Журнал "Индекс" >> Преступления войны >> Статьи

Международный вооруженный конфликт и вооруженный конфликт немеждународного характера
Стивен Р. Ратнер

Статья из книги "Военные преступления. Это надо знать всем", которая вскоре выйдет в издательстве "Текст" (Москва). Переводчики О.А.Варшавер, С.Б.Ильин. Редактор-консультант Л.А.Резниченко. Научный редактор проф. Ю.М. Колосов.

"Деление мирового сообщества на национальные и международные единицы произвольно", - утверждает ученый-политолог Джон Бёртон, но именно этим делением в основном и руководствуется международное гуманитарное право.

Поскольку традиционные законы войны - и законы о военных преступлениях - относились исключительно к межгосударственным конфликтам, государствам, обвинявшим друг друга в их нарушении или совершении военных преступлений, было необходимо квалифицировать конфликт как действительно международный, а не внутренний. К примеру, практически все аспекты Женевских Конвенций и Дополнительного протокола I касаются исключительно международных конфликтов. Они применимы "в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта [между государствами] даже в том случае, если одно из них не признает состояния войны", равно как и "во всех случаях оккупации всей или части территории [государства], даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления". Легко квалифицировать случаи вторжения, нападения, артиллерийской бомбардировки или воздушного налета, осуществляемые одним государством против другого; но в более трудных случаях воюющие стороны и государства, наблюдающие за ситуацией, могут иметь различные точки зрения.

Одним из таких сложных, но крайне типичных в наше время случаев является гражданская война с иностранным вмешательством или провокацией, но без участия иностранного государства в классических военных действиях. Каков должен быть уровень иностранного вмешательства в случаях, подобных Боснии или Заиру, чтобы Женевские Конвенции оказались применимы? Международное право не предлагает точного ответа на этот вопрос. Международный Суд считает, что иностранное государство ответственно за действия одной из сторон в гражданской войне, если (a) эта сторона de facto является агентом данного государства или (б) данное государство иным образом приказывает этой стороне совершить определенные действия. В решении по делу Тадича в 1997 Трибунал ООН по бывшей Югославии определил, что соответствие критерию исполнения роли агента иностранного государства de facto автоматически влечет применимость Женевских Конвенций, однако счел, что в данном конкретном случае сербская армия не выступала в качестве de facto агента Сербии, и Сербия, таким образом, не была участником конфликта; соответственно, к данному случаю конвенции не применимы. Комментарий МККК к Женевским Конвенциям предлагает снизить порог, сосредоточив основное внимание на том, кто принял решение, приведшее к противоправным действиям. Этот вопрос по-прежнему не урегулирован.

Юридические последствия квалификации того или иного конфликта как конфликта немеждународного характера весьма серьезны. Во-первых, в случае гражданских войн Женевские Конвенции обеспечивают лишь самую элементарную защиту - через статью 3, общую для всех конвенций. Эта статья запрещает определенные вопиющие нарушения человеческого достоинства, такие, как убийство, пытки, жестокое обращение и захват заложников. Во-вторых, Дополнительный протокол II от 1977 года, который рассматривает именно конфликты немеждународного характера, обеспечивает при таких конфликтах значительно менее высокий уровень защиты, чем Женевские Конвенции в случае конфликтов международных. В-третьих, в случае преследования виновных в военных преступлениях конвенции предусматривают уголовную ответственность только за нарушения, совершенные в ходе международных вооруженных конфликтов.

Тем не менее события последнего времени показали, что можно привлекать к ответственности и за военные преступления, совершенные в ходе конфликтов немеждународного характера, не устанавливая какой бы то ни было их связи с конфликтом международным, а опираясь на специальные статуты и обычное международное право. Во-первых, Статут Трибунала по Руанде в явном виде наделяет суд юрисдикцией в отношении серьезных нарушений общей для всех конвенций статьи 3 и Дополнительного протокола II; во-вторых, Трибунал по Югославии толкует свой Статут таким образом, что наделяет себя юрисдикцией в отношении серьезных нарушений общей статьи 3 и других серьезных нарушений законов и обычаев войны в случае конфликта немеждународного характера; и в-третьих, Статут Международного Уголовного Суда специально предусматривает уголовное наказание за многие действия, совершаемые в конфликтах не носящих международного характера.

Общая Статья 3 Женевских Конвенций от 12 августа 1949 года

Статья 3, текст которой повторяется во всех четырех Женевских Конвенциях, - единственная часть конвенций, применимая именно в вооруженных конфликтах немеждународного характера. Его иногда называют "договором в миниатюре". Там определяются минимальная защита и стандарты поведения, которых обязано придерживаться государство и его вооруженные противники. Дополнительный протокол II от 1977 года также охватывает случаи внутренних конфликтов, но к нему присоединилось значительно меньше государств, чем к Конвенциям 1949 года. Защита, которую предусматривает статья 3, составляет основу международного гуманитарного права.

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

b) взятие заложников;

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение;

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.


Журнал "Индекс" >> Преступления войны >> Статьи