Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 26, 1 марта 2000 |
Готовимся к зиме ФСБ НА ПУТИ К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ: МИШЕНЬ - ЭКОЛОГИ Ленинградский ГосУниверситет имени А.А.Жданова и Управление ФСБ по С.Петербургу и Ленинградской области имени Ф.Э.Дзержинского выпустили СОВМЕСТНО большой труд - учебник "Государственная тайна в Российской Федерации" (С.-Петербург, 1999, 331 с.). Ниже приводится раздел этого издания, особенно интересный экологическим активистам. Пассажи авторов, посвященные делу А.К.Никитина, при желании можно опустить. Смелые суждения авторов уже не подтвердились, что бы ни думали на сей счет "специалисты", - эти пассажи были "уточнены" судом. "3.2. ШПИОНАЖ Как следует из текста ст.ст. 275 и 276 УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за шпионаж, на государственную тайну посягает шпионаж так называемого первого вида, который заключается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям такого рода секретной информации. В отличие от шпионажа первого вида, шпионаж второго вида состоит в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений, т.е. не составляющих государственной тайны, для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Таким образом, шпионаж второго вида не является посягательством на государственную тайну: он посягает на иную информацию. Предметом посягательства при совершении шпионажа первого вида являются сведения, составляющие государственную тайну, т.е. информация, под которой, согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления. Информация в таком понимании является предметом шпионажа первого вида при передаче и собирании сведений, составляющих государственную тайну. Предметом посягательства при похищении и хранении сведений является только документированная информация, которая, как разъясняется в той же ст. 2 Федерального закона N 24-ФЗ, представляет собой информацию, зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Согласно ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне", такими носителями являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Следует отметить, что документированная информация, зафиксированная на материальном носителе, может быть предметом посягательства при шпионаже первого рода, совершаемом также путем передачи и собирания сведений, составляющих государственную тайну. "Адресатами" шпионажа первого вида выступают иностранные государства, иностранные организации и их представители. Под иностранными понимаются государства, на территорию которых не распространяется суверенитет Российской Федерации, независимо от того, в каких отношениях (враждебных, нейтральных, дружественных, союзных) находятся они с Россией. В частности, имеются факты разоблачения лиц, осуществлявших в нашей стране шпионаж в пользу отдельных стран, входящих в СНГ. Иностранные организации - это зарубежные объединения, партии, фирмы, концерны, ассоциации, а также международные, межнациональные, межправительственные, межгосударственные образования, в том числе и объединения иностранных государств, а равно филиалы таких иностранных организаций, действующие на территории Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что иностранная организация может использоваться соответствующей спецслужбой в качестве прикрытия, "крыши", под которой действуют иностранные разведчики. Кроме того, на практике достаточно часто фиксировались факты создания разведцентрами фиктивных организаций, финансируемых спецслужбами через подставных лиц. Как "адресаты" шпионажа первого вида, иностранные государства и зарубежные организации действуют через своих представителей. Представителями иностранных государств являются официальные сотрудники специальных служб, а также резиденты, агенты, осведомители, курьеры, связники этих служб, дипломатические и консульские представители этих государств, другие должностные лица, а также частные граждане, действующие от имени, по поручению или в интересах соответствующих иностранных государств. Представителями иностранных организаций выступают их руководящие и другие официальные сотрудники, члены объединений, партий и т.п., либо лица, официально не имеющие отношения к этим организациям, однако действующие по их доверенности, поручению или в их интересах. Представители иностранных государств или зарубежных организаций могут открыто представлять их либо действовать конспиративно, на конфиденциальной основе. Представители иностранного государства или зарубежной организации могут являться гражданами данного государства либо какой-то третьей страны, лицами без гражданства, а иногда и гражданами Российской Федерации. На практике чаще всего адресатами шпионажа первого вида выступают иностранные государства в лице своих спецслужб, представители которых вступают в непосредственный контакт со шпионами. Однако встречаются и случаи шпионской деятельности в пользу иностранных организаций. Примером может служить широко освещавшееся & средствах массовой информации дело бывшего капитана 1-го ранга Никитина, который по версии предварительного следствия собрал и передал норвежской экологической организации "Беллуна" материалы, содержащие совершенно секретные сведения об атомном военно- морском флоте. По заключению специалистов, 70 % информации, которую собрал и передал "Беллуне" Никитин, никакого отношения к экологии не имеет. "Это профессионально поставленные разведывательные вопросы". По мнению тех же специалистов, материалы А.Никитина представляют собой технологическую информацию о нашем военном потенциале. В законодательстве зарубежных стран вопрос о круге "адресатов" при шпионаже решается по-разному. Однако, случаев, когда указанный круг устанавливается более узким, чем в уголовном законодательстве Российской Федерации, в изученных нормативных правовых актах иностранных государств не встретилось. В большинстве государств такой круг по существу совпадает с тем, который предусмотрен ст.ст. 275 и 276 УК РФ. Например, в ст.ст. 104 и 105 Уголовного кодекса Болгарии в качестве "адресатов" при совершении шпионажа рассматриваются иностранные государства и иностранные организации. На такой же позиции стоит и Уголовный кодекс Венгрии ( 147). Более развернутую характеристику "адресатов" при совершении шпионажа дают ст.ст. 411-6, 411-7 и 411-8 Уголовного кодекса Франции 1992 года, согласно которым "адресатами" признаются иностранное государство или организация, предприятие или организация, находящиеся под иностранным контролем, или их представители. Более широкий круг "адресатов" при совершении шпионажа устанавливается в таких странах, как США и ФРГ. Так, 794 главы 37 части 1 титула 18 Свода законов США рассматривает как шпионаж сообщение либо передачу или попытку сообщения либо передачи информации "какому-либо иностранному правительству, группировке, партии, армии или флоту иностранного государства, признанного или не признанного Соединенными Штатами, или любому его представителю, должностному лицу, агенту, служащему, подданному или гражданину прямо или косвенно..." Согласно 94 Восьмого закона об изменении уголовного права ФРГ от 25 июня 1968 года, "адресатами" при совершении этого преступления называются иностранное государство, его посредник или другое неправомочное лицо. ПЕРЕДАЧЕЙ информации, составляющей государственную тайну, называется ее доведение до сведения иностранного государства, иностранной организации или их представителей независимо от способа сообщения. Передача незадокументированной информации осуществляется устно, письменно, другими способами. Документированная информация передается путем вручения (в том числе для временного пользования) документов, чертежей, фотографий, других материальных носителей информации, предметов, изделий. Она осуществляется лично, через посредников, по почте, по радио, по факсу, через компьютерную сеть, с использованием специальных средств связи, с помощью тайников, тайнописи, микрофотографии и т.п. Например, агент французской разведки, известный в зарубежной печати по псевдониму "Farewell", выносил со службы подлинники совершенно секретных документов и передавал их французским разведчикам, которые быстро копировали их и возвращали шпиону. Тот спустя непродолжительное время помещал документы на место постоянного хранения, в связи с чем их отсутствие оставалось незамеченным. Агент ЦРУ США Огородник ("Трианон") для передачи собранной информации пользовался микрофотографией, тайнописью и тайниками. СОБИРАНИЕ сведений, составляющих государственную тайну, заключается в завладеют ими как с использованием различных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, так и без их использования путем опроса (включая выведывание), наведение справок, сбора образцов для сравнительного исследования, закупки и обмена, исследования предметов и документов (включая фотографирование, копирование различными способами, временное заимствование носителя информации), наблюдения (визуального, слухового, с помощью приборов и др.), отождествления личности, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, вербовок лиц. осведомленных об интересующих субъекта сведениях, проведения экспериментов и т.п. При собирании сведений могут применяться обман, подкуп, шантаж и иные способы. Например, агент разведки ФРГ Суслов собирал сведения, составляющие государственную тайну, путем опроса различных лиц, выведывания у них интересующей разведку информации, пользуясь своим статусом журналиста. Агент Казачков, получив от американского разведчика задание собрать информацию о важной оборонной работе, проводившейся в одном из научно- исследовательских институтов, предпринял шаги для вербовки в качестве агента ЦРУ США своего близкого знакомого В., являвшегося научным сотрудников этого института. Агент английской и американской разведок Пеньковский сбор шпионских сведений осуществлял, главным образом, путем фотографирования с помощью специальной техники содержащих государственную тайну материалов, к которым он имел доступ по службе. Следует иметь в виду, что представители иностранных государств или иностранных организаций, получая у своих агентов шпионские материалы, также совершают собирание сведений, составляющих государственную тайну, в связи с чем подлежат уголовной ответственности (если они не являются дипломатическими представителями иностранных государств или иными лицами, пользующимися иммунитетом). Поэтому по одному делу с Пеньковским был привлечен к уголовной ответственности подданный Великобритании Винн, которому Пеньковский вручал собранные им материалы для передачи английской разведке. Кроме того, нельзя забывать, что собирание сведений, составляющих государственную тайну, может сопровождаться посягательством на конституционные права и свободы человека и гражданина. В таких случаях ответственность должна наступать по правилам совокупности преступлений: действия виновного нужно квалифицировать по ст. ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), 138 (нарушение тайны переписи, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений) или 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища). ПОХИЩЕНИЕ сведений заключается в противоправном изъятии у собственника, владельца или хранителя документальной информации, т.е. материальных носителей информации, содержащей государственную тайну, (документов, фотографий, кинопленок, кассет и иных носителей с аудио- и видеозаписями, перфокарт, дискет с компьютерной информацией, чертежей, схем, изделий, образцов вооружения, материалов и т.п.). При этом не имеет значения, законно или незаконно обладало указанной документальной информацией лицо, у которого она похищается. Похищение сведений может совершаться путем кражи, мошенничества, присвоения, грабежа, разбоя, вымогательства. При похищении, в отличие от собирания, сведения вместе с их носителями полностью изымаются из ведения их законного или незаконного обладателя (собственника, владельца или хранителя), так что их фактическим обладателем становится похититель. За шпионаж, выразившийся в похищении сведений, составляющих государственную тайну, в целях передачи ее иностранному государству, бьш осужден сотрудник одного из предприятий, разрабатывавших новейшие средства связи, Овэс. Осужденный похитил у себя на службе большое количество совершенно секретных материалов, которые пытался передать в Генеральное консульство США в Ленинграде. Шпионаж включает в себя только хищение. Применение насилия по отношению к собственнику, владельцу, хранителю секретной информации, к другим лицам, способным помешать похитителю, понятием шпионажа не охватывается. Поэтому в подобных случаях субъект должен нести ответственность не только за шпионаж, но и за соответствующее посягательство на личность. Если же похищение сведений сопровождается уничтожением или повреждением имущества, то такие действия должны быть вменены в вину субъекту преступления. ХРАНЕНИЕ сведений состоит в любых умышленных действиях, связанных с фактическим нахождением документированной информации, составляющей государственную тайну, у субъекта, независимо от продолжительности такого нахождения. При этом виновный сберегает подобную информацию, содержащуюся на материальном носителе (в документах, предметах, изделиях, веществах), которую он собрал, похитил, получил от третьих лиц, изготовил собственноручно (например, воспроизвел по памяти) либо завладел при других обстоятельствах. Хранение сведений субъект может осуществлять при себе, в своем жилище, в специально подобранных местах (например, в тайниках), в камерах хранения, ломбардах, у других лиц, в том числе без их осведомления о характере хранящихся у них материалов, в памяти ЭВМ и т.п. Так, например, при обыске на квартире Овэса были обнаружены похищенные им секретные материалы, которые он намеревался в будущем передать американцам. Для того, чтобы собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, могли быть оценены как шпионаж первого вида, необходимо установить, что эти манипуляции с секретными сведениями совершаются с целью передачи информации иностранному государству, иностранной организации или их представителям. При отсутствии указанных целей собирание, похищение и хранение подобной информации не могут рассматриваться как шпионаж, а требуют квалификации по другим статьям УК РФ либо вообще не образуют состава какого-либо преступления. Закон говорит только о таких целях совершения шпионажа, как цели передачи сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Наличие цели причинить ущерб внешней безопасности Российской Федерации не является обязательным признаком шпионажа: такая цель может иметь место, но может и отсутствовать. Шпионаж совершается по различным мотивам: из корысти, ненависти к конституционному строю Российской Федерации, из страха в результате принуждения, шантажа или угроз со стороны представителей иностранного государства или зарубежной организации, из желания оказать помощь близкому человеку, являющемуся таким представителем или попавшему в зависимость от иностранного государства или организации или нуждающемуся в поддержке, из национальных и религиозных побуждений, по патриотическим соображениям (если шпион является гражданином страны, в пользу которой он действует, или считает обязанным оказывать ей содействие) и т.п. Согласно закону, шпионаж первого вида считается оконченным преступлением не только со времени передачи сведений, но и с момента осуществления остальных деяний, посягающих на государственную тайну и входящих в его объективную сторону, т.е. собирания, похищения или хранения составляющей государственную тайну информации, при условии, что указанные действия совершаются в целях передачи информации иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Поэтому уже упоминавшийся Овэс был обоснованно признан виновным в совершении оконченного шпионажа в связи с изобличением его в похищении и хранении документов, содержащих государственную тайну, в целях их передачи представителям Генерального консульства США в Ленинграде, хотя "адресату" эти материалы не попали, так как виновный по ошибке вручил их нашему соотечественнику. Представляется, что законодательная формулировка относительно момента окончания преступления при шпионаже первого вида и целей его совершения является совершенно правильной, а отсутствие в ней указания на наличие у виновного желания причинить ущерб внешней безопасности Российской Федерации вполне обосновано. Справедливость такого мнения подтверждается судебной и следственной практикой по делам данной категории, а также опытом других стран с развитой системой уголовного права. Например, согласно 793 главы 37 части первой титула 18 Свода законов США, шпионом признается тот, кто с целью добывания оборонной информации, при наличии намерения или основания полагать, что эта информация "будет использована во вред Соединенным Штатам или в пользу иностранного государства, изыскивает, записывает или другим образом добывает информацию..." Аналогичная формулировка содержится и в пункте "а" 794 той же главы, где говориться: "Тот, кто, намериваясь использовать информацию или имея основание полагать, что информация будет использована во вред Соединенным Штатам или в пользу иностранного государства, сообщает либо передает или пытается сообщить либо передать какому-либо иностранному правительству, группировке, партии, армии или флоту иностранного государства, признанного или непризнанного Соединенными Штатами, или любому его представителю, должностному лицу, агенту, служащему. подданному или гражданину прямо или косвенно какую- либо информацию, шифровальную книгу, книгу сигналов, эскиз, фотографию, негатив, светокопию, план, карту, модель, прибор, устройство, документ, запись или письмо, касающиеся национальной обороны, наказывается смертной казнью или тюремным заключением пожизненно или на любой срок". Отметим, что федеральный закон США является даже более суровым. чем российский, так как устанавливает более строгое наказание, в качестве предмета посягательства при шпионаже рассматривает любую информацию, касающуюся национальной обороны, а не только составляющую государственную тайну, а в числе "адресатов" получения сведений называет, как уже отмечалось, также частных граждан и подданных иностранных государств, которые по уголовному законодательству России таковыми не считаются. Уголовная ответственность за шпионаж, как и за остальные посягательства на государственную тайну, наступает, согласно УК РФ, с достижения виновным 16-летнего возраста. Однако на практике привлечение к ответственности за совершение этих преступлений несовершеннолетних по существу не встречается, что объясняется, в частности, тем обстоятельством, что возможности для завладения государственной тайной субъекты, как правило, получают в гораздо более зрелом возрасте. Уголовный кодекс России по-разному квалифицирует шпионскую деятельность в зависимости от гражданства виновного. Если шпионаж (как первого, так и второго вида) совершается гражданином Российской Федерации, действия субъекта рассматриваются как одна из форм государственной измены и квалифицируются по ст. 275 УК РФ. Если российский гражданин одновременно состоит в гражданстве (подданстве) другой страны, он подлежит уголовной ответственности по ст. 275 УК РФ как гражданин России. Совершение тех же действий иностранным гражданином или лицом без гражданства требует классификации по ст. 276 УК РФ, которая имеет заголовок "Шпионаж". За такое преступление, например, был привлечен к уголовной ответственности гражданин США Данилофф, который, пользуясь прикрытием журналистской деятельности, собрал на территории нашей страны сведения, составляющие государственную тайну. Полагаем, что сохранение различной ответственности за шпионаж в зависимости от гражданства является анахронизмом, пережитком тех времен, когда к советскому гражданину предъявлялись явно завышенные требования. Думается, что следовало бы учесть законодательный опыт других стран, например, США, ФРГ, Франции, на уголовные законы которых мы уже ссылались. В этих странах предусматривается равная ответственность за шпионаж для всех без исключения лиц.