Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 274, 30 января 2001 |
Право на референдум КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕФЕРЕНДУМ ПО ХИМИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ? ЖАЛОБА ЖИТЕЛЕЙ (см. ECO-HR.263) ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ Оричевский районный суд от избирательной комиссии Оричевского района Кировской области ОБЪЯСНЕНИЕ по жалобе инициативной группы по проведению местного референдума на отказ комиссии в регистрации группы В соответствии со ст. 5 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области" на местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Вопрос: "Согласны ли Вы на отведение земельного участка на территории Оричевского района под размещение объекта по уничтожению химического оружия?", комиссия сочла не входящим в ведение местного самоуправления по следующим основаниям: Выбор мест размещения объектов по уничтожению химического оружия относится, согласно ст.7 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" к компетенции органов государственной власти. Порядок проведения работ уничтожению химического оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации. Уничтожение химического оружия осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, где размещены объекты по хранению химического оружия (ст.2 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия"). Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305, установлено, что уничтожение химических боеприпасов авиации будет производиться на объектах, создаваемых в регионах их хранения, в том числе в пос.Марадыковский Кировской области. Объект по уничтожению химического оружия Федеральный закон (ст.1) определяет как совокупность специально выделенной и охраняемой территории и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, в том числе для утилизации и (или) захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия; Объект по хранению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. А поскольку Федеральным законом и вышеуказанным постановлением Правительства определено, что объекты по уничтожению размещаются там, где находятся объекты по хранению, и на дату заседания комиссии 10.01.2001 г. комиссия располагала устной информацией о том, что органы местного самоуправления района не принимали решений о предоставлении (отводе) земельного участка под размещение объекта по уничтожению химического оружия, то, следовательно, объект по уничтожению размещается на земельном участке объекта по хранению. Согласно ст.5 Федерального закона объекты по хранению и объекты по уничтожению химического оружия находятся в исключительном ведении Российской Федерации и находятся в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ. Значит и территория, земельные участки находятся в управлении Правительства РФ. И вопрос противоречит Федеральному закону "Об уничтожении химического оружия". Председатель территориальной избирательной комиссии Г.В.Мокерова 19.01.20001 г. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАЯВИТЕЛЕЙ ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Г.С.Савиных на судебном процессе по жалобе на отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района Кировской области 1. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, на должностных лиц, действия (решения) которых обжалуются гражданином, процессуальную обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (часть 2 ст. 6). В качестве доказательства факта нарушения своих прав, члены инициативной группы представили суду копию "Протокола N 2 заседания территориальной избирательной комиссии "Оричевского района Кировской области" от 10 января 2001 г.", которым отказано в регистрации инициативной группы. 2. Действующее законодательство предусматривает, что на всех заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. Решения и протоколы заседания избирательной комиссии подписываются председателем (председательствующим на заседании) и секретарем избирательной комиссии. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Вопреки этим требования, члены инициативной группы не были извещены о времени и месте заседания избирательной комиссии, решения об отказе в регистрации инициативной группы, подписанного председателем и секретарем, не позднее чем в двухдневный срок, как того требует пункт 8 статьи 9 Закона Кировской области "О местном референдуме" инициативной группе не выдано. Проведенное избирательной комиссией заседание 10 января 2001 г. нельзя признать правомочным, поскольку на нем присутствовало менее двух третей членов избирательной комиссии (из девяти членов присутствовало только пять, т.е. не 66,6%, а 55,6%). В протоколе не указаны результаты голосования. 2. Из объяснения избирательной комиссии Оричевского района Кировской области, представленного в суд, следует, что вопрос: "Согласны ли Вы на отведение земельного участка на территории Оричевского района под размещение объекта по уничтожению химического оружия?", комиссия сочла не входящим в ведение местного самоуправления по следующим основаниям: Выбор мест размещения объектов по уничтожению химического оружия относится, согласно ст.7 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" к компетенции органов государственной власти. Уничтожение химического оружия осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, где размещены объекты по хранению химического оружия (ст.2 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия"). Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305, установлено, что уничтожение химических боеприпасов авиации будет производиться на объектах, создаваемых в регионах их хранения, в том числе в пос.Марадыковский Кировской области. А поскольку Федеральным законом и вышеуказанным постановлением Правительства определено, что объекты по уничтожению размещаются там, где находятся объекты по хранению, и на дату заседания комиссии 10.01.2001 г. комиссия располагала устной информацией о том, что органы местного самоуправления района не принимали решений о предоставлении (отводе) земельного участка под размещение объекта по уничтожению химического оружия, то, следовательно, объект по уничтожению размещается на земельном участке объекта по хранению. Согласно ст.5 Федерального закона объекты по хранению и объекты по уничтожению химического оружия находятся в исключительном ведении Российской Федерации и находятся в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ. Значит и территория, земельные участки находятся в управлении Правительства РФ. И вопрос противоречит Федеральному закону "Об уничтожении химического оружия". 3. По нашему мнению, избирательная комиссия Оричевского района довольно произвольно толкует положения Федерального закона "Об уничтожении химического оружия". Уничтожение химического оружия осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, где размещены объекты по хранению химического оружия. Места размещения объектов по уничтожению химического оружия согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых размещены объекты по хранению химического оружия (ст.2). В Федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" указывается, что "уничтожение химических боеприпасов авиации будет проводиться на трех объектах, создаваемых в регионах их хранения в пос.Марадыковский Кировской области, пос.Леонидовка Пензенской области и г.Почеп Брянской области, общей мощностью 6000 тонн отравляющих веществ в год. Объекты по уничтожению химических боеприпасов будут создаваться на основании соответствующих решений Правительства Российской Федерации для каждого из регионов их хранения. Иными словами, как Закон, так и постановление Правительства РФ говорят лишь о территориях субъектов, где хранится химоружие (т.е. в целом о Кировской области, если эти нормы трактовать применительно к нам). 4. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" прямо предписывает, что выбор места для размещения объектов по уничтожению химического оружия согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 2). Местная администрация обязана информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы местных жителей, обязана выяснять мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии (статья 28 Земельного кодекса РСФСР в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287). В соответствии с Уставом Кировской области, принятым Кировской областной Думой 29 ноября 2000 г.: * местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения (ст.74); * местное самоуправление на территории области осуществляется посредством местных референдумов, деятельности органов местного самоуправления и общественной самодеятельности населения (ст.75); * местное самоуправление на территории области осуществляется посредством местных референдумов, деятельности органов местного самоуправления и общественной самодеятельности населения (ст.75); * в Кировской области гарантируется право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и осуществляются меры по охране окружающей природной среды (ст.83). Иными словами, вопрос об отводе земельного участка, или сходная формулировка вопроса о согласии на размещение объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района, который непосредственно касается обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (ст.1 Закона Кировской области от 9 апреля 1996 г. N 13-30 "О местном самоуправлении в Кировской области"), по нашему мнению, находится в ведении местного самоуправления. 5. Целевое назначение земельного участка занимаемого Марадыковским арсеналом пока иное - хранение, а не уничтожение. Даже из объяснения избирательной комиссии следует, что органами местного самоуправления Оричевского района следует, что земли под размещение объекта по уничтожению химического оружия не выделялись и согласование места его размещения не давалось. Учитывая изложенное убедительно просим суд заявленные требования членов инициативной группы удовлетворить, т.е.: * признать незаконным, нарушающим права граждан, отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, содержащийся в протоколе от 10 января 2001 г. участковой избирательной комиссии Оричевского района; * обязать участковую избирательную комиссию незамедлительно зарегистрировать инициативную группу и выдать ей соответствующее свидетельство. Представитель Г.С.Савиных по доверенности Н.В.Краев 29.01.2001 г. СУД РЕШИЛ: решение территориальной избирательной комиссии Оричевского района об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района по вопросу: "Согласны ли вы на отведение земельного участка на территории Оричевского района под размещение объекта по уничтожению химического оружия?" признать незаконным в связи с нарушением норм процессуального законодательства. НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАЯВИТЕЛЕЙ В территориальную избирательную комиссию Оричевского района Кировской области от инициативной группы по проведению местного референдума ХОДАТАЙСТВО Дополнительно к ранее поданному ходатайству о регистрации инициативной группы и в связи с решением Оричевского районного суда Кировской области от 29 января 2001 г., вступившим в силу немедленно после его провозглашения (ст.208 ГПК РСФСР в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 г.), предлагаем уточненные формулировки вопросов, выносимых на местный референдум: 1. "Согласны ли Вы на размещение объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района?". 2. "Согласны ли Вы на отвод земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности Оричевского района, под размещение объекта по уничтожению химического оружия?". Фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов членов инициативной группы по проведению местного референдума представлены в избирательную комиссию ранее. Члены инициативной группы: Г.С.Савиных Л.А.Слобожанина Е.И.Филатова Т.А.Королева М.В.Запольская Т.Г.Югрина П.В.Шинко Л.С.Попова Л.Н.Смирнова Т.В.Новоселова Л.А.Щелчкова Г.П.Коновалова Т.П.Шерсткова Э.Г.Глушкова Н.М.Русакова В.И.Хохрякова М.В.Шешина 29 января 2001 г.