Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 241, 13 декабря 2000 |
Космос и общество КАЗАХСТАН: БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОСИСТЕМЫ, БАЙКОНУР Опасность физических, химических, биологических, общественных и иных ситуаций, складывающихся в природно-хозяйственных системах в ходе промышленной, сельскохозяйственной, военной, космической, политической и другой деятельности побуждает человечество заниматься многогранной проблемой безопасности. К каждой "опасности" можно привязать свою "безопасность" и получить, например, и правила техники безопасности и закон о государственной безопасности. Причем, до, внутри и после каждой безопасности обнаруживается масса других, словно бы "размножающихся" безопасностей. Скажем, закон о национальной безопасности Казахстана выделил экологическую, экономическую, военную, общественную и другие близнецовые безопасности, которые в других документах, в свою очередь, выделяют новые безопасности. Безопасностей великое множество и все они "из одного гнезда", и все они апеллируют к состоянию защищенности человека (в широком смысле) от соответствующих угроз, т.е. обращены к состояниям страха и ужаса, опасности и риска, убытков и ущербов, поражения и гибели и т.д., сходящихся в конечном счете на человеческих особях и группах в сфере их жизнедеятельности. Число угроз необъятно, и достаточно обратиться к предмету техники безопасности в технике или строительстве, чтобы согласиться с мнением поговорок, что наша жизнь сплошь состоит из опасностей. Это закономерно из-за неизбежности отказов, сбоев, старения, утраты работоспособности и прочих явлений, объективно существующих в природно-хозяйственных комплексах, каковыми являются сегодня все земные экосистемы, включая биосферу в целом. Экосистемы "защищаются" гармонизацией, функциональным дублированием (резервированием) подсистем, блоков, звеньев и элементов, установлением разрывов безопасности и другими средствами. Сразу же заметим, что на Земле существуют только подсистемы разных рангов (в т.ч. биосфера), то есть системные образования, зависящие от внешней (окружающей) среды, которые условно выстраиваются в ряд: "надсистема - подсистема, служащая надсистемой для "своих собственных" подсистем, и далее, вплоть до элементарных экосистемных образований - подсистем самого низкого иерархического уровня, состоящих уже из внесистемных структур". Одной из таких структур являются популяции живых организмов, в том числе человека. Экосистемный уровень рассмотрения можно считать программным, целевым, внесистемный - плановым, задачным. Сообщества, а тем более экосистемы, "равнодушны" к судьбе функционально замещаемых популяций, а последние - к индивидуальной судьбе особей. В последние годы все более гнетущим становится ощущение, что человечество окончательно растеряло зачатки разума, данные природой и, к тому же, не понимает, где оно обитает, иначе давно бы осознало невозможность своей безопасности без опоры на принципы системности и нравственности. Если считать человека продуктом земной биосферы, а биосферу - системным образованием, то до конца познать сущность биосферы он не может по закону непознаваемости системы изнутри. Точно так же колесу не дано "понять", что автомобиль не сумма узлов и деталей, а средство передвижения. Далее. Популяция не способна уничтожить сообщество, не говоря уже о своей экосистеме и "вышестоящей" надсистеме. Пока существует биосфера, ее экосистемы не уничтожимы в принципе. Человеческая популяция, как мы видим, может лишь подвигнуть экосистемы к перестройкам восстановительного характера с формированием ландшафтов все менее пригодных для обитания людей. Существование любой земной популяции необязательно, а факт существования человечества вполне может означать, что природа использует биосферу Земли в качестве одного из полигонов, где на самой одиозной форме биодидов отрабатывает тест на нравственность. Один мирный год на 185 лет войн за последние 5-6 тысяч лет о многом говорит. К сожалению, суета так называемого "мирового сообщества" вокруг глобального "устойчивого развития" (странное выражение) идет в рамках безнравственной традиционной борьбы транснациональных корпораций за ресурсы, рынки сбыта и мировое господство при участии лакейских удельных князьков-мытарей. Если пресловутое потепление климата от промышленных выбросов имеет место и действительно грозит затоплением и оледенением ряду стран "золотого миллиарда", то надо совсем не иметь мозгов, чтобы грабить и превращать в техногенные пустоши колонизируемые страны, организовывать в них нищету и голод, возбуждать ненависть населения там, где со временем придется искать друзей и пристанище на случай климатических и иных катастроф. Амбициозная идея единого человечества, единого порядка и т.п. неосуществима хотя бы только, как писал Л.Н.Гумилев, по этническим соображениям. Итак, первейшей из безопасностей во всех странах должна приниматься экологическая безопасность, заключенная в рациональном природопользовании, учитывающем системное положение человеческой популяции в биосфере и оперирующем нравственными категориями строительства будущего, а не суверенитетами и прочими надстроечными отходами человеческой деятельности. Надо четко и неукоснительно выполнять свои популяционные функции в экосистемах, только тогда появится шанс выжить. Казахстанские космополиты совместно с иностранными откупщиками, как демонстрирует жизнь, добивают природные территориальные комплексы и массы населения, удерживаемого в состоянии, как говорят градостроители, "выморачивания". На заре казахстанского суверенитета мы разработали национальную программу рационального природопользования, поддержанную всеми мыслимыми "заинтересованными" организациями, но - у режимов свои резоны. Страна на глазах утрачивает природный и человеческий потенциал, чему в немалой степени способствует мощное крупномасштабное химическое и интегральное воздействие предприятий военно-космического комплекса России (космодромы и ракетные полигоны), суммарно "накрывшее" топливными поллютантами около 30 % территории Казахстана. Занимаясь с начала 90-х годов проблемой рационального природопользования (в развитие национальной программы) в бывшей Жезказганской области республики, мы показали, что главной причиной экологического неблагополучия в ряде районов области является экстремально сильное воздействие ракетно-космической техники, используемой космодромом Байконур. Руководство страны проигнорировало обращения своих местных исполнительных органов и населения и продолжает делать это по сей день, что выглядит вполне логично в свете того, что в конституции нет даже слова "экология", в государственной стратегии до 2030 года нет соответствующих приоритетов, политического решения по рациональному природопользованию не принято. Как сказано, такое отношение к природе и населению (у которого, кстати, нет конституционного права на труд) внесистемно и безнравственно. По большому счету безопасность - категория сначала нравственная, а уже потом государственная, общественная или техническая. Неудивительно поэтому, что вышеназванные "безопасности" оказались вне системного контекста и имеют узкоутилитарное значение, что ведомственные решения в отношении будущего природно-хозяйственных комплексов страны принимают, по нашим наблюдениям, "просто чиновники", далекие от экологии, которые подбирают таких же исполнителей из горняков, геологов, обогатителей руд, нефтяников, в лучшем случае - покладистых медиков или химиков. Изучение последствий двух аварий "Протонов" в 1999 году такими людьми закончилось результатами ничтожными по сравнению с событиями, не представляющими общественного и научно-практического интереса. Зато власть испугалась за безопасность новой столицы и уже при второй аварии обломки ракеты посыпались на головы простых людей, что безопаснее "для страны". Следует также обратить внимание на аспект безопасности, связанный с феноменом, практически не проявлявшимся в "старые" времена: страна, в которой и прежде-то специалистов, профессионально разбиравшихся в классической экологии и рациональном природопользовании, можно было сосчитать по пальцам правой руки, вдруг стала кишеть "экологами", экологическими товариществами, центрами, институтами, академиями с ограниченной ответственностью, чаще всего организованными чиновниками, знающими где деньги лежат. Оказалось, и это весьма опасно, что деньги пахнут, и запах этот - непреодолимое искушение для лиц разных профессий, лишенных возможности продолжать работу по специальности, не могущих тратить годы на овладение азами той же экологии и т.п. Нам уже доводилось писать в прессе об опасности продукции, выпускаемой такими энтузиастами; устранить опасность можно средствами "нравственность и компетентность", чуждыми насаждаемым в стране идеям космополитизма, когда цель оправдывает средства. Упомянутые аварии "Протонов" в какой-то мере побудили арендатора космодрома Байконур открыть финансирование некоторых видов экологических работ в счет средств, получаемых Россией от коммерческих запусков ракет-носителей. Эта копеечная уступка россиян позволила им не только продолжать опасную деятельность, но и беспрепятственно наращивать число запусков ракет-носителей (РН) опять же без компенсации социальных, экологических и других ущербов, что существенно для выживания космодрома на мировом рынке соответствующих услуг. Если казахстанская сторона, осваивая коммерческие деньги, в силу каких-то причин (слабость нормативно-методической базы, конъюнктурный отбор и некомпетентность исполнителей, недостаточность и неритмичность финансирования и т.п.) не обеспечит профессионального программного и исполнительского проведения работ (что весьма вероятно), то положение легко поправить перепоручив работы по некоторым тематикам своим, российским исполнителям. То есть, незначительный поступок россиян значительно повысил общую безопасность функционирования космодрома в Казахстане. Здесь мы снова встречаемся с двумя антагонистическими разновидностями безопасности - безопасностью власти и безопасностью природы и населения, которые можно сбалансировать только в человекоориентированном обществе. Итак, маленькая уступка арендатора космодрома заметно повысила безопасность существования его вредного предприятия, опасность существования природы и населения, и позволила, хотя и в весьма ограниченных объемах, начать по разработанному нами пятилетнему плану изыскания и исследования в районах влияния космодрома на окружающую среду. План, как и положено, опирается на программы, разработанные нами в прошлые годы в рамках доктрины рационального природопользования, то есть краткосрочные мероприятия (задачи) соответствуют контексту долгосрочных (и конечных). При этом военно-космический комплекс в целом и космодром Байконур в частности рассмотрены в составе природно-хозяйственных комплексов. Возвращаясь к паре "опасность-безопасность" скажем, что выполнение проработок по экологии и рациональному природопользованию в районах влияния космодрома несет угрозу дальнейшему его существованию. Если, как предусмотрено нами, в этих проработках будут неукоснительно соблюдены три главных принципа безопасности: нравственность, профессионализм, системность, а полученные результаты будут жестко учитываться при эксплуатации космодрома, то арендатору придется крепко задуматься, как жить дальше. По большому счету, ничто не вечно под Луной; ортодоксы уверяют, что все уже было - и ракеты, и космодромы, и атомные войны; все "цивилизации" этакими атлантидами уходят в небытие, и современная - не исключение. И Байконур тоже обречен, вопрос лишь в том, когда наступит конец этого противоестественного предприятия. Если арендатора вынудят (например, общественность) возмещать ВСЕ наносимые Байконуром ущербы, убытки, потери, которые сегодня поддаются расчету и учету, то он моментально РАЗОРИТСЯ и уйдет с Байконура. Это относится, кстати, ко всей мировой ракетно-космической деятельности. Законсервировать и содержать эту махину в виде памятника никто не сможет, поэтому, как у нас сегодня принято, все ценное будет разграблено и останутся величественные руины предприятия, каких в Казахстане уже несчетное количество. Какие-нибудь деляги, вроде возродителей пресловутых шелковых путей, включат руины космодрома в список мирового культурного наследия (скажем, по Улытауской ветви "пути"), и лет через 30-50 (пока не нейтрализуются сверхопасные топливные токсиканты в почвах и других местах ландшафтов) смогут (?) заработать на показе останков монстра свои юани. В уцелевших ангарах можно будет организовать производство уздечек, кожаных штанов и сувениров, поскольку Казахстан не может самостоятельно эксплуатировать космодром и запускать что-нибудь весомее геральдических орлов и воздушных змеев. Более вероятно, однако, что в обозримой перспективе арендатор, а тем более арендодатель, сделают все возможное, чтобы сохранить существующее положение, предвидя, что через какое-то время уже некому будет предъявлять российским и казахстанским бонзам счет за эко-геноцид. Взамен будет удовлетворено тщеславие последних - это с "нашей земли" полетели космонавты (до сих пор хлебаем последствия). У обеих сторон имеется масса инструментов, позволяющих не допустить грамотных исследований и проработок, либо на долгие годы положить такую работу "под сукно". Еще 2 года назад чиновники отметали соответствующие предложения ссылкой на отсутствие средств. Теперь же, после широко озвученного шага с финансированием экологических работ в счет средств, получаемых от коммерческих запусков американских и других стран космических аппаратов, этого уже недостаточно. Теперь надо пускать в ход: слабость законодательной, нормативной и методической базы, конъюнктурный отбор исполнителей (некомпетентных, беспринципных), манипуляции с финансированием, засекречивание работ, стимулирование возни вокруг лидерства и дележа денег, поощрение покладистых чиновников, пропаганду и т.п. Наблюдая за развитием событий, мы опасаемся за безопасность экологических разработок (вот еще одна разновидность "безопасности"). Возможен и какой-то промежуточный вариант, когда обе стороны займутся проблемами снижения вредности ракетно-космической техники и ее аварийности (которая примерно в 1000 раз выше общепринятого уровня), оперативного устранения разрешимых последствий (пока они не расползлись по местности), гармонизации числа и времени запусков ракет, четкого и полного информирования населения, адекватного финансирования экологических работ и другими, что, конечно, фантазия. Что нам очень не нравится, это то, что в последнее время стала теряться цель работы, исследование 40-летней ретроспективы и т.д., смазываться трагедия десяти запусков РН "Протон" за десять месяцев 2000 года! И это не считая запусков ракет других типов. По нашим соображениям, изложенным в материалах Правительственной комиссии по Байконуру 1994 года, и по мнению специалистов сельского хозяйства возможность увеличения числа запусков "Протона" свыше 3-5-ти в год должна быть всесторонне, тщательно обоснована (доказана) арендатором. Должны учитываться сезонные и иные ограничения (сроки наступления критических фаз в жизни биоты, разнос топливных поллютантов, пожарная опасность и др.). Мы уже не говорим о химической опасности этого неслыханного эксперимента над природой и населением, ведь некоторые вещества, опасные даже в гомеопатических дозах, поражают и местные экосистемы и биосферу в целом. Вопрос до сих пор не закрыт. Нечто подобное наблюдается в отношении указания Премьер-Министра республики годичной давности о разработке методических рекомендаций по комплексной оценке ущерба, наносимого стране запусками РН. Не продолжая примеры, отметим актуальное для Казахстана явление - дефицит, а где-то полное отсутствие профессионалов и засилие пробивных дилетантов, стягивающих (чаще всего с поддержкой чиновничества) на себя работы, в том числе и по экологическим проблемам. Как писал Н.Ф. Реймерс (1994 г.): "Все стали "экологами". Такого взрыва профанации знания не было в истории человечества" и сетовал на отсутствие профессионалов, понимающих проблему в целом и умеющих составлять программы. Эту болезнь мы наблюдаем не только на российских и казахстанских просторах, у наших нынешних хозяев из "цивилизованных" стран она, похоже, - врожденная.В конце концов программы создаются личностями, а коллективами у нас "работаются" молодецкие "стратегии" вроде минприродовской "Экология и природные ресурсы - 2030" - достойной дочери стратегии "Казахстан-2030". Программы (планы) не могут быть грамотно реализованы без авторского надзора; дело должны делать профессионалы, а не нахрапистые поклонники маммоны. Безопасность обсуждаемых программ (планов) также замыкается на нравственность - за ними судьбы людей, ждущих избавления от бесконечного эко-геноцида. Здесь мы не ставили задачу исследовать проблему "безопасности". Вопрос о ней рассматривается в ракурсе вполне определенной ситуации в стране и конкретных обстоятельств, связанных с нашей деятельностью, демонстрирующих, к сожалению, практическую невозможность обеспечить безопасность чего бы то ни было и кого бы то ни было в условиях тотально внедряемого "рыночного космополитизма", асистемности, дилетантства, делячества и прочих атрибутов безнравственного бытия. В.А.Яковлев, Алматы, 14.11.2000 г., greenwomen@nursat.kz * * * Оценки проблемы аварийного сваливания ракет "Протон" летом 1999 года на Казахстан в 2000 году давались в России дважды - 25-26 апреля на конференции в 4-м ЦНИИ Минобороны и 25-27 октября на конференции в "Медбиоэкстрем"е. Нам казалось, однако, что было бы лучше, если бы экологические и медицинские аспекты этой беды оценивались заинтересованной стороной - в Казахстане.