Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 263, 17 января 2001 |
За экологичное разоружение ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ) ЖИТЕЛИ ДЕЙСТВУЮТ В Оричевский районный суд Кировской области Заявители - члены инициативной группы по проведению местного референдума Савиных Галина Степановна, 612085, Кировская область, Оричевский р-н, п.Мирный ул.Ленина, 21 Запольская Марина Васильевна, 612085, Кировская область, Оричевский р-н, п.Мирный, ул.Гагарина, д.3, кв.11 Филатова Елена Ивановна, 612085, Кировская область, Оричевский р-н, п.Мирный, ул. Комсомольская, д.42, кв. 1 Заинтересованное лицо Территориальная избирательная комиссия Оричевского района Кировской области 612000, Кировская область, п.Оричи, администрация района ЖАЛОБА на отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района Кировской области 1. Мы проживаем в поселке Мирном, в непосредственной близости от МАРАДЫКОВСКОГО АРСЕНАЛА - огромного хранилища химического оружия. Здесь находится 7 тыс. тонн отравляющих веществ, или 33 тыс. 171 боевой снаряд - 17,4% общероссийских запасов. На протяжении более полувекового существования этого хранилища велось и уничтожение отравляющих веществ. Уничтожались отравляющие вещества первого поколения: синильная кислота, фосген, иприт и люизит. Способ самый простой и самый варварский - слив в воду и сжигание. Работы велись круглый год. Зимой ОВ сливались в Карповые озера, находящиеся в пойме реки Вятки, у деревни Новожилы. По некоторым данным, утилизацию прошли около 500 вагонов с синильной кислотой и столько же - с фосгеном. В одном вагоне - 15 бомб. В каждой бомбе - 350 литров отравляющих веществ. И это только в 60-е. А в 90-е заработала "Долина" - специальная установка по уничтожению химического оружия. "Долина" сожгла еще 700 тонн ипритно-люизитной смеси. В настоящее время идет проработка вопросов строительства объекта по уничтожению химического оружия. Таким образом жители поселка Мирный и окрестных населенных пунктов, оказались жертвами "необъявленной войны", которую вел и ведет против нас военно-химический комплекс на протяжении более чем 50 лет. Смертельно опасное химическое оружие, созданное военными, якобы для борьбы с внешними врагами, на самом деле убивает нас. Особое его коварство в том, что последствия воздействия сказываются через десятки лет, что оно влияет на потомство, вызывает раковые заболевания. Опасны даже микродозы ОВ, токсичны и продукты распада, то есть вещества, которые образуются при сжигании или гидролизе. 2. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации о том, что: - единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3); - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42); - каждый имеет право на жизнь (статья 20); - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), а также нормах других федеральных законов, предусматривающих: - каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (статья 11 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"); - местные Советы народных депутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии (статья 28 Земельного кодекса РСФСР), выражая мнение большинства жителей, мы обратились в территориальную избирательную комиссию Оричевского района с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: "Согласны ли вы на отведение земельного участка на территории Оричевского района под размещение объекта по уничтожению химического оружия?". Надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные ст.9 Закона Кировской области от 4 ноября 1999 N 142-30 "О местном референдуме в Кировской области" (ходатайство, протокол собрания, формулировка вопроса, выносимого на референдум, состав инициативной группы), были переданы в избирательную комиссию 27 декабря 2000 г. 3. Протоколом N 2 заседания территориальной избирательной комиссии от 10 января 2001 г., нам сообщено, что указанная комиссия решила: "На основании п.9 ст. 9 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области" отказать в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района Кировской области в связи с нарушением инициативной группой Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" и ст.5 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области". 4. Не согласны с решением территориальной избирательной комиссии Оричевского района, содержащимся в протоколе N 2 от 10 января 2001 г. по следующим основаниям. Во-первых, власть снова демонстрирует поистине хамское отношение к представителям своего народа. Как только граждане попытались воспользоваться своими конституционными правами, так их сразу же обвинили в нарушении Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" и статьи 5 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области". Причем глава администрации Оричевского района В.Ф.Смирнов фактически объявил это решение до проведения заседания избирательной комиссии. Во-вторых, инициативная группа не нарушала никакие положения Федерального закона "Об уничтожении химического оружия", как и какие-либо пункты статьи 5 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области". В-третьих, вопрос, предложенный инициативной группой для внесения на местный референдум (отвод земельного участка), находится, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РСФСР и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области, именно в компетенции органов местного самоуправления. В-четвертых, местная администрация обязана информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы местных жителей, обязана выяснять мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии (статья 28 Земельного кодекса РСФСР в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287). 5. Учитывая изложенное и на основании Федерального закона от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статьи 63 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также статьи 52 Закона Кировской области от 4 ноября 1999 г. N 142-30 "О местном референдуме в Кировской области", предусматривающих, что неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума обжалуются в районном суде, убедительно просим суд: - признать незаконным, нарушающим права граждан, отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, содержащийся в протоколе от 10 января 2001 г. участковой избирательной комиссии Оричевского района; - обязать участковую избирательную комиссию незамедлительно зарегистрировать инициативную группу и выдать ей соответствующее свидетельство; - в соответствии с п.3 статьи 211 ГПК РСФСР, вынесенное судом решение обратить к немедленному исполнению, поскольку проведение референдума целесообразно совместить с намечаемыми в марте 2001 г. выборами в органы государственной власти и местного самоуправления. Источник: Краев Н.В., nik@kraev.kirov.ru, 16 января 2001 г. СИЯТЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГ РАССУЖДАЕТ Сфера экологии лишь сравнительно недавно обрела по-настоящему общественное значение. Лишнее тому подтверждение - то, что ее стали использовать в качестве разменного козыря и те, кто стремится к политической карьере. Но есть люди, которые, наоборот, без шумихи и излишней помпы делают свое дело и благодаря которым еще водится в наших реках рыба, а в лесах - зайцы и лисы. И хоть как-то обеспечиваются более или менее нормальные условия для проживания населения, то есть нас с вами. Марат Ошерович Френкель, начальник Кировского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по праву может считаться "отцом" современного вятского экологического движения. Хорошо известна его непримиримая позиция всякий раз, когда Кировской области пытаются навязать рискованные проекты. Неудивительно, что он является председателем Кировского областного движения "Экология и здоровье вятского края", председателем президиума Кировского областного совета Всероссийского общества охраны природы и других экологических организаций. Ибо он не понаслышке знает, что экологическая ситуация в Кировской области далека от благополучной, что растет число болезней, обусловленных "болезнью" самой окружающей среды, что превышение показателей смертности над рождаемостью обусловлено отнюдь не только экономическими причинами. И тем не менее нашу сегодняшнюю беседу с М.О.ФРЕНКЕЛЕМ я начал с такого вопроса: - Марат Ошерович, недавно в Хлыновке, прямо посреди города Кирова, появились пескари - еще десять лет назад дело неслыханное. То есть экологическая ситуация в областном центре стала лучше. Это как-то подтверждают официальные данные? - Действительно, данные наблюдений за качеством воды и воздуха в основном свидетельствуют: уровни загрязнений в городе Кирове снизились. Объясняется это во многом тем, что предприятия перестали работать в полную силу и одновременно загрязнять окружающую среду. Это хорошо для экологии, но когда тысячи людей не получают зарплату... Сейчас заводы потихонечку приходят в себя, что тут же сказалось и на экологической безопасности, причем с удвоенной силой: за эти годы оборудование ветшало, многие предприятия и организации дробились и теперь не в состоянии по отдельности выполнять необходимые природоохранные мероприятия из-за их дороговизны. И проблемы накапливаются как снежный ком. Их достаточно много.Во-первых, это недостаточное качество питьевой воды, причем не только в Кирове. Нужно строить очистные сооружения, водоводы, использовать подземные воды. Сейчас, во многом благодаря совместной работе обладминистрации и нашей депутатской комиссии, заканчивается строительство очистных сооружений в Слободском, на очереди Мураши, Опарино. Очень серьезно очисткой воды надо будет заниматься в Котельниче и Кирово-Чепецке. Во-вторых, остро стоит и проблема охраны атмосферного воздуха - выбросы вредных веществ в атмосферу не уменьшаются, причем помимо старых и новых предприятий свою "лепту" вносит и все возрастающее количество транспорта в городах. Особо не улучшается ситуация на ТЭЦ с их вредными выбросами. Причем самая сложная обстановка в кольце радиусом в 70-100 километров, образованном вокруг областного центра, - здесь сосредоточено большинство экологически опасных предприятий области, включая и Кирово-Чепецкий химкомбинат. И, когда мы с медиками стали эту ситуацию детально изучать, выяснилось, что две трети всех сложных болезней здесь связано как раз с загрязнением окружающей среды. Вот почему когда сегодня пытаются приватизировать Кирово-Чепецкий химкомбинат без природоохранных объектов, мы просто не можем позволить этого сделать. - Полемика вокруг арсенала химоружия в Марадыкове то потихоньку сходит на нет, то вспыхивает с новой силой. Какова там ситуация, если посмотреть непредвзято? - Если непредвзято, то проблема постоянно усугубляется тем, что Министерство обороны не дает в полной мере объективную информацию. А ведь это проблема не только поселка Мирный (который в принципе необходимо расселять) или Котельничского района, а всей области в целом. Самое главное - поставить все это на законодательную основу. Не надо забывать: все, что нам предлагают военные по уничтожению химоружия, новое. Новые проекты, новое строительство, новая технология по уничтожению химоружия - их не было еще в мировой практике, и все это тянет за собой целый блок проблем. Поэтому у жителей нашей области обязательно должны быть гарантии безопасности, а просто обещания, что "все будет нормально", нас не устраивают. Кроме того, в Госдуме принята поправка к закону, позволяющая завозить к нам химоружие из других регионов. Такое допустить нельзя. Также в Госдуме был принят в первом чтении новый закон, который позволяет завозить на территорию России ядерные отходы. Это для нас тревожно вдвойне, потому что кое-кто из столичных чиновников, похоже, уже видит Кировскую область в качестве "свалки". Мы пока отбиваемся от таких объектов, но с каждым разом это все тяжелее и тяжелее. А если такой закон будет принят в нынешнем виде, мы вообще ничего не будем в состоянии сделать - нас просто заставят выполнить обязательства, которые может взять перед Западом правительство. Поэтому возникает острая необходимость отстаивать экологические интересы Кировской области в столице. - Насколько рационально, на ваш взгляд, используются сегодня природные ресурсы области? - Самое главное богатство, которое у нас есть, - это лес. Поэтому я полностью разделяю точку зрения губернатора, что если и продавать его, то не в "голом", а в обработанном виде. Под экологической защитой должны оказаться все местные курорты в районе Нижнеивкино - все-таки основная масса наших сограждан отдыхает именно здесь, а не на теплых морях - сейчас не у многих есть деньги ездить в отпуск на юг. Зоной особого внимания должны быть и наши знаменитые заказники и заповедники, такие, как Нургуш. А значит, и в этом должна быть поддержка законодателей, и мы ее стараемся обеспечить. Я сам лично выступил инициатором 6-ти таких законов. Но, конечно, такие решения можно внедрять в жизнь только во взаимодействии с государственными структурами. И хорошо, когда мы находим у них понимание. Например, по инициативе депутатов был поднят вопрос о реконструкции кильмезского ядомогильника. И хотя многое уже сделано, еще предстоит поработать, чтобы полностью исключить всякую опасность, связанную с существованием этого объекта. Сейчас он хоть более или менее приведен в порядок, и над ним есть постоянный контроль. В настоящее время в администрации области создается департамент охраны природы и природопользования, который будет координировать действия различных структур. Это наверняка пойдет на пользу области. Мы, кстати, сотрудничаем не только с госструктурами, но и со всеми, кого интересует здоровье Кировской области. Поэтому не ищем врагов в политическом плане. Мы готовы сотрудничать с любыми партиями и движениями, которые могли бы помочь в охране природы. - Марат Ошерович, энергетики утверждают, что, если бы в свое время в Кировской области была построена парогазовая установка, сейчас не было бы никаких проблем с тем же теплом... - Энергетики либо умалчивают, либо забыли: да, сама идея блестяща, но строить надо было не на угле, который дает огромное количество опасных отходов, а на газе. Что мы 10 лет тому назад и предлагали. И, если бы это предложение тогда приняли, сегодня все были бы довольны. Мы - в первую очередь. Но в ту пору Министерство энергетики не пошло навстречу нашим коллегам, а настаивало на строительстве установки, работающей только на угле. В России до сих пор так и не было построено ни одной установки, работающей на угле, - только на газе. То есть наша идея начала работать. К сожалению, не в Кирове. Поэтому считаю: мы абсолютно правильно сделали, что не пошли тогда на поводу у энергетиков. Иначе прямо в Кирове был бы построен настоящий коксохимический завод, и вся юго-западная часть города постоянно покрывалась бы копотью и гарью. Все можно делать, но делать, как говорится, с умом, внедряя прогрессивные технологии. Например, воду в Вятке можно сделать чистой, не останавливая кировских предприятий. Многие заводы, фабрики, комбинаты могут перейти на замкнутый цикл, когда предприятие повторно использует свою же воду. Это, кстати, снимает и проблему нехватки воды. Существуют и другие пути очистки водных ресурсов, да и приведения других жизненно важных природных объектов в порядок. Только над этим надо постоянно работать. И если идти таким путем, действительно может настать такое время, когда можно будет подойти к Вятке, зачерпнуть воду рукой и пить ее, как это делали наши предки. - Марат Ошерович, к сожалению, многие сейчас живут по принципу "после нас хоть потоп". Как дать нормальное экологическое воспитание молодежи? - Это очень важный момент. Вот почему мы постоянно организуем экологические лагеря для молодежи. Я стараюсь доводить эту мысль и до моих студентов в сельхозакадемии, где я преподаю... Это была лишь малая часть вопросов, которые мы хотели задать М.О.Френкелю, но, к сожалению, Марат Ошерович торопился на очередное совещание по экологическим проблемам, вызванным ситуацией вокруг Кирово-Чепецкого химкомбината, которые связаны со здоровьем населения нашей области... А.Андреев, "Вятский край" (Киров), 13 января 2001 года