Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 297, 24 февраля 2001
                     Право на жизнь без американских "технологий"

         ЗАЧЕМ ЗЕЛЕНОМУ КРЕСТУ ТРАВИТЬ ЖИТЕЛЕЙ ВОТКИНСКА?

    "Креститься рано - гром не грянул
    В Воткинском районе между п. Первомайским и с. Камским
предполагается построить комплекс по утилизации твердотопливных
ракетных двигателей (КУРДТТ) и полигон для захоронения
стеклопластиковых отходов, хотя были предложения корпуса двигателей
и транспортно-пусковых контейнеров не разрезать, а использовать в
дело, в частности, в качестве емкостей для хранения жидких минеральных
удобрении. При их рассмотрении и выяснилось, что администрация
Воткинского района, на территории которого будет построен КУРДТТ,
не может принимать определенных решений, все вопросы решают янки.
Деньги на объект выделены правительством США фирме "Локхид-Мартин".
    На презентации итогов Общественной экологической экспертизы и
марте 2000 г. было оглашено: КУРДТТ будет строить и эксплуатировать,
пока не будут утилизированы 916 двигателей, фирма "Локхид-Мартин",
только после этого комплекс или то, что от него останется, передадут
на баланс Воткинского завода.
    В Прикамье будет построен иностранный экологически опасный
производственный объект на основе опытных технологий. Граждане РФ
будут привлечены к работе на этом объекте, но более в качестве
второстепенной рабочей силы. В связи с вышеизложенным нет ясности:
намерена ли та сторона (имеется в виду США) возмещать экологический
и иной ущерб, который потенциально может быть нанесен природе и
людям, а если намерена, то как и каким образом?
    Разобранный старый двигатель поступает на участок инспекции.
Первоначально в ТЭО предутилизационному контролю было отведено
полстраницы текста и в этом состоянии оно прошло разнообразные
экспертизы, плановый персонал участка - три человека: крановщик,
стропальщик и контролер, который путем простукивания "специальным
стальным прутком" (который назван "американской кувалдой") и
визуальным осмотром определяет пригодность двигателя к дальнейшим
работам. Была рассмотрена возможность применения УЗ-контроля.
Существует несколько методов: теневой, зеркально-теневой, импедансный,
импульсный эхо-метод и др. Отдельными методами и соответствующими
приборами можно с помощью ультразвука диагностировать некоторые
дефекты либо в стеклопластиковом корпусе, либо в адгезионно-
скрепляющем слое, либо в самом заряде топлива, но в целом
диагностировать двигатель весьма проблематично, если вообще возможно.
На утилизацию будут поступать как кондиционные, так и некондиционные
двигатели, а связи с чем возможны регулярные выбросы продуктов сгорания
в атмосферу из камеры локализованного сжигания через аварийный клапан.
    Замечания на эту тему были разосланы более чем двадцати адресатам
и опубликованы в газете "АиФ Удмуртии" и до сих пор остались без
ответа. Гл. инженер проекта В.Шустачинский предпринял попытку дать
"достойный" ответ, но наступил на горло собственной песне - начал
противоречить самому себе и опровергать хрестоматийно-энциклопедические
сведения из области ультразвуковой техники. На
    Общественных слушаниях в октябре 1999 г. в Воткинске с докладом
выступил А.Хорошев, сотрудник "Пермтрансгаза", бывший офицер-ракетчик.
Он специально интересовался тем, что же представляет ракетный двигатель,
а прежде всего топливо сейчас, и никто не дал определенного ответа.
Напрашивается вывод - двигатель недефектоспособен и дефектонепригоден.
Химический состав топлива не изменился, а вот структура... Была,
предположим, аморфной, а не начались ли процессы кристаллизации? Если
начались, то какова энергия межкристаллитных связей? Если она невелика,
то возможно разрушение заряда в процессе горения и взрывоподобное
горение с разрушением установки.
    По проекту недельная производительность комплекса по утилизируемому
топливу составляет в среднем 115 и может доходить до 150 тонн. Для
охлаждения продуктов сгорания с 3000 градусов по Цельсию до 80-90
градусов на единицу массы топлива необходимо 15 единиц массы воды,
расход воды на охлаждение составляет до 66 тонн в минуту, ежедневная
потребность воды на охлаждение составляет 300 тонн, или 5 ж.-д. цистерн.
Поток продуктов сгорания спрыскивается раствором едкого натра для
связывания хлористого водорода... Затем газоводосолевой поток,
сконденсированный в скрубберах, поступает в кристаллизатор-испаритель
для получения технической соли. Чтобы выпаривать ежедневно 300 тонн воды,
нужен испаритель, с учетом соответствующих теплоемкостей, теплот
испарения и к.п.д., мощностью 36 тыс. кВт. Для сравнения - в г.Воткинске
около 36 тыс. жилищ, что означает, что в каждом из них постоянно работают
электроприборы мощностью более 1 кВт. На самом деле жилой, гражданский
сектор Воткинска потребляет электроэнергии значительно меньше, и ресурсов
такой электрической энергии в регионе просто нет. Некая гипотетическая
котельная для получения технической соли выходом 32-38 тонн в неделю должна
еженедельно потреблять 700 тонн топлива, или 12 ж.-д. цистерн. Это будет
самая дорогая техническая соль за всю историю существования человечества.
    Более того, на выбранной площадке нет таких источников водоснабжения.
А ведь говорили: оборотное водоснабжение, каждая дождинка-снежника будет
улавливаться. Более вероятно, что необходимое количество воды будет
завозиться ж.-д. транспортом. Закачку и слив слабосоленой с другими
примесями воды (концентрация по соли примерно 1,8 %) лучше организовать
на основной площадке завода, 5 цистерн для р.Вотки - это немного,
сливались же раньше гальванические ванны цехов в эту реку. Экосистема
рек Вотки и Сивы должна такую нагрузку выдержать, не правда ли?
    Апологет технологии фирмы "Локхид-Мартин" 3.Тухватуллин в брошюре
"Утилизация твердотопливных ракет стратегического назначения в Удмуртии"
(Воткинск,1999) вышедшей в свет при участии Российского Зеленого Креста
тиражом 10 тыс. экз., на стр. 35 откровенно пишет, что наиболее удобное
время для совершения технологических операций с отходами комплекса -
это вторая и третья смены. Днем будут сжигать двигатели, а ночью сливать
отходы.
    На Общественных слушаниях в ряде докладов была затронута проблема
цианистого водорода в продуктах сгорания топлива, есть несколько акцентов
на эту тему и в Заключении Общественной экспертизы, но все с целью
снивелировать остроту проблемы. На вопрос о том, почему не предусмотрена
система очистки-нейтрализации цианистого водорода, специалисты из
"Локхид-Мартин" отговорились тем, что-де в проектных данных по составу
продуктов сгорания российские коллеги не указали содержание цианидов. На
самом же деле вероятность их образования весьма велика. Например,
молекулярные веса газовой фазы продуктов сгорания и цианистого водорода
почти одинаковы. В особом мнении д.х.н. из Москвы Л.Федорова, члена
комиссии по Общественной экспертизе, говорится и о том, что проектом не
предусмотрена очистка от окиси углерода и цианистого водорода, проект
предложено отклонить.
    Термодинамические расчеты продуктов сгорания проводятся для
определения их состава и параметров состояния, которые входят в
уравнения, связывающие эти параметры, геометрические характеристики
двигателя и его тяговые характеристики. Состав продуктов и
параметры состояния определяются расчетным путем, достоверных
экспериментальных методов не существует. Эти расчеты формализуются в
систему линейных уравнений, решаемую с помощью ЭВМ по программе,
составленной человеком. В качестве рабочей информативы в ЭВМ вводятся
рязрядность и погрешность вычислений. Установлено, что вычисления с
разрядностью 20 знаков после запятой не отличаются от вычислений с
разрядностью 80 знаков. В состав продуктов сгорания твердого топлива
входят хлористый водород, окись углерода, вода, окись алюминия,
немного азотра, водорода, окислы и закислы азота и немного, на
уровне пять-шесть сотых процента, цианистый водород.
    При взаимодействии в поясе впрыска-охлаждения (по реакции NаОН +
НСN = NаСN + Н2О) образуется цианид натрия (NаСN), высокодисперсный
аэрозоль которого более токсичен, чем цианистый водород, особенно в
паре с окисью углерода СО, которой в продуктах сгорания достаточно.
При всем этом цианид натрия более стойкое, чем цианистый водород,
вещество. При содержании НСN в продуктах сгорания на уровне пять-шесть
сотых процента за три года эксплуатации комплекса будет выработано более
13 тонн NаСN. "Точность" термодинамических расчетов продуктов сгорания
продемонстрирована вышеупомянутой брошюрой 3.Тухватуллина, где на стр.
12 и 15 приведены данные по составу продуктов сгорания различных ракетных
топлив. Так вот, для топлива "кислород + керосин" сумма массовых долей
различных веществ в продуктах сгорания равна 0,9494, для топлива
"четырехокись азота + гептил" эта величина равна 1,07918, а для одного
твердого топлива, предполагаемого к утилизации на рассматриваемом объекте,
сумма массовых долей равна 0,9959, для другого твердого топлива - уже
1,52727, хотя во всех случаях эта величина должна быть равной 1,00. Причем,
по данным стр. 32 той же брошюры, в составе дымовых газов, выбрасываемых
в атмосферу, для первого твердого топлива цианистый водород отсутствует,
а для другого топлива - присутствует, хотя в составе продуктов сгорания
это вещество не указано, так что некоторые докладчики (Бернштейн, Карманов,
Поник), утверждавшие на Слушаниях, что цианистого водорода не будет, были
не совсем точны. Теперь можно предположить, что в родословной д-ра
У.Сикера, независимого эксперта (но нанятого фирмой "Локхид-Мартин"),
пришедшего к выводу, что КУРДТТ будет давать диоксинов и фуранов не
больше, чем простая крестьянская печь, могут быть генетические отголоски
барона Мюнхаузена.
    Есть анекдот, в котором один персонаж на вопрос "сколько будет "дважды
два"?" отвечает "а сколько нужно?". Подбором погрешности и разрядности
вычислений в термодинамических расчетах и определенными каноническими
преобразованиями в системе уравнений можно обеспечить, что доля НСN в
продуктах сгорания будет равна не 0,0005-0,0006, а 0,005-0.006 (т.е.
пять-шесть десятых процента), что эквивалентно выработке за три года
130 тонн цианида натрия. Сколько будет этого цианида на самом деле -
неизвестно, но, сколь бы его ни было, все это осядет на территории так
называемой санитарной зоны защиты ведь не предусмотрено. По ветру,
достанется и пихтовским прудам, воткинские сады-огороды, однако, тоже
недалеко.
    Кто-то может спросить, что есть Российский Зеленый Крест -
международная общественная экологическая неправительственная
организация, которая в Воткинске вместо отстаивания прав населения на
безопасные условия жизни курирует этот объект? Здесь определения
"международная", "общественная", "экологическая", "неправительственная"
более уместно заключить в кавычки. Вот бывший Премьер Удмуртии Н.Ганза
подписал все-таки документ об отмене ранее принятых постановлений по
КУРДТТ. Развернутые осуждающие комментарии по этому поводу по удмуртскому
телевидению были сделаны после выборов Президента Удмуртии не
пресс-службами органов власти УР, а руководителем Воткинского информцентра
РЗК Л.Голомысовым. В любой другой стране это было бы воспринято как
вмешательство во внутренние дела. Так что Российский Зеленый Крест - это
темная лошадка на российском политико-экологическом подворье.
    У Воткинской ракетно-экологической драмы есть движущие силы. Они
состоят не в том, что есть город и район, представляющие единый
народнохозяйственный комплекс, но в котором есть персоналии и группы
людей, по-разному относящиеся к ситуации с КУРДТТ. Эти силы состоят в
том, что дует ветер, поэтому можно сколь угодно донкихотствовать и тыкать
копьем в крылья мельницы, но от этого она не остановится. Вначале этот
ветер дул с силой $52,4 млн., затем в августе 2000 г. появилась информация
о том, что стоимость комплекса увеличилась вдвое, а на телепредставлениях
последней поездки воткинской делегации в США по линии РЗК прозвучала
информация о том, что расходы фирмы "Локхид-Мартин" возросли до $150
млн. Это уже не ветер, а настоящий финансовый ураган. На первой странице
"Капитала" гениального К.Маркса сказано, что для получения прибылей и
сверхприбылей капитал пойдет на любые преступления. Капитал вообще, без
цвета, запаха, национальности и вероисповедания. Просто капитал. Его
препохабие, как сказал В.Маяковский".
                    В.П.Рылов, инженер, г.Воткинск, 17 января 2001 г.

                          *   *   *

     К сожалению, инженеры не всегда могут избежать технических
подробностей. И мы были вынуждены их полностью сохранить (это
тот самый случай, когда из песни слова не выкинуть). Для тех, кто
не помнит, сообщаем следующее:
 * цианистый водород - это всем известная синильная кислота,
 * глава Международного Зеленого креста - М.С.Горбачев.
    Предыдущие сообщения на эту тему см. в ECO-HR.37, 78, 117, 164,
166, 186.

Перейти к началу страницы