Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 1009, 24 апреля 2003
                           К Дню химической безопасности 28 апреля


                  НЕФТЕПРОВОД ПОЙДЕТ НА ВОСТОК?

    ОБРАЩЕНИЕ
    ... Мы публикуем статью Юрия Берсенева "Югу Приморья - труба".
Данный материал был напечатан в "Зове тайги" No 4, 2002 г.
    В статье рассматривается воздействие трассы нефтепровода на
заповедники, заказники, памятники природы, рекреационные зоны,
курорты, водоохранные зоны, экологические коридоры юга Приморья.
Сделаны выводы о том, в случае строительства нефтепровода на бухту
Перевозная Приморского края негативное влияние проектируемого
нефтепровода на окружающую среду будет значительным. И более
предпочтительным будет являться планирование трассы до порта Находка,
Приморский край.
    ОБРАЩАЕМСЯ К ЧИТАТЕЛЯМ БЮЛЛЕТЕНЯ В АМУРСКОЙ, ЕВРЕЙСКОЙ, ЧИТИНСКОЙ,
БУРЯТСКОЙ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТЯХ, ХАБАРОВСКОМ КРАЕ.
Расскажите нам, как проектируемый нефтепровод может воздействовать на
уникальный природные комплексы Вашего региона. Мы постараемся донести
Ваши тревоги до официальных лиц, свяжемся с общественными
природоохранными организациями вашего региона, чтобы они приняли
участие в решение этих проблем. Страницы нашего электронного издания и
журнала "Экология. Культура. Общество" - к вашим услугам!
    С уважением и пожеланием удачи,
         В.Суркина, редактор, isarrfe@vlad.ru
                    ИСАР - Дальний Восток,
        "Нефтедобыче - общественный контроль", No 3, март 2003 г.

    ИССЛЕДОВАНИЕ: ЮГУ ПРИМОРЬЯ - ТРУБА
    Геополитическая роль Приморского края с развалом СССР существенно
возросла. В программах экономического развития России и ДВ, в
частности, одной из долгосрочных целей Приморского края является
<обеспечение растущих транспортно-транзитных связей России со
странами АТР> (Приморский край: основные положения концепции и
стратегии развития>, 2000). Поэтому прожекты строительства
нефтепровода не являются полностью неожиданными. Дело экологических
организаций, на мой взгляд, попытаться сделать так, чтобы при
проектировании хозяйственной деятельности и реализации самих
проектов с максимальной тщательностью просчитывались экологические
последствия, определялись и учитывались экологические лимитирующие
факторы. Применительно к нефтепроводу это необходимость учета
требований сохранения биоразнобразия при рассмотрении вариантов
линии трассы нефтепровода, а при проектировании строительства -
использование наиболее экологически-приемлемых способов прокладки
трассы. Естественно, очень важно, чтобы экологические организации
получили доступ к информации как можно раньше и успели внести свои
предложения до составления проекта. В начале июня 2002 г. Институт
географии Сибирского отделения РАН (г.Иркутск) вышел на Тихоокеанский
институт географии ДВО РАН (далее ТИГ) с просьбой быть субподрядчиком
по выполнению НИР <Оценка современного состояния окружающей среды в
районе строительства нефтепровода Ангарск-Находка> по разделам:
<Фоновые исследования растительности>, <Зоологические исследования>,
<Особо охраняемые природные территории>, <Почвенные исследования>,
<Археологические исследования>, <Социальные исследования>. Срок сдачи
работы - 26.06.
    ТИГ дал согласие, но <Археологические исследования> передал на
выполнение Институту истории и археологии ДВО РАН.
    По всем оставшимся блокам ТИГом были назначены руководители работ
из числа сотрудников ТИГ. По блоку <ООПТ> - Ю.И.Берсенев, по блоку
<Фоновые исследования растительности> - А.Киселев, <Зоологические
исследования> - Н.Игнатова. Для работы по ООПТ в рабочую группу
вошли из ЕАО - В.В.Горобейко, из Хабаровского края - специалист из
окружного комитета Д.М. Гранкин, из Приморского края - сотрудники
комитета природных ресурсов по ПРК Б.В.Цой и Н.В.Явнова.
    Цель работы группы - показать все негативные моменты влияния трассы
на ООПТ (включая проектируемые) и водоохранные зоны и максимально
выпятить лимитирующие факторы вдоль трассы, т.е. дать <условия>,
которые должны учесть в проекте, представленном на экологическую
экспертизу.
    ТРАССА
    До района г.Лесозаводск трасса нефтепровода идет в основном вдоль
Транссиба, местами удаляясь от него к востоку или северу на 5-10 км.
Река Амур пересекается выше г.Хабаровска. Проходит вблизи заповедников
Бостак и Большехехцирский и нескольких памятников природы.
    От г.Лесозаводска трасса может пойти двумя маршрутами. Первый,
официально присланный из Иркутска, идет на порт Восточный (г.Находка)
через г.Арсеньев и по местному водоразделу в истоки реки Партизанская.
    Второй - идет вдоль Трансиба, затем, минуя г.Уссурийск, отходит на
Хасанский район. Иркутск официально признал наличие второго варианта
лишь 20-21.06. Но до сих пор в ТИГ карты не представил. Между тем,
администрация Приморского края, согласовывая трассу, настояла на
трассе, идущей к пос.Перевозная, а конкретнее, к полуострову Ломоносова.
Администрация края сумела обеспечить интенсивную работу массы
специалистов из разных ведомств и очень быстро вышло постановление
губернатора г327 от 11.06.02 <О предварительном согласовании места
прохождения трассы <Нефтепровод для транспортировки российской нефти в
страны АТР>. При этом трассу нефтепровода в районе побережья Амурского
залива вплотную приблизили к местной ж.д. и исключили пересечения трассой
всех ООПТ и месторождений полезных ископаемых.
    По линии трассы, утвержденной администрацией края:
    ЗАПОВЕДНИКИ
    В пределах Приморского края трасса проектируемого нефтепровода не
проходит через государственные природные заповедники. Вместе с тем, до
12 км трассы нефтепровода проходит по охранной зоне государственного
природного заповедника <Кедровая Падь>, одного из старейших заповедников
в России (создан в 1916 г.), утвержденной решением Хасанского районного
совета народных депутатов 13.08.80 в 0,2-0,5 км от границы самого
заповедника. Нефтебаза терминала намечается к строительству в 0,5-1 км
от юго-восточной границы заповедника в пределах указанной охранной зоны.
Таким образом, проектируемое строительство (резкое увеличение количества
людей на прилегающей территории, постоянное акустическое воздействие и
т.д.), несомненно, окажет негативное воздействие на биоту заповедника.
    В 30 км южнее проектируемого окончания трассы нефтепровода
располагается Дальневосточный государственный морской природный
заповедник (создан Постановлением Совета Министров СССР г228 от
24.03.78). Перекачка нефти на танкеры неминуемо приведет к утечкам и,
как следствие, произойдет загрязнение морской акватории заповедника.
    ЗАКАЗНИКИ
    Около 32 км трассы нефтепровода пройдет по территории
государственного природного заказника республиканского значения
<Барсовый> (создан распоряжением Совета министров РСФСР г956-р от
20.06.79 без ограничения срока действия для охраны и воспроизводства
леопарда, тигра и других редких и исчезающих видов диких животных и
среды их обитания). Нефтебаза терминала намечается к строительству в
пределах указанного заказника. Намечаемое строительство трассы и
нефтебазы не соответствует режиму заказника.
    ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
    В Дальнереченском районе трасса нефтепровода проходит в 2,5 км
западнее памятника природы Петропавловские озера (утвержден решением
Приморского крайисполкома No 47 от 16.02.1974). В случае прокладки
нефтепровода с заглублением в грунт в районе озер начнется еще большее
переувлажнение (заболачивание), что противоречит режиму особой охраны
памятника природы, где запрещаются <действия, вызывающие нарушения
естественного состояния водных объектов>.
    В Черниговском районе трасса проектируемого нефтепровода проходит
в 2 км юго-восточнее памятника природы <Заросли зверобоя> (утвержден
решением Приморского крайисполкома No 404 от 30.05.86). В случае прокладки
нефтепровода памятнику природы, вероятно, ничего не угрожает.
    В Михайловском районе трасса проектируемого нефтепровода проходит
через юго-восточную часть памятника природы <Озеро Лотосовое> (утвержден
решением Приморского крайисполкома г 452 от 29.12.89). Общая площадь
памятника 14 га, охранная зона 50 м от уреза воды. В пределах памятника
природы запрещается всякая хозяйственная деятельность. В случае прокладки
нефтепровода озеро прекратит свое существование как природоохранный объект.
    В Уссурийском районе трасса проектируемого нефтепровода проходит в 1
км севернее и западнее (огибая) памятника природы <Барановский вулкан>
(утвержден решением Приморского крайисполкома No 452 от 29.12.89 ).
Охранная зона - 100 м от жерла потухшего вулкана. В случае прокладки
нефтепровода памятнику природы, вероятно, ничего не угрожает.
    В Надеждинском районе трасса проектируемого нефтепровода проходит в
0,3-0,5 км восточнее восточной границы памятника природы <Тисовая роща>
(утвержден решением Приморского крайисполкома No 452 от 29.12.89). Площадь
40 га. Охранная зона - 100 м вокруг рощи. В случае прокладки нефтепровода
памятнику природы, вероятно, ничего не угрожает, так как роща расположена
гипсометрически выше трассы. Кроме того, в Надеждинском районе трасса
проходит в 1 км западнее памятника природы <Геологический разрез
<Раздольненский> (утвержден решением Приморского крайисполкома No 452 от
29.12.89). Площадь 1 га. В случае прокладки нефтепровода памятнику природы,
вероятно, ничего не угрожает, если по незнанию о статусе памятника здесь
не будут брать грунт (галечниковые отложения).
    В Надеждинском районе трасса проектируемого нефтепровода проходит в
0,5 км западнее западной границы проектируемого памятника природы <Лиман
реки Раздольная> (рекомендованного к созданию Экологической программой
Приморского края). В случае аварии на нефтепроводе проектируемому
памятнику природы угрожает загрязнение нефтепродуктами и гибель фауны.
    РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
    Вдоль трассы нефтепровода, к востоку от нее, располагаются три
территории земель рекреационного назначения. В соответствии с Законом
Приморского края <Об особо охраняемых природных территориях Приморского
края> (34-КЗ от 10.02.99) данные территории относятся к особо охраняемым
природным территориям рекреационного назначения краевого значения. В
районе реки Амбы рекреационная территория <Федоровский рудник> (Хасанский
район), площадью 910 га, (утверждена постановлением администрации края
No 155 от 31.03.95) вплотную прилегает к проектируемой трассе. Трасса
здесь пролегает с восточной стороны железнодорожной насыпи. В случае
аварии территория потеряет свои рекреационные свойства. На полуострове
Песчаный (Фрунзенский район г. Владивостока) рекреационная территория
(утверждена постановлением администрации края No 153 от 07.04.94, площадь
884 га) удалена от трассы на 3-4 км и ее рекреационные ресурсы, за
исключением морской акватории, мало зависят от прокладки нефтепровода.
    Особое значение имеет тот факт, что проектируемая трасса (по
последнему варианту) заканчивается в районе полуострова Ломоносова
(у пос. Перевозная). Данная территория является рекреационной зоной
<Бухта Нарва>, площадь 962 га (утверждена постановлением администрации
края No 155 от 31.03.95) включает побережье бухты Нарва и полуостров
Ломоносова. В случае прокладки нефтепровода рекреационная зона
утрачивает свой рекреационный потенциал.
    КУРОРТ
    В Амурском заливе добываются морские илы для курорта Садгород.
На полуострове Муравьева- Амурского расположено много санаториев.
Границы и режим округов санитарной охраны курортной зоны, включая
морскую акваторию, установлены Постановлением Совета Министров РСФСР
No 458 от 11.10.83. Утечки нефти при ее перекачке на танкеры могут
привести к потере бальнеологических свойств грязей и снижению
рекреационно-бальнеологических ресурсов санаториев.
    ВОДООХРАННЫЕ ЗОНЫ
    Трасса нефтепровода пересекает реки и их притоки, занесенные в
Перечень к постановлению Совета Министров РСФСР No 554 от 26.10 73, а
также в Перечень к постановлению No 246 от 23.04.74, являющиеся местом
нереста лососевых рыб: Раздольная. Амба, Барабашевка (Монгугай),
Кедровая, Ананьевка.
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОРИДОРЫ
    Наиболее вредным воздействием трассы на биоразнообразие в случае
реализации проекта явится разрыв миграционных путей на двух существующих
экологических коридорах.
    Стрельниковский экологический коридор связывает животный мир
Сихотэ-Алиня (Россия) с горной системой Ваньдашань (КНР). Располагается
коридор на границе с КНР вблизи ее сочленения с северной границей
Приморского края. В случае прохождения трассы по варианту, предлагаемому
администрацией Приморского края, параллельно с Транссибом в 10 км от
государственной границы образуется еще одна полоса меридианального
направления, служащая препятствием для миграции крупных млекопитающих.
Для минимизации негативного воздействия трассы ее необходимо здесь
сделать заглубленной в грунт и пустить не самостоятельной линией, а
максимально приблизить к Транссибу.
    Барановский экологический коридор также имеет международное
значение и связывает животный мир Сихотэ-Алиня, в том числе через
Уссурийский заповедник, с Юго-Западным Приморьем (горной системой
Восточно-Маньчжурских гор), где располагаются заказники Барсовый и
Борисовское плато, обеспечивающие жизнеспособность популяций
дальневосточного леопарда и амурского тигра. Для минимизации
негативного воздействия трассы ее необходимо пустить от с. Баневурово
на юг по левому борту долины реки Раздольная вдоль насыпи железной
дороги (Транссиб), слева (восточнее) от неё, для использования насыпи в
качестве дамбы, до с. Раздольного и в районе существующего моста
пересечь долину указанной реки. Трасса должна быть заглубленной в грунт.
    ВЫВОДЫ
    Таким образом, проектируемая трасса нефтепровода окажет определенное
негативное воздействие на существующую систему особо охраняемых природных
территорий и водоохранные зоны лососевых рек. В целом, трасса нефтепровода
на полуостров Ломоносова нанесет значительно больший экологический вред,
чем первоначальный вариант трассы на Находку.
     Эксперт, к.г.-м.н. Ю.И.Берсенев
    "Нефтедобыче - общественный контроль", No 3, март 2003 г.
                   isarrfe@vlad.ru

     ДЕЙСТВИЕ
     Дорогие друзья!
     Хочу проинформировать вас об акции в защиту Тункинского нац.парка.
     К 1 апреля нашей организацией было собрано в Иркутске и отправлено
Президенту Республики Бурятия Леониду Васильевичу Потапову (копии -
М.М.Касьянову) подписи 1654 человек, поддержавших обращение общественных
экологических организаций в защиту Тункинского национального парка от
вывода земель для строительства нефтепровода.
    Кроме того, по нашим данным, Президенту Республики Бурятия были
отправлены письма из Читинской области (подписало 128 человек), из Украины
(30 человек). Также в результате международной кампании в адрес Президента
Республики Бурятия были отправлены письма с подписями 695 граждан 60 стран
мира (собраны Proact Internationalа), ещё 7 граждан из разных стран
отправили письма самостоятельно.
    Как будут решаться вопросы строительства трубопроводов Правительством
РФ, для нас полной ясности нет. По данным сайта Транснефти, М.Касьянов 14
марта заявил прессе о том, что принято принципиальное решение о
строительстве нефтепровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин и
до 1 мая Правительство определится с конкретным маршрутом. Однако из
Ангарска в Перевозную можно проложить маршрут как по югу Байкала, так
и по северу, в любом случае через водосборный бассейн участка
Всемирного природного наследия. Наша организация зарегистрировала
общественную экологическую экспертизу проекта Транснефти (северный
вариант). Однако до сих пор Транснефть нам не представила документы
для экспертизы. Все жалобы, направленные разными организациями
в Генеральную прокуратуру, скатились не по месту нахождения
Транснефти, а по месту нахождения нашей организации - в прокуратуру
Иркутской области.
    С.Вайншток не выполнил своего обещания, данного Э.Панфиловой, о том,
что материалы проекта будут переданы на общественную экологическую
экспертизу.
    Необходимо требовать от МПР, чтобы не проводили государственную
экологическую экспертизу "северного" варианта до тех пор, пока
общественные организации не смогут познакомиться с проектом.
    В принципе наши требования к нефтяникам просты - самый
природосберегающий маршрут, самые последние достижения науки и техники
для экологической безопасности, достаточный мониторинг состояния
трубы, чтобы вовремя заметить утечки, страхование на случай аварий,
соответствующая компенсация местному населению, и т.д.
    Соответствие требованиям должно быть установлено независимыми
экспертизами и общественными слушаниями (лучше междунароными и
обязательно во всех населенных пунктах по маршруту). Это значит, что
труба станет раз в 10 дороже. Думаю, что мы можем требовать уважительного
отношения к себе и природе. Предлагаю  выработать эти требования и принять
на очередной конференции МСоЭС.
    От имени местных жителей и нашей организации благодарю всех, кто
нашел время откликнуться на наши проблемы.
    Всего доброго!
    Сопредседатель ИРОО "Байкальская Экологическая Волна"
           М.П.Рихванова, marina@baikalwave.eu.org, 9 апреля 2003 г.

Перейти к началу страницы