Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 121, 18 июля 2000 |
Право на демократию НА РОССИЮ НАПИРАЕТ "ДИКТАТУРА ЗАКОНА" ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ В "Независимую" газету: ответ на публикацию "РОБЕРТ НИГМАТУЛИН: "НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДОЛЖНО СУРОВО КАРАТЬСЯ", Автору материала: Андрею Макееву Главному редактору: Виталию Третьякову Уважаемые г-да, В "Независимой" газете от 15.07.2000 была помещена статья под названием "РОБЕРТ НИГМАТУЛИН: "НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДОЛЖНО СУРОВО КАРАТЬСЯ" о взгляде на экологические проблемы главы высшего экологического совета Государственной Думы. Многие из жителей России все еще доверяют высоким научным степеням, однако ваша статья от 15 июля - еще один серьезный удар по такому доверию. К большому сожалению, некоторые ответы академика Нигматуллина на вопросы корреспондента НГ иллюстрируют неинформированность высочайшего экологического чиновника о специфике упоминаемых им проблем. Надеюсь, что вы сочтете возможным напечатать данное письмо, хотя бы для того, чтобы не вводить в заблуждение читателей НГ. В первую очередь, удивляет, что в разговоре об атомной энергетике академик не придает радиоактивному загрязнению российских территорий и накоплению ядерных отходов практически никакого серьезного значения. Говорить о том, что атомная энергетика не является самой загрязняющей отраслью промышленности - значит не признавать радиоактивность, выброшенную в окружающую среду загрязнением. Последствия аварии 1957 года на ПО "Маяк" в Челябинской области все еще "съедают" огромную часть бюджетных средств, жители некоторых районов Челябинской области до сих пор отселяются с загрязненных территорий на средства государства. Не говоря уже о загрязнении российских земель в следствие Чернобыльской катастрофы, об огромных средствах, которые государство тратит на помощь ликвидаторам, пострадавшим. По мнению академика, основную опасность для природы представляют бытовые отходы населения и автотранспорт. Но может ли привести взрыв автомобиля, канализационного коллектора или свалки бытовых отходов к аварии, которую необходимо будет ликвидировать всей страной многие десятилетия, как это происходит начиная с 1957 года в Челябинской области? Также, ни взрыв ТЭЦ, ни даже огромной ГРЭС не сможет привести к аварии даже близко похожей на Чернобыльскую. Атомные реакторы, работающие сегодня в России были спроектированы десятки лет назад, задолго до чернобыльской аварии, поэтому их конструкция не может учитывать ошибки, приведшие к катастрофе 1986 года. Только за последнее десятилетие на атомных ректорах России произошло около 1200 инцидентов различного уровня серьезности. Реакторы первого поколения типа РБМК и ВВЭР-440, признанные не удовлетворяющими даже российским нормам безопасности - продолжают работать. Ни на одном из них не доведена до конца "углубленная оценка безопасности". Далее, академик утверждает, что Франция и Великобританию справляются со своими ядерными отходами. Это в высшей степени неверно, так как ни в одной из этих стран до сих пор не принято стратегии окончательного распоряжения ядерными отходами, то есть отходы находятся в хранилищах и никакого решения об их будущем не принято. Переработка ядерных отходов - грязный процесс, создающий приблизительно в 200 раз больше радиоактивных отходов, по сравнению с переработанным количеством. Академик Нигматуллин дает абсолютно не соответствующую действительности информацию, когда утверждает, что в России есть "огромные заводы по переработке" и необходимо решать "проблему занятости". В России такой завод только один - на ПО "Маяк" в Челябинской области, мощностью 140 тонн в год. Для сравнения: суммарная мощность заводов Англии и Франции - более тысячи тонн. Но если так необходимо решать проблему занятости на сравнительно небольшой устрановке на ПО "Маяк", то почему необходимо менять закон и ввозить отходы из других стран? За всю историю советской и российской атомной энергетики было переработано не более 10% собственных ядерных отходов. В России отходов хватит, чтобы занять много большее количество сотрудников, нежели работают сегодня на ПО "Маяк". Лукавит г-н академик - к проблеме занятости инициатива отношения не имеет! Дело в том, что ПО "Маяк" может перерабатывать ядерные отходы (отработавшее ядерное топливо) только с некоторых реакторов советского дизайна. А если закон, разрешающий ввоз ядерных отходов будет принят, воспользоваться этим смогут только западные страны, способные платить огромные деньги за такую услугу. Но самое главное: "западные" отходы "Маяк" переработать не сможет, он не приспособлен к этому технологически. Получается, что закон необходим для ввоза ядерных отходов Запада только для хранения, а "Маяк" - не конкурент западным компаниям в переработке. Не конкурент он и как хранилище для западных отходов, ведь никто в мире пока не предоставляет услуг по хранению чужих ядерных отходов, даже развивающиеся страны. То есть речь здесь идет о превращении России в элементарное хранилище "нечистот" атомной энергетики развитых стран. Вот уж настоящий прорыв на рынок высоких технологий! И самое главное, не соответствует действительности утверждение о том, что хранение радиоактивных отходов не представляет из себя проблемы. Ни в одной стране мира не найден путь безопасного обращения с отходами, отсюда и попытки развитых стран Европы и Азии "сплавить" отходы в Россию. Упоминаемые способы обращения, якобы выработанные в России являются не более, чем неопробованными научными разработками. Сегодня важно прежде всего заставить атомный комплекс решить проблему собственных отходов и не "высокотехнологичным" путем ПО "Маяк", сбрасывающего свои отходы в естественные водоемы, отравляя все живое на многие столетия вперед, а гораздо более безопасным способом. Решение данного вопроса - необходимое условие любого дальнейшего развития атомной энергетики России, иначе эта проблема ляжет на плечи будущих поколений. Если атомная энергетика может быть чистой - пусть Минатом и академок Нигматуллин это докажут. У атомного комплекса России в течении 50 лет был карт-бланш на любые разработки и испытания, все проблемы атомщики обещали разрешить "потом". Если атомная энергетика - чистая и высокотехнологичная отрасль, то настало время это доказать не словами, а делом! С уважением, Владимир Сливяк со-председатель, международная группа ЭКОЗАЩИТА! директор, Антиядерная кампания Социально-Экологического Союза http://www.ecoline.ru/antinuclear, ecodefense@glasnet.ru ОБЩАЯ КАРТИНА Всероссийская перепись Конституции Что не устраивает власть в действующем Основном законе ПРИЗЫВЫ к изменению Конституции сегодня звучат "дуэтом" с лозунгами об усилении роли государства. В Госдуме уже разработан законопроект о Конституционном собрании, призванном переписывать Конституцию (об этом законопроекте "Сегодня" писала 7 июля). И хотя сам президент пока не определился публично со своими конституционными приоритетами, согласно действующей Конституции (статья 135) Конституционное собрание может быть созвано в двух случаях: при принятии нового Основного закона либо же при принятии поправок к главам I,II и IX. Девятая глава "техническая": она регламентирует порядок внесения поправок в Конституцию и определяет полномочия самого Конституционного собрания. Зато первая глава называется "Основы конституционного строя". Вторая - "Права и свободы человека и гражданина". Об укреплении "властной вертикали" в них ничего не прописано (федеральная реформа, которую проводит Кремль, регулируется главой III Основного закона, поправить которую можно и без Конституционного собрания). Зато либеральные юристы, работавшие над Основным законом в 1993 году, зафиксировали в первой и второй главах положения, которые вызывают наибольшее раздражение государственной бюрократии вообще и "силовой" в особенности. Какие же статьи, неприкосновенные без вмешательства Конституционного собрания, могут быть для нынешней властной элиты главным раздражителем? Статья 2 провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". С точки зрения нынешних властей, государство ничуть не меньшая ценность, чем конкретный человек. Статья 9: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Однако нынешняя власть не готова относиться равным образом, скажем, к государственной ВГТРК, полугосударственному ОРТ и совсем негосударственному НТВ. Статья 14: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Это положение давно раздражает некоторых представителей православного духовенства, к которому благоволит президент. Некоторые иерархи РПЦ не скрывают, что хотели бы видеть православие чуть ли не государственной религией. Статья 42, казалось бы, совершенно безобидная: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии...". Однако спецслужбы убеждены, что экологи злоупотребляют своим правом на достоверную информацию о загрязнении окружающей среды. Статья 59 предусматривает право на альтернативную службу. В Минобороны разработан совершенно зубодробительный проект этого закона, предусматривающий фактически 4-летние "исправработы" для отказников. Однако, по информации "Сегодня", существует идея вообще изъять это положение из Конституции и не "протаскивать" законопроект через парламент. Конституция, сколько бы ни говорили о ее несовершенстве, не абстрактна. Она может выступать в качестве законодательного акта прямого действия. Иными словами, является орудием в борьбе с госбюрократией в судах. Что, понятно, не может устроить власть, созидающую диктатуру своего закона. По информации "Сегодня", идею Конституционного собрания уже живо обсуждают в соответствующих ведомствах, дабы использовать созыв этого органа для "исправления совершенных в 1993 году ошибок". Конституционное собрание, если оно соберется, будет значительно более консервативно по своему составу, чем либеральное юридическое сообщество начала 90-х. И не исключено, что отдельные главы переписанного Основного закона будут напоминать УСТАВ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. А.Макаркин, "Сегодня" (Москва), 13 июля 2000 г.