Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 139, 10 августа 2000
                                             Право на чистые моря

         ВЕСТИ С УКРАИНЫ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ

    "Катастрофа Черного моря затронет всех"
    Участниками самой крупной акции протеста против
транспортировки нефти и нефтепродуктов по Черному морю через
пролив Босфор стали члены общественных экологических организации
Турции и представители неправительственных организаций Словакии,
Македонии, Испании, США, России и Украины. Более 100 судов,
моторных лодок и рыбацких баркасов заполнили все пространство
между Европой и Азией. Дымились шашки, выли сирены.
    Лозунги акции: "Катастрофа Черного моря затронет всех",
"Жемчужина Европы не станет жертвой танкерных катастроф", "Денежные
мешки должны исполнять нашу волю", "Уберите руки от Черного моря",
"Срочно нефтепровод - конец танкерам", "Бери свое судно и приходи".
Очевидцы вспоминали недавние события, когда в Босфоре потерпел
крушение танкер с нефтью и начался пожар. Ситуацию спасло лишь то,
что ветер дул в сторону пролива. Иначе могла бы сгореть азиатская
часть Стамбула.
    Общественные организации Турции уже не первый год привлекают
внимание мировой общественности к опасностям, связанным с планируемым
увеличением транспортных перевозок нефти по Черному морю, через Босфор,
Мраморное море и Дарданеллы. Увеличение объемов перевозок сырой нефти
и нефтепродуктов через Черное море становится все большей реальностью.
К уже существующим и незагруженным нефтетерминалам (Констанца - на
150 мил.тонн, Одесса-порт - на 35 мил.тонн, Херсон, Керчь,
Севастополь, Новороссийск - Шесхарис, Поти, Батуми, Бургас и др.)
добавляются новые. Как правило, строят их ЗАО либо частные лица.
    Одесситы хорошо знакомы с проблемой так называемого строительства
Одесского нефтетерминала. Заказчик "ушел" из открытой части Черного
моря, через семь лет "заметив", что выбранные им точки расположения
НПК в открытом море оказались по многим параметрам не реальными. К
отказу от строительства нефтетерминала в открытом море заказчика
вынудила общественность, причем не только Одессы, но и Севастополя
(Контр-адмирал Л.И.Митин), Керчи, Киева.
    Угроза не оставила наши берега и Черное море. Терминал "ушел" в
закрытую акваторию Аджалыкского лимана (планируется при полном
развитии переваливать до 74 мил тонн в год) и таким образом
приблизился непосредственно к Одесскому припортовому заводу. При
выборе нового места расположения НПК не учтены разработки
территориального института по размещению производительных сил региона -
Запорожского "Промстройпроекта", по данным которого следует, что в
случае аварии на ОПЗ, поражается с мгновенным смертельным исходом в
течении 30 секунд территория в радиусе 3-х километров от завода.
Территории эти густо заселены.
    Еще хуже обстоят дела со стоительсьвом Новороссийского терминала.
Созданный в 1992 году Каспийский Трубопроводный Консорциум - КТК -
стал одним из крупнейших на территории б.СССР нефтяных проектов,
финансируемый частными копаниями. Из "Досье", подготовленного пресс-
центром Международного СоЭС: "Большая часть капитала принадлежит
международным нефтедобывающим компаниям. В настоящее время, кроме
государств-основателей, совладельцами КТК являются: Шеврон (США),
ЛУКАРКО (Россия-США), Роснефть - Шел (Россия-Нидерланды), Мобил
(США), Бритиш Газ (Великобритания) и др. Несмотря на то, что Шелл,
Шеврон и другие компании уже несколько десятилетий добывают нефть в
районе дельты Нигера в Нигерии, люди, пострадавшие от нефтедобычи, не
увидели ни цента из тех денег, которые получила компания за все это
время. Разливы нефти, газовые факелы, исчезновение лесов и другие
результаты активности компании полностью уничтожили природу дельты и
искалечили жизнь сотен тысяч людей".
    Без определения оценки воздействия перевалки нефти на окружающую
среду, без положительного заключения государственной экологической
экспертизы, в нарушение земельного законодательства, в открытом море
и его береговой зоне, где недавно росли заповедные можжевеловые и
фисташковые рощи, в лоне природы среди доледниковой растительности,
аналогов которой в мире нет, рядом с одним из лучших в России детских
курортов, люди, на касках которых написано "КТК. День новый - дерьмо
то же", а в руках автоматы, начали строительство Новоросийского
нефтетерминала. Проектную перевалку в 28 млн тонн в год предполагается
довести до 67 млн. тонн.
    "Мы - народ гостеприимный, но не настолько, чтобы принимать гостей
в своих спальнях", - сказал в своем выступлении Нихат Гокигит -
вице-президент фонда ТЕМА на расширенном заседании участников акции
протеста в мэрии одного из районов Стамбула. О нарастающих из года в
год объемах перевозок говорили с тревогой президент общества "Мир с
природой" Юксель Устун, капитан Саим Огузулген и другие.
    "Трудными проливами" называют путь из Черного моря в Средиземное.
Извилистый проход заставляет суда 12-13 раз менять направление
движения. Движение судов усугубляется многим: узкими местами, скалами,
внезапными плотными туманами, снежными бурями, обратными течениями,
водоворотами, мелководьем. Босфор пересекают два моста, подвесные и
подводные кабели, различные трубопроводы. Местный транспорт перевозит
ежедневно более миллиона жителей из Европы в Азию и обратно, сюда
добавляются рыбацкие лодки, суда с туристами. Всемирно известная св.
София находится всего в 150 метрах от одной из опасных точек Босфора.
В каждый момент по Босфору проходит примерно 90 судов. Возросло не
только их количество, но и размеры судов. С каждым годом увеличиваются
объемы транспортных перевозок, в том числе и опасных грузов. Ситуация
усугубляется взаимно пересекающимися направлениями потоков жизненно
необходимых для обитателей этих мест к потоку основного курса
навигационного пути по Босфору. Увеличение числа судов и перевозок
опасных грузов вышло за пределы допустимого. Ежегодно Босфор пропускает
50 тысяч судов! Стамбульский университет определил степень риска как
очень высокую. Отсюда и беспокойство.
    Подписанный в 1936 году международный протокол в Монрю (Швейцария)
об условиях прохода по Босфору безнадежно устарел и должен быть
пересмотрен. А пока этого не случится, то будет высока и степень риска.
И не станут жители Стамбула рисковать жизнью своих детей. Их протесты
сейчас носят предупредительный характер. Когда горел танкер с нефтью,
Босфор был перекрыт всего на пять дней. Сейчас назывались цифры в 30 и
60 дней. Убытки при катастрофической ситуации в Босфоре затронут всех
его пользователей. И будут они колоссальными.
    Во время состоявшихся пресс-конференции, круглого стола и встречи
международных партнеров Черного моря (IBSP) выступавшие предлагали в
качестве альтернативы сооружение нефтепровода. При следующей встрече
IBSP круг участников будет расширен, поскольку рассматриваемые проблемы
требует международного контроля. Только совместные решения могут дать
результаты.
          А.Шевчук, Одесское отделение Международного СоЭС,
          Одесса, 31 июля 2000 г., alla@eco.odessa.ua

Перейти к началу страницы