Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 210, 4 ноября 2000 |
Право на экологичную промышленность МАГАДАН: ГОСКОМЭКОЛОГИИ НЕТ, НЕФТЯНИКИ РАСПОЯСАЛИСЬ БАРАБАННАЯ ДРОБЬ ОФИЦИАЛА "ГУБЕРНАТОР СМОТРЕЛ ДАЛЬШЕ. Еще в своей первой предвыборной программе, в 1996 году Валентин Цветков объявил в числе экономических приоритетов строительство в Магадане нефтеперерабатывающего завода. Вскоре после губернаторских выборов в газете "Деловой мир" (Москва) я подверг этот проект резкой критике, в основном по экологическим параметрам. Но и экономика проекта не внушала мне тогда доверия, а ведь задумывался он с весьма значительной целью - снизить стоимость нефтепродуктов на территории, а значит существено уменьшить давление издержек на основной наш продукт - золото. По моим расчетам выходило как раз наоборот - завод, работающий на привозной нефти в пределах потребности лишь Магаданской области и сопредельных районов Якутии, традиционно обеспечивающихся через порт Магадан, будет производить гораздо более дорогое, чем привозное топливо. Но, как говорят, век живи - век учись. В том числе и тому, что считать и как считать. И еще одна истина открылась мне с тех пор: в нынешней российской экономике нередко приходится опираться на критерии, отличные от критериев нормальной рыночной экономики. Вот уж поистине - общим аршином Россию не измерить. Есть во всем этом деле еще одна существенная деталь: когда я готовил для большого "Делового мира" тот критический материал, я не знал Михаила Суханкина. Это специалист, хорошо знающий свое дело. Он выпускник Грозненского нефтяного института, инженер-технолог, работать начинал на одном из крупных предприятий Грозного, где, будучи еще молодым, руководил одним из крупнейших цехов. Потом он долгое время работал в системе Магаданнефтепродукта, но еще в конце 80-х покинул ее и стал одним из пионеров кооперативного движения Магадана. Сейчас он - директор строящегося Магаданского нефтеперерабатывающего завода. - Михаил Васильевич! Насколько необходим в Магадане такой завод? - Скажем так - он нужен был еще позавчера. От вас не секрет, какую долю в себестоимости добываемого золота составляет стоимость нефтепродуктов. Снизить ее хотя бы на 5-7 процентов - и конкурентоспособность нашего золота значительно возрастет. А сегодня мы напрочь привязаны не только к прихоти поставщиков и непростой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Сегодня в структуре цены нефтепродуктов только транспортные расходы составляют 2500 рублей на каждой тонне. И если цена морского фрахта - достаточно постоянная величина, то Министерство путей сообщения в любой момент может подсунуть потребителям "свинью", увеличивая тарифы по собственной прихоти - все естественные монополии стремятся выхватить свою сверхприбыль. Мы теряем даже на фрахте. Чем больше тоннаж танкера, тем дешевле фрахт. А мы вынуждены завозить нефтепродукты малыми танкерами, и плати за фрахт 12 млн. долларов в год. Если то же количество нефтепродуктов, то есть примерно 460-480 тыс. тонн в год, завозить танкерами грузоподъемностью 35 тысяч тонн, то лишь на одном фрахте область сэкономит 4 миллиона долларов в год. Разве они будут лишними, скажем, в социальной сфере? Но это лишь один пункт из того обширного списка, имя которого - экономический эффект нефтеперерабатывающего завода. - Давайте пока отвлечемся от эффекта. Где бы ни был дислоцирован этот завод, есть питьевые водохранилища Магадана, в которых применяется очень простая, открытая система водоочистки, основанная на применении хлора. Пока в России нет ни одного безвредного нефтеперерабатывающего завода. При термохимическом крекинге неизбежно выделяются фенолы, которые, соединяясь с галогенами, производят такие страшные вещества, как диоксины... - Позвольте прервать ваш вопрос. Проблема мне, как специалисту, известна и тревога ваша понятна. Технология, которая запланирована для Магаданского завода, не произведет фенолов, значит не будет здесь НИ ГРАММА диоксинов. Хотя, безусловно, с мероприятиями по экологической безопасности придется поработать весьма и весьма серьезно. И поверьте, по части экологии при строительстве нового завода будут применены самые жесткие стандарты, каких в России еще не было. Я не сомневаюсь, что наш завод станет первым в стране безопасным нефтеперерабатывающим заводом. - Михаил Васильевич, вам лучше меня знать, что даже лучшие сорта нефти подвержены такому фактору, как выход годного. У сахалинской нефти он составляет 40 процентов. Получается, что для требуемого количества готовых нефтепродуктов придется завезти в два с половиной раза больше сырой нефти. Откуда выгода? - Не спешите с выводами. В проекте нового завода предусмотрено несколько факторов экономической эффективности. Начнем с того, что он рассчитан на переработку 1,5 миллионов тонн нефти в год, что позволит не только полностью закрыть наши потребности, но и продавать нефтепродукты в другие регионы, на ту же Камчатку - рынок сбыта для такого товара найдется всегда. Но главная, скажем так, "изюминка" проекта заключена в том, что проект предусматривает приобретение и приписку к заводу двух танкеров 35-тысячников. В таком случае стоимость фрахта для перевозки 1,5 миллионов тонн сырой нефти составляет всего 8 миллионов долларов, а не 12, как сейчас за 480 тысяч тонн. Уже экономия! Но ведь эти танкеры будут работать в две стороны, увозя из Магадана готовую продукцию. Вот вам еще один экономический плюс. А теперь посмотрим на конечный экономический эффект: рабочие места у нас, продукция производится у нас, заведомо дешевле той, что привозим сегодня, значит добъемся снижения издержек в золотодобыче, ее роста, все налоги останутся на территории, плюс будем торговать нефтепродуктами с другими регионами, плюс налоги с танкеров, которые также пойдут в наши местные бюджеты. А в целом с пуском в эксплуатацию этого завода экономика Магаданской области приобретет значительно больший вес и большую устойчивость. Естественно, все это впрямую скажется на росте благосостояния каждого колымчанина. А в целом суммарный эффект реализации этого проекта трудно переоценить, как трудно пока измерить точно. - Разговоров о нефтеперерабатывающем заводе было много, иногда даже называли сроки, судя по которым он должен был уже работать. В какой же точно стадии он сейчас? - Очень близок к реализации. Задержка была лишь в том, что наши зарубежные партнеры навязывали нам американское оборудование, что весьма удорожало проект. В конце концов они согласились заказать оборудование на российских заводах, которое ничуть не хуже, но значительно дешевле. Так что весьма скоро начнется конкретная работа. - И последний вопрос, Михаил Васильевич, естественно, о цене вопроса. - Завод обойдется нам примерно в 35 миллионов долларов, плюс каждый танкер стоит столько же, сколько завод. Но учтите, что это будет современный, высокоавтоматизированный завод, издержки производства на котором будут ниже, чем в Ангарске или Хабаровске. За полтора-два года предприятие полностью окупит себя. А когда дойдет очередь до переработки собственной, добытой на Примагаданском шельфе нефти, наш завод заработает еще десять таких заводов." А.Сучков, "Деловой мир Колымы", 3 ноября 2000 г. КОММЕНТАРИЙ СОМНЕВАЮЩЕГОСЯ Ослепительные выгоды, обещанные г-ном Суханкиным от ввода нефтеперабатывающего завода в Магадане, сильно смахивают на речь известного персонажа Ильфа и Петрова в деревне Васюки. Тем не менее, у меня очень большие сомнения в искренности как самого г-на Суханкина, так и автора статьи (впрочем, для последнего это обычная работа в рамках избирательной компании, а "гибкостью взглядов" грешат многие журналисты). Почему-то принимается на веру, что это будет самый экологически безопасный завод, при строительстве которого г-н Суханкин будет использовать "самые жесткие стандарты". Насколько это соответствует действительности, видно хотя бы по тому, что проект не проходил, как я знаю, НИ серьезной ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, НИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ. Очевидно, власти решили поверить на слово "специалисту, хорошо знающему свое дело", что завод будет полностью экологически безопасен. Любовь к морю г-н Суханкин испытывает давно. Так, несколько лет назад он соорудил на берегу бухты Нагаева несколько нефтяных баков всего в десятке метров от кромки воды. Причем произошло это при полном попустительстве комитета по охране природы и морской инспекции. И хотя жители города, которые зимой ходят на рыбалку на бухту, матерятся по поводу той "грязи", которая от этих баков стекает в бухту, бизнесу г-на Суханкина их брань не вредит. Вот и в данном случае строить этот завод собираются в непосредственной близости от моря, да еще рядышком находится питьевое водохранилище, да еще ветерок от будущего завода будет дуть на город достаточно часто, да еще... Конечно, если бы было серьезное обсуждение этого проекта, на многие из этих вопросов пришлось бы давать ответы. Я уж не говорю о нашей российской традиции многое делать по принципу "тяп-ляп" (выражаясь строго, с отступлениями от технологического регламента) - тут уж просто трудно предусмотреть эффект. Я прошу помощи специалистов, которые уже занимались экспертизой подобных предприятий и знают основные "больные" вопросы таких проектов. Возможно, и в самом деле существуют такие полностью безопасные нефтеперерабатывающие заводы, а мы напрасно тревожимся? А.В.Соколиков, Магадан, abcokol@ns.mssn.ru