищ, что означает, что в каждом из них постоянно работают электроприборы мощностью более 1 кВт. На самом деле жилой, гражданский сектор Воткинска потребляет электроэнергии значительно меньше, и ресурсов такой электрической энергии в регионе просто нет. Некая гипотетическая котельная для получения технической соли выходом 32-38 тонн в неделю должна еженедельно потреблять 700 тонн топлива, или 12 ж.-д. цистерн. Это будет самая дорогая техническая соль за всю историю существования человечества. Более того, на выбранной площадке нет таких источников водоснабжения. А ведь говорили: оборотное водоснабжение, каждая дождинка-снежника будет улавливаться. Более вероятно, что необходимое количество воды будет завозиться ж.-д. транспортом. Закачку и слив слабосоленой с другими примесями воды (концентрация по соли примерно 1,8 %) лучше организовать на основной площадке завода, 5 цистерн для р.Вотки - это немного, сливались же раньше гальванические ванны цехов в эту реку. Экосистема рек Вотки и Сивы должна такую нагрузку выдержать, не правда ли? Апологет технологии фирмы "Локхид-Мартин" 3.Тухватуллин в брошюре "Утилизация твердотопливных ракет стратегического назначения в Удмуртии" (Воткинск,1999) вышедшей в свет при участии Российского Зеленого Креста тиражом 10 тыс. экз., на стр. 35 откровенно пишет, что наиболее удобное время для совершения технологических операций с отходами комплекса - это вторая и третья смены. Днем будут сжигать двигатели, а ночью сливать отходы. На Общественных слушаниях в ряде докладов была затронута проблема цианистого водорода в продуктах сгорания топлива, есть несколько акцентов на эту тему и в Заключении Общественной экспертизы, но все с целью снивелировать остроту проблемы. На вопрос о том, почему не предусмотрена система очистки-нейтрализации цианистого водорода, специалисты из "Локхид-Мартин" отговорились тем, что-де в проектных данных по составу продуктов сгорания российские коллеги не указали содержание цианидов. На самом же деле вероятность их образования весьма велика. Например, молекулярные веса газовой фазы продуктов сгорания и цианистого водорода почти одинаковы. В особом мнении д.х.н. из Москвы Л.Федорова, члена комиссии по Общественной экспертизе, говорится и о том, что проектом не предусмотрена очистка от окиси углерода и цианистого водорода, проект предложено отклонить. Термодинамические расчеты продуктов сгорания проводятся для определения их состава и параметров состояния, которые входят в уравнения, связывающие эти параметры, геометрические характеристики двигателя и его тяговые характеристики. Состав продуктов и параметры состояния определяются расчетным путем, достоверных экспериментальных методов не существует. Эти расчеты формализуются в систему линейных уравнений, решаемую с помощью ЭВМ по программе, составленной человеком. В качестве рабочей информативы в ЭВМ вводятся рязрядность и погрешность вычислений. Установлено, что вычисления с разрядностью 20 знаков после запятой не отличаются от вычислений с разрядностью 80 знаков. В состав продуктов сгорания твердого топлива входят хлористый водород, окись углерода, вода, окись алюминия, немного азотра, водорода, окислы и закислы азота и немного, на уровне пять-шесть сотых процента, цианистый водород. При взаимодействии в поясе впрыска-охлаждения (по реакции NаОН + НСN = NаСN + Н2О) образуется цианид натрия (NаСN), высокодисперсный аэрозоль которого более токсичен, чем цианистый водород, особенно в паре с окисью углерода СО, которой в продуктах сгорания достаточно. При всем этом цианид натрия более стойкое, чем цианистый водород, вещество. При содержании НСN в продуктах сгорания на уровне пять-шесть сотых процента за три года эксплуатации комплекса будет выработано более 13 тонн NаСN. "Точность" термодинамических расчетов продуктов сгорания продемонстрирована вышеупомянутой брошюрой 3.Тухватуллина, где на стр. 12 и 15 приведены данные по составу продуктов сгорания различных ракетных топлив. Так вот, для топлива "кислород + керосин" сумма массовых долей различных веществ в продуктах сгорания равна 0,9494, для топлива "четырехокись азота + гептил" эта величина равна 1,07918, а для одного твердого топлива, предполагаемого к утилизации на рассматриваемом объекте, сумма массовых долей равна 0,9959, для другого твердого топлива - уже 1,52727, хотя во всех случаях эта величина должна быть равной 1,00. Причем, по данным стр. 32 той же брошюры, в составе дымовых газов, выбрасываемых в атмосферу, для первого твердого топлива цианистый водород отсутствует, а для другого топлива - присутствует, хотя в составе продуктов сгорания это вещество не указано, так что некоторые докладчики (Бернштейн, Карманов, Поник), утверждавшие на Слушаниях, что цианистого водорода не будет, были не совсем точны. Теперь можно предположить, что в родословной д-ра У.Сикера, независимого эксперта (но нанятого фирмой "Локхид-Мартин"), пришедшего к выводу, что КУРДТТ будет давать диоксинов и фуранов не больше, чем простая крестьянская печь, могут быть генетические отголоски барона Мюнхаузена. Есть анекдот, в котором один персонаж на вопрос "сколько будет "дважды два"?" отвечает "а сколько нужно?". Подбором погрешности и разрядности вычислений в термодинамических расчетах и определенными каноническими преобразованиями в системе уравнений можно обеспечить, что доля НСN в продуктах сгорания будет равна не 0,0005-0,0006, а 0,005-0.006 (т.е. пять-шесть десятых процента), что эквивалентно выработке за три года 130 тонн цианида натрия. Сколько будет этого цианида на самом деле - неизвестно, но, сколь бы его ни было, все это осядет на территории так называемой санитарной зоны защиты ведь не предусмотрено. По ветру, достанется и пихтовским прудам, воткинские сады-огороды, однако, тоже недалеко. Кто-то может спросить, что есть Российский Зеленый Крест - международная общественная экологическая неправительственная организация, которая в Воткинске вместо отстаивания прав населения на безопасные условия жизни курирует этот объект? Здесь определения "международная", "общественная", "экологическая", "неправительственная" более уместно заключить в кавычки. Вот бывший Премьер Удмуртии Н.Ганза подписал все-таки документ об отмене ранее принятых постановлений по КУРДТТ. Развернутые осуждающие комментарии по этому поводу по удмуртскому телевидению были сделаны после выборов Президента Удмуртии не пресс-службами органов власти УР, а руководителем Воткинского информцентра РЗК Л.Голомысовым. В любой другой стране это было бы воспринято как вмешательство во внутренние дела. Так что Российский Зеленый Крест - это темная лошадка на российском политико-экологическом подворье. У Воткинской ракетно-экологической драмы есть движущие силы. Они состоят не в том, что есть город и район, представляющие единый народнохозяйственный комплекс, но в котором есть персоналии и группы людей, по-разному относящиеся к ситуации с КУРДТТ. Эти силы состоят в том, что дует ветер, поэтому можно сколь угодно донкихотствовать и тыкать копьем в крылья мельницы, но от этого она не остановится. Вначале этот ветер дул с силой $52,4 млн., затем в августе 2000 г. появилась информация о том, что стоимость комплекса увеличилась вдвое, а на телепредставлениях последней поездки воткинской делегации в США по линии РЗК прозвучала информация о том, что расходы фирмы "Локхид-Мартин" возросли до $150 млн. Это уже не ветер, а настоящий финансовый ураган. На первой странице "Капитала" гениального К.Маркса сказано, что для получения прибылей и сверхприбылей капитал пойдет на любые преступления. Капитал вообще, без цвета, запаха, национальности и вероисповедания. Просто капитал. Его препохабие, как сказал В.Маяковский". В.П.Рылов, инженер, г.Воткинск, 17 января 2001 г. * * * К сожалению, инженеры не всегда могут избежать технических подробностей. И мы были вынуждены их полностью сохранить (это тот самый случай, когда из песни слова не выкинуть). Для тех, кто не помнит, сообщаем следующее: * цианистый водород - это всем известная синильная кислота, * глава Международного Зеленого креста - М.С.Горбачев. Предыдущие сообщения на эту тему см. в ECO-HR.37, 78, 117, 164, 166, 186.