Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 178, 26 сентября 2000 |
Право на гос-охрану природы РОССИЯ: ЧТО БЮДЖЕТ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ? (краткий анализ федерального бюджета на 2001 год) Попробуем ответить на вопрос, насколько правительство РФ гарантирует защиту экологических прав граждан в 2001 году, проанализировав бюджет, предложенный им на рассмотрение в Законодательное собрание. По мнению Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации, в России отсутствует должный законодательный контроль за исполнением бюджета, и нормы действующего бюджетного законодательства позволяют Правительству относительно свободно расходовать остатки бюджетных средств, образующиеся на начало года. В структуре доходов федерального бюджета доход за пользование природными ресурсами составляет 3,12% (37,1840 млрд.руб). Это седьмая по значимости статья, за ней следуют налоги с доходов физических лиц. Несомненно, этот вклад может быть увеличен, если прекратить предоставление льгот крупным природопользователям, что широко практикуется. По сравнению с предыдущим годом, доходы от платы за пользование природными ресурсами составят 289,7 % (правда, исполнение планируется на 189,5%). Также вырастет налог на вывоз товаров (составит 131,1% от 2000 года). Вероятно, можно сделать вывод о том, что планируется увеличить пользование природными ресурсами и их вывоз. В новом бюджете предполагается увязать формирование целевых бюджетных фондов с отчислениями от некоторых доходов. Но при этом упраздняются все бюджетные фонды (на основании, что у них нет гарантированных источников пополнения), кроме фонда Минатома. (Вероятно, его пополнение планируется обеспечить за счет ввоза радиоактивных отходов). Строка "Целевые бюджетные фонды" (читай: фонд Минатома) сохраняется практически в прежнем объ└ме 1,16% от бюджета или 13,89 млрд руб.) На что же будут потрачены эти деньги? Определит, видимо, Минатом. Смотрим бюджет-2001: Статья 7. Упразднить с 1 января 2001 года * Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; * Федеральный экологический фонд Российской Федерации; * Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; * Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; * Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации; * Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; * Государственный фонд борьбы с преступностью; * Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации; * Фонд по охране озера Байкал; * Фонд содействия военной реформе. Статья 8. Включить в федеральный бюджет на 2001 год средства целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Совет Федерации нельзя упрекнуть в экологичности, но и он в своем аналитическом вестнике находит необоснованным отказ от всех бюджетных фондов. Таким образом, целевые бюджетные фонды будут не способны помочь нашему обществу в решении экологических проблем, скорее, наоборот, помогут в развитии атомной промышленности, которая и без того имеет, мягко говоря, запятнанную репутацию. Как изменятся расходы бюджета? В целом увеличатся по сравнению с 2000 годом на 12%. Самая большая статья расходов - обслуживание государственного долга (20,42 % расходов бюджета-2001). Более всего увеличатся расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений (на 150%), далее - промышленность, энергетика, строительство (на 53%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (на 20%), на оборону - на 16%, на образование - на 23%, на здравоохранение - на 15%. На охрану окружающей среды планируется расходовать 0,39% бюджета, причем, увеличения расходов по этой статье даже не планируется (то есть доля в расходах по сравнению с 2000 годом даже уменьшается). Уменьшатся ли потребности в охране окружающей среды? Скорее всего, даже возрастут, так как та же ликвидация вооружений в том виде, как она осуществляется, связана с колоссальным ущербом окружающей среде и здоровью населения. Разделы бюджета, непосредственно связанные с созданием экологических проблем: Национальная оборона - 17,29 % бюджета, промышленность, энергетика,строительство - 3,56%, транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика - 2,56%, утилизация и ликвидация вооружений - 0,49%, исследование и использование космоса - 0,34%. Разделы бюджета, связанные с решением экологических проблем: охрана окружающей среды - 0,39%. Сравним: образование - 3,84%, гос.управление и местное самоуправление - 3,49%, здравоохранение - 1,78%, фундаментальные исследования - 1,72%, сельское хозяйство - 1,32%, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций - 0,52%. Таким образом, можно прогнозировать, что в бюджете на 2001 год заложено больше возможностей для ухудшения состояния окружающей среды и меньше - на решение экологических проблем. Если принять во внимание общий курс на увеличение изъятия природных ресурсов и упразднение государственных природоохранных структур, картина предстает в самом мрачном свете. Источники: интернет-сайт http://www.akdi.ru/finance/new/bud_2001.htm и "О проекте федерального бюджета на 2001 год", Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации ?16 (128) Автор: М.Рихванова, "Байкальская экологическая волна", Иркутск, 25 сентября 2000 г., marina@baikalwave.eu.org