Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 135, 6 августа 2000 |
После упразднения Госкомэкологии А НА ЭТО ГОСПОДИН ДРАКОН ВЕЛЕЛ СКАЗАТЬ "ПОСМОТРИМ" (экологи готовятся к суду против В.Путина) Экологи подают в суд Они считают ликвидацию Госкомэкологии нарушением Конституции Ситуация с упразднением Госкомэкологии и практически одновременным ее возрождением в виде коммерческого предприятия привлекла внимание юристов, занимающихся экологическими проблемами. Как стало известно "Сегодня", Институт "Экоюрис" готовит исковое заявление в Верховный суд по данному вопросу. Ответчиками по иску, по-видимому, будут президент и правительство. О перспективах дела корреспонденту "Сегодня" Екатерине Кац рассказала руководитель института Вера Мищенко. - Какие законы нарушил президент в указе о ликвидации Госкомэкологии? - Указ нарушает закон об экологической экспертизе, статью 11, согласно которой любые проекты нормативных актов, в том числе президента и правительства, проходят экологическую экспертизу. Путин обязан был передать документ на рассмотрение Госкомэкологии, а точнее независимым экспертам, которых выбирает компьютер Госкомэкологии по принципу: докторов столько-то, профессоров столько-то. Кроме того, проект должен был пройти общественную экспертизу согласно статье 32 Конституции. Но общественным организациям воспрепятствовали в осуществлении их законных прав. Нарушен также закон об охране окружающей природной среды. Нарушено данное нам по Конституции право на информацию - одним из полномочий Госкомэкологии была связь с общественностью. Таким образом, косвенно президент нарушил Конституцию - статья 80 обязывает его выполнять Основной закон. - Почему вы сразу не обжаловали указ? - Указ - это бумажка. Мы прогнозировали, что он спровоцирует цепь нарушений. И не ошиблись. Ликвидирована государственная экологическая экспертиза как независимый институт. Функции переданы министерству, которое занимается хозяйственным использованием природных ресурсов. Ни в одном цивилизованном государстве нет такого совмещения. У нас же теперь Минприроды само выдает лицензию и само же проводит экспертизу ее выдачи. Но закон прямо говорит: функции проведения экологической экспертизы даются только "специально уполномоченному органу управления в области охраны окружающей среды". Орган ликвидирован. Мало того что логики в этом нет, еще и ущемлены экономические и экологические интересы государства. Минприроды, как мы могли убедиться, не собирается проводить эту экспертизу - оно свои полномочия передает госучреждению, то есть коммерческой структуре. Мы будем обжаловать не только указ, но и вытекающие из него противозаконные антиконституционные акты. Думаю, что это реально. По крайней мере практика показывает, что в Верховном суде привыкли рассматривать подобные дела и принимать решения достаточно быстро - в течение нескольких месяцев. - Если все обстоит так просто, кто и зачем затеял эту чехарду? - В Госкомэкологии были специалисты, которые давали отрицательные заключения по "нужным" проектам. В Минприроды таких сотрудников нет. Решение о расформировании можно было пролоббировать только совместными усилиями ядерной, нефтяной и лесной мафии. А выиграли они время - пока мы будем судиться, можно многое успеть... Е.Кац, "Сегодня" (Москва), 3 августа 2000 г.