Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 127, 24 июля 2000 |
Опыт эко-борьбы НУЖЕН ЛИ ОДЕССЕ ОПАСНЫЙ НЕФТЕТЕРМИНАЛ? (Одесский морской нефтеперерабатывающий терминал) В 1992г. Одесский СоЭС (ОСоЭС) начал кампанию против строительства мощного морского нефтеперерабатывающего комплекса (МНПК) вблизи г.Одессы на мелководном шельфе северо-западной части Черного моря, (Украина). Общественные экспертизы ОСоЭС организовал выполнение ряда общественных экологических экспертиз (ОЭЭ) Одесского нефтетерминала. ОЭЭ от 31.10.94г. (регистрационный c66-б) показала невозможность строительства МНПК в Одесском заливе. Основной аргумент ОЭЭ лег в основу Заключения Государственной экологической экспертизы морской части МНПК Минэкобезопасности Украины (28.12 94г. c Nо18-1\2-3-590, "Висновки", п.2). Госэкоэкспертиза предложила Заказчику "уйти" из открытой части Черного моря и найти альтернативную площадку, т.е. по сути начать проект сначала. Это была Победа общественного сопротивления не только одесситов, но и жителей других городов Украины: Севастополя (контр-адмирал Л.Митин), Керчи и Киева, участвовавших в ОЭЭ. О "сотрудничестве" с ЕБРР Прошло два года. В конце 1996г. Одессу посетили представители Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и консалтинговой инженерной фирмы "Beckett Rankine Partnership" (BRP). Как оказалось позже, фирма BRP предполагалась в качестве посредника правительства Украины, пожелавшего стать заемщиком у ЕБРР на строительство МНПК. ОсоЭС, единственная из общественных организаций, получившая, официальное приглашение на встречу с ЕБРР, сообщил ЕБРР о ситуации, сложившейся вокруг Одесского МНПК ("Вечерняя Одесса", 28.12.96г). Еще один пакет документов (333 стр.) был отослан в Лондон 23.06.97. В средине 1997 г., ЗАО "Укрнефтетерм" начал банковскую процедуру так называемого "обсуждения Проекта Одесского МНПК с общественностью". Процедура обсуждения "опоздала" по меньшей мере, на несколько лет и началась в условиях, когда плебисцит уже состоялся: общественность (ПЯТЬ ОЭЭ) и население (СЕМЬ социологических опросов) высказалась НЕ в пользу строительства МНПК. Против строительства опасного объекта, экономически нецелесообразного (ТЭО строительства МНПК не получило положительной оценки Государственной экологической экспертизы Минэкобезопасности Украины; финансирование объекта было незаконно открыто единоличным распоряжением и.о. премьер-министра Е.Звягильским) высказалось 65-70% жителей Одессы и области. Мнение народа широко представлялось в СМИ: публиковались результаты экспертиз, статьи специалистов, транслировались заседания "круглых столов" и т.д. Как же происходил этот трюк ЗАО "Укрнефтетерм" (по утверждению ЗАО) "с помощью ЕБРР"? О доступе к информации. Объявление опубликовали летом, в разгар отпускного сезона, в одной газете, городской, с небольшим тиражом 20 тыс., в то время, в Одессе и области живут более трех миллионов. Документы были выставлены в нескольких местах. В офисах ЗАО "Укрнефтетерм" (г.Южный и г.Одесса), в Киевском и Лондонском офисах ЕБРР. В получении некоторых важных документов (например, согласование Минздрава Украины и др.) в одесском офисе ЗАО "Укрнефтетерм" нам было отказано (составлен соответствующий акт). Такая же участь постигла специалистов в киевском офисе. Не получил документации СОПС Украины НАН Украины. Не лучше обстояли дела и в Лондоне. Представителю международной сети Bankwatch пришлось приложить немалые усилия, чтобы получить ОВОС морской части МНПК. Наиболее доступными материалы по нефтетерминалу были только в одном месте - в городской научной библиотеке г. Одессы. О качестве выставленной информации и способах ее подачи Были представлены документы 1994 г., утратившие юридическую силу: Госэкоэкспертиза Минэкобезопасности Украины возвратила материалы для поиска альтернативной точки размещения морской части нефтетерминала. К моменту представления проекта общественности изменения в проект внесены не были, естественно не было и соответствующих согласований. Кроме того, выставленные материалы содержали ложную информацию (Отчет Всемирной лаборатории). Документы были выставлены без каких-либо пояснений (например, "Документы Одесского НПК") и напоминали скорее плохую рекламу технического оборудования. Документы были представлены на английском языке (за небольшим исключением), не были подписаны и заверены печатями. О качестве Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) можно судить по заключению проф. А.К.Виноградова. По информации сотрудников библиотеки, выставленные документы МНПК, просмотрело 3-4 человека. Этот "результат всенародного обсуждения" зафиксирован актом. Закулисные игры ЕБРР Полный провал процедуры общественного обсуждения Проекта Одесского нефтетерминала по сценарию ЗАО "Укрнефтетерм" не остановил планы самого ЗАО. Наоборот, к приезду очередного премьер-министра была подготовлена справка, в которой раскрылись растущие объемы перевалки - до 70 млн. тонн в год и более. В конце октября 1997г. ОСоЭС передал киевскому офису ЕБРР сводное заключение специалистов региона (77 стр), в котором подтверждалась полная НЕсостоятельность опасной, экономически необоснованной идеи. В мае 1998 года, во время встречи неправительственных организаций с директорами ЕБРР на ежегодном собрании банка, ОсоЭС вновь обратился к сотруднику банка, руководителю экологической группы банка д-ру М.Тимоти с требованием выполнить правила ЕБРР и дать официальный ответ на поставленные банку вопросы. Вместо ожидаемого ответа, в августе 1998г., ЕБРР в странной форме (по телефону) обратился к одному из одесских общественников, не обладавшему информацией, с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся "процедуры обсуждения населением строительства МНПК". Ответы на вопросы подготовил ОСоЭС, но, от удобного для ЕБРР специалиста, подлинной копии отосланного ответа мы так и не получили. Был скрыт от составителей ответа и сам адресат, запросивший информацию. В октябре 1998 года ОСоЭС в очередной раз обратился в ЕБРР и настоятельно просил дать ответ на поставленные вопросы, чтобы проинформировать жителей Одессы и области о планах ЕБРР по отношению к МНПК. В письме мы вновь напоминали банку, что его собственные процедуры обязывают к ответу, если речь идет о размещении опасных для населения и природной среды промышленных объектов. Ответа от ЕБРР мы не получили. Конспиративная деятельность ЕБРР продолжается. В начале 2000 года на сайте Интернета были размещены для "широкого и гласного обсуждения" "Правила ЕБРР по участию общественности в принятии экологически значимых решений" на 40 страницах, но... на английском языке. Очевидно, что ЕБРР не принимает во внимание факта принятия и ратификации многими странами Европы Орхусской "Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" "(Орхус, 1998г.). О развитии событий В том же октябре 1998 г. ЗАО "Укрнефтетерм" обратилось в Одесскую обгосадминистрацию по поводу строительства "пускового комплекса 1-й очереди МНПК в п.Южный" - альтернативной точке, в Аджалыкском лимане. Новая точка, представленная Заказчиком - внутри Аджалыкского лимана - расположена в 3-километровой зоне Одесского припортового завода. При ее обосновании, в качестве альтернативы, не учтены разработки территориального института по размещению производительных сил региона - Запорожского "Промстройпроекта", по данным которого следует, что 3-километровая зона ОПЗ, в случае аварии, поражается с мгновенным смертельным исходом в течении 1 минуты ("Основные положения концепции развития порта Южный в увязке с комплексным освоением прибрежной зоны Григорьевского лимана, Запорожье, июль 1993 г.", Карты обстановки c3 и c4 режимных районов. стр.13 и 22). Вместе с тем, на этой и прилегающей к ней территории проживает несколько тысяч жителей ряда сел Коминтерновского района Одесской области. Экскурс в недалекое прошлое Из решения Одесского городского Совета от 26.07.1990 г. c58-ХХ1: "1. немедленно начать коренную хозяйственную переориентацию зоны Григорьевского лимана в направление его курортно-рекреационного развития", "2. Запретить строительство и расширение действующих промышленных и транспортных предприятий, производств, складов, хранилищ и других объектов", "3. Считать недопустимым дальнейшее функционирование экологически вредных производств и объектов Одесского Припортового завода (ОПЗ), создающего огромную потенциальную опасность для более чем миллионного города и его пригородов". "Принимая во внимание недопустимо высокий фактор риска, связанный с деятельностью ОПЗ, принять меры по закрытию наиболее опасных и экологически вредных производств и объектов завода, имея ввиду в дальнейшем его закрытие или коренное перепрофилирование" и т.д. 16 декабря 1990 г. в Одессе состоялся референдум и более 80% жителей проголосовали за закрытие ОПЗ. Властные структуры волю народа не выполнили. Но от этого ОПЗ не стал менее опасным. Наоборот, с каждым годом износ конструкций увеличивается. Самые большие опасения вызывают хранилища аммиака: 4 резервуара по 30 тыс. тонн каждый. "Крупномасштабные разливы и выбросы аммиака на ОПЗ способны привести к катастрофическим последствиям для близлежащих населенных пунктов (Григорьевка, Беляры, Гвардейское, Н-Дофиновка, Фонтанка). При больших выбросах неизбежно пострадает Одесса" (Председатель Южного научного центра АН Украины академик С.А.Андронати и др.) 12 февраля 1993 г. Президиум Верховного Совета Украины, обеспокоенный негативными тенденциями по освоению курортно- рекреационной прибрежной территории Черного моря опасными производствами, принял Постановление c3010-Х11 "Об экологической ситуации в зоне Григорьевского лимана Одесской области". В соответствии с этим Постановлением Украинским научным центром экологии моря (УкрНЦЭМ) в 1993 году была выполнена "Комплексная экологическая экспертиза зоны Григорьевского лимана в Одесской области". Из "Выводов": "Эколого-гигиенические исследования уровней загрязнения окружающей среды в зоне Григорьевского лимана (воздуха, воды и почвы) позволяют оценить сложившуюся здесь ситуацию как достаточно напряженную". Оценка ситуации и требования НПО региона Общественные организации региона расценили сложившуюся ситуацию, как незаконные действия узкой группы заинтересованных лиц, желающих использовать имеющуюся документацию по строительству Одесского нефтетерминала (выполненную с многочисленными нарушениями действующего законодательства Украины и международных соглашений) в групповых интересах, ничего не имеющих общего с национальными интересами, однако способными нанести непоправимый вред экосистеме Черного моря, его биоразнообразию и рыбопродуктивности, ресурсно- курортному потенциалу региона и населению Украины. Эти выводы были основаны на многочисленных заключениях специалистов и дали возможность НПО региона обратиться в Генеральную прокуратуру Украины (05.10.98г.). НПО региона выступили с требованиями немедленно остановить строительные работы по нефтепроводу Одесса-Броды, как незаконно начатые. 24 ноября 1998 г. первый вице-премьер-министр Украины А.Голубченко принял решение о прекращении финансирования и остановке всех строительных работ на нефтепроводе "Одесса-Броды, о расторжении контрактов с подрядными организациями" (Заявление фракции Народного руха Украины и НДП, "Голос Украины", 8.12.98г.). Премьер-министр Украины А.Голубченко был снят с занимаемой должности, о чем официальная информация появилась только 16.01.99г. ("Вечерняя Одесса"). Почему молчит ЕБРР? На все просьбы НПО высказать мнение ЕБРР по сути проблемы в письменном виде, ответа мы не получили до сих пор. При этом заместитель председателя Госкомнефтегазпрома г-н В.Шулико в своих выступлениях в прессе утверждал, что ЕБРР готов финансировать новый вариант проекта МНПК. В продолжение незаконного проталкивания размещения опасного объекта в густонаселенной курортной зоне Черного моря 26 июня 1999г. в г.Южном состоялась конференция, выводы которой, возможно, уже предложены ЕБРР в качестве положительного согласования общественности. Подробности специально для ЕБРР: 1. Объявление о конференции "общественности Украины. Экологические и социально-экономические аспекты проекта строительства морского нефтеперерабатывающего комплекса (МНПК "Южный")" появилось в день ее открытия, в одной газете города Южный с населением в несколько десятков тысяч человек; газета попала к небольшому количеству читателей после начала конференция. * Состав участников определялся избирательно: были приглашены "удобные" представители науки и общественности, иногда в одном и том же лице. * Руководитель разработок "ЧерноморНИИпроекта" по ОВОС Юрий Бланк мимикрировал до полной неузнаваемости и в результате предстал в качестве... общественного деятеля - президента "Украинского отделения Международной Академии Наук Экологии, Безопасности Человека и Природы", правда, сумевший расширить диапазон интересов самой академии до согласования жизненно опасных производств. * Выступив как НПО в качестве организатора неправительственной конференции по оценке нового места расположения МНПК, Бланк, повторяем - один из авторов проекта, пригласил в оргкомитет не представителей других НПО, что было бы логичней, а чиновников горисполкома г.Южного и ЗАО "Укрнефтетерм". * В результате, итоговый документ конференции вышел от имени "Общественности Украины", что может произвести впечатление на ЕБРР, но не будет соответствует действительности. 2. Отметим и тот факт, что из "Материалов конференции" следует, что участники конференции рассмотрели 28 томов документации по МНПК. Вместе с тем, Украинскому научному центру экологии моря, проводившему основную научную эколого-экспертную оценку, ЗАО "Укрнефтетерм" представило только 11 документов. 3. Отстранены от участия в экологической экспертизе МНПК в новой точке эксперты Государственной инспекции охраны Черного моря, документы которой были переданыт исключительно "для ознакомления" и тоже в "урезанном" количестве - 11 томов. От экологической экспертизы МНПК в новой точке отстранена не только Госинспекция охраны Черного моря. Документы не были рассмотрены даже Управлением экологической экспертизы Минэкобезопасности Украины. 4. Единоличным Распоряжение КМУ от 15 ноября 1999г. (c1247-р., г.Киев) бывшего премьер-министра В.Пустовойтенко в Украине по сути ликвидирована Государственная экологическая экспертиза. Указанное Распоряжение является беспрецедентным и грубейшим нарушением действующего законодательства Украины, и в первую очередь, Закона Украины "Об экологической экспертизе". Как продолжают развиваться события? НПО региона выступают с требованиями: 1. К ЕС, странам Большой семерки, к ЕБРР, к олигархам всех стран: Наложить мораторий на увеличение антропогенной нагрузки нефтепродуктов на экосистему Черного моря, предложив в качестве варианта транспортировки сырой нефти и н/п по кольцевому нефтепроводу вокруг Черного моря на период до восстановления его природных функций самоочищения. 2. К Кабинету Министров Украины: О разработке и утверждении в установленном порядке: 1) Государственной программы охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов Черного моря и приморских территорий (в пределах Украины), 2) Национального стратегического плана реабилитации и защиты Черного моря, с учетом уже существующих и проектируемых перегрузочных терминалов и других экологически опасных объектов. 3. К Госкомнефтегазпрому Украины: Обеспечить государственный подход в вопросах рационального использования природных ресурсов Украины, а именно: 1) Представить на рассмотрение Верховной Рады Украины ведомственную программу по нефти и газу до 2010 года, увязав ее с Государственной программой охраны окружающей природной среды Украины; 2) Утвердить программу в установленном порядке. 3) В случае принятия указанными выше документами решения о разработке проекта снабжения Западной Европы нефтью через территорию Украины представить соответствующий набор документации, в соответствии со ст.10 Закона Украины "Об экологической экспертизе". 4) Через средства массовой информации Украины, Одесской, Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областей, по которым пройдет нефтепровод Одесса-Броды, предварительно проинформировать население о проведении экологической экспертизы. Обнародовать Заявление об экологических последствиях деятельности при транспортировке каспийской нефти в Западную Европу через Черное море и Украину. 5) Обсудить проблему с населением указанных областей. 4. К Генеральной прокуратуре Украины: Привлечь виновных в нарушении законодательства Украины к ответственности за израсходованные бюджетные средства (Распоряжение КМУ 990-р, 23.11.93г.) на строительство береговой составляющей МНПК без экспертизы морской составляющей, в том числе, за строительство нефтепровода Одесса-Броды без утвержденной в законном порядке документации. ЭПИЛОГ К средине 1998 года в Одессе произошло событие, важное для жизни Черного моря и экономики страны - была завершена экологическая реконструкция нефтегавани в Одесском морском торговом порту с уникальной для портов Черноморского бассейна станцией очистки балластных вод. Одесская нефтегавань рассчитана на прием 35 млн. тонн сырой нефти в год. Ни прикаспийский, ни какой-либо другой нефтяной поток не захлестывает уже имеющиеся в Украине мощности по приему нефти. Танкера с Востока не посещают с этой целью Одесский порт и не томятся в очереди на рейде. Продолжает оставаться без ответа основной вопрос: зачем же строить новый нефтетерминал в чрезвычайно опасном соседстве с Припортовым заводом и подвергать смертельной опасности граждан Украины, проживающих в городе Одессе и прилегающих поселениях области? Нет ответа и на вопрос: когда же Украина выполнит свои обязательства, взятые 31 октября 1996 года, и утвердит Национальный Стратегический план действий по реабилитации и защите Черного моря? Алла Шевчук, Председатель Одесского СоЭС, подготовлено к ежегодному собранию ЕБРР (Рига, май 2000 г.), alla@eco.odessa.ua