Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 280, 5 февраля 2001 |
Право на экоаудит ДЗЕРЖИНСК: ИМИТАЦИЯ ЭКОАУДИТА (и подальше от экологической общественности) Вот и познакомились с экоаудитом В 2000 году в г. Дзержинске был проведен экологический аудит территории города и его промышленного района. Отметим сразу, что общественная экологическая организация СПЭС (социально-правовое экологическое сотоварищество) поддерживает внедрение процедуры экоаудита как инструмента экологической оценки и отдельного объекта и территории целого района. Мы безусловно поддерживаем любую объективную оценку экологической ситуации в нашем родном Дзержинске. Теперь немного о том, чем же вызван этот незапланированный экоаудит. В конце мая 2000 года в город приехали журналисты телекомпании НТВ. Дзержинск тогда отмечал свое 70-летие. Журналисты снимали и народные гуляния, встречались с руководителями города, побывали не только на промышленных предприятиях, но и на "белом море", шламонакопителе ОАО "Капролактам", и на незаконной свалке химических отходов, так называемой "Черной Дыре". И показали потом по НТВ три сюжета об экологических проблемах Дзержинска. Реакция руководителей города и области была довольно болезненной. Мэр города заявил публично ,что подаст на НТВ в суд, чего впрочем не случилось. Городской комитет по охране природы срочно подготовил документ об экологической ситуации в г.Дзержинске. Было даже организовано или как утверждают его участники, самообразовано, общественное образование из муниципальных и заводских чиновников. Каждый из них по себе профессионал в своей области, достоин большого уважения. Собранные вместе, они лишь отражают волю руководства. Впрочем, чиновников разбавили одним натуральным общественником. Им стала Эмма Захаровна Фельдштейн, руководитель Общественного правозащитного центра, между прочим, общественный помощник мэра города. Экологическую же общественность фактически вывели. Именно это сообщество под названием "Общественная экологическая комиссия" приняло решение о проведение независимого экологического аудита г.Дзержинска. Определили заказчика - Общественный правозащитный центр г.Дзержинска Нижегородской области. Общественная экологическая комиссия направила обращение к промышленным предприятиям, в том числе химическим, с просьбой профинансировать экоаудит. Что последние и сделали. В итоге мы получили независимый экоаудит, оплаченный самими загрязнителями. В качестве экоаудитора пригласили ООО "Аудиэкометалл АЭМ" из Москвы, ранее осуществившее экоаудит на одном из химических предприятий Дзержинска - ОАО "Синтез". Аудиторы работали в Дзержинске 3 месяца с материалами, которые предоставили им организации, осуществляющие мониторинг состояния окружающей природной среды. Ознакомились с организацией управления охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Провели анкетирование горожан и отбор проб воздуха, почвы и воды в одном из районов города. В начале ноября итоги работы экспертов были представлены главе администрации города и Общественной экологической комиссии. Спустя полтора месяца материалы экоаудита были открыты для ознакомления общественности. ОЭО СПЭС, к сожалению, удалось ознакомиться только с Заключением экологического аудита - несмотря на заверения официального заказчика экоаудита - руководителя Общественного правозащитного центра Э.З.Фельдштейн о том, что ВСЕ материалы экспертной комиссии открыты для широкой общественности. Исходные материалы, на основании которых делали свои выводы эксперты, остаются для нас закрытыми. Поэтому мы вынуждены сегодня рассматривать только Выводы комиссии не имея возможности проследить на основании каких данных сделаны эти выводы. Например, мы хотели бы сами посмотреть данные, на основании которых сделан сравнительный анализ загрязнения атмосферного воздуха в Дзержинске, Калининграде и немецком Бремене, но не можем. Итак, с чем мы согласны и с чем - нет: * мы безусловно согласны с тем, что за последние 10 лет снизились выбросы токсичных веществ в атмосферный воздух, как и с тем, что это снижение обусловлено в основном закрытием отдельных производств и весьма значительным сокращением объемов, в ряде случаев до 70%, производства химической продукции. В то же время повысилась загрязненность воздуха аммиаком, бензолом, ксилолом. Добросовестно сообщая об этом господа эксперты не объясняют причины такого повышения; * мы согласны с тем, что сократилось количество сбросов загрязненных вод в р.Оку. Но нам не совсем понятно, что означает фраза "Дзержинск не оказывает существенного влияния на загрязнение рек Оки и Волги" и как-то не весело от того, что вода в реке Оке ниже Дзержинска характеризуется как умеренно-загрязненная. С чем мы не можем согласиться, так это с тем, что "в подземных водах в районе п.Игумново нормируемые показатели находятся в пределах ПДК, минерализация соответствует естественным условиям". Нам не понятно, на основании каких данных сделано это заключение. СПЭС предлагала экспертной комиссии провести в ходе аудита отбор проб грунтовых вод в поселках, для уточнения их загрязненности. Наши предложения были проигнорированы; * что касается заключения аудиторов "по сравнению с другими городами России г.Дзержинск не относится к городам с наиболее загрязненным почвенным покровом" и приведения в пример Кировограда и Режи, где загрязнение почв тяжелыми металлами превышает ПДК в десятки и сотни раз, мы считаем такое сравнение не совсем корректным. Дзержинск "славен" не только превышениями ПДК отдельных токсикантов (ДДТ, ПХБ, ГХБ и др.) в почве десятки и более раз, но и номенклатурой таких токсикантов. Их воздействие на окружающую среду и на человека далеко не изучено. Рассматривая таблицу (3.2) о загрязнении почв в восточных поселках Игумново и Петряевка, мы обратили внимание на 8-ю строку, где сравниваются анализы свинцового загрязнения почвы 1995 и 2000 годов. Так вот, за 5 лет количество свинца в почве возросло почти в 4 раза. Это очень тревожный факт! Ведь в двух километрах от поселков, проживает около полутора тысяч человек, расположено единственное в России производство тетраэтилсвинца. Экоаудиторы данный факт ни как не прокомментировали никак; * безусловно "проблема экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления в г.Дзержинске относится к числу приоритетных". Мы согласны и с тем, что в сфере обращения с отходами имеются определенные проблемы, главная из них отсутствие полигона по захоронению промотходов. Вот только городские власти не прониклись, к сожалению, важностью этой проблемы, иначе разве длилось бы проектирование полигона 15 лет?! * ОЭО СПЭС солидарно с экспертами в том, "что имеет место недостаточная координация деятельности предприятий, учреждений и организаций города в области охраны окружающей среды. В городе отсутствует орган, который бы выполнял надведомственные функции и отвечал за обеспечение экологической безопасности территории в целом". В течении последних 4-х лет мы неоднократно обращались к руководству города с просьбой (предложением) о воссоздании в структуре городской администрации отдела по охране окружающей среды (отдел был ликвидирован прежним мэром в 1996 году). Экспертную комиссию мы просили включить это в список рекомендаций. И снова не были услышаны; * о несбывшихся надеждах: мы надеялись, что экспертная комиссия рассмотрит соответствие экологической ситуации в Дзержинске статусу зоны чрезвычайной экологической ситуации. Наше мнение: несмотря на спад последних лет, в районе Дзержинска произошли "устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных". Мы согласны с тем, что экологическая ситуация в Дзержинске не является критической. Но этот город аккумулировал загрязнения в течение десятилетий (поэтому отрицательные изменения устойчивы). Столь же постоянным является и отрицательное воздействие загрязнения окружающей природной среды Дзержинска на население. Изношенность химического оборудования на предприятиях города достигает 70%. Все это позволяет рассматривать вопрос о присвоении Дзержинску статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации; * проанализировав ситуацию, экспертная комиссия разработала рекомендации, мягко и мило назвав их в заключении, рядом корректирующих мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение экологической ситуации в городе. Мы поддерживаем эти рекомендации (о замечаниях сказано выше). Но считаем, что в этих рекомендациях не хватает одного, может быть самого важного пункта - о выборе дальнейшей стратегии развития города и его промышленности. Мы считаем, что город и его жители не должны быть заложниками "большой химии". И хотя в ближайшие десятилетия Дзержинск несомненно останется химическим городом, его развитие должно быть сориентировано преимущественно на машиностроительную, строительную и легкую отрасли промышленности. В.Гнусарьков, председатель ОЭО СПЭС (социально-правовое экологическое сотоварищество), 1 февраля 2001 г., dzerspes@online.ru