Журнал "Индекс" >> Преступления войны >> Статьи

Этнические чистки
Роджер Коэн

Босния, 1993 год

Жизнь Хибы Мехмедович, боснийской мусульманки, разбилась 31 мая 1992 года, вскоре после начала войны в Боснии. Трое вооруженных автоматами сербов ворвались в дом Хибы и увели двух ее сыновей, Кемала и Недзада, и больше она их не видела. Несколько недель спустя и саму ее посадили под дулом пистолета в автобус, отвезли к границе, лежащей к западу от ее родного города Власеница, и там бросили.

Она потащилась на удерживаемую правительством территорию. Когда я обнаружил ее на полу детского сада в городе Кладань, она уже была сломленным человеком, символом войны: плачущая, запуганная - часть безрадостного потока мусульман, изгнанных из их домов, человеческих обломков, разбросанных по полам пустых зданий. Отсутствующий взгляд ее говорил о бессмысленности существования. Перед войной во Власенице жило 18 699 мусульман, почти 60 процентов всего ее населения. Сейчас не осталось ни одного.

Этнические чистки - использование силы или запугивания для устранения из определенных районов людей, принадлежащих к некой этнической или религиозной группе, - были центральным фактом войн, сопровождавших распад Югославии. У этой практики имеется собственный метод: террор. У нее есть свой запах: нищенское зловоние беженцев. Есть и свой облик: развалины опустошенных домов. Цель ее состоит в том, чтобы гарантировать - посредством убийств, разрушений, угроз и унижений - невозможность возвращения.

Югославия и ее боснийское сердце представляли собой мосты между различными нациями. Однако за четыре года войны места, в которых происходило смешение народов, обратились в места унылой этнической однородности, поскольку более 1,5 миллиона людей было согнано со своих мест во имя расистской идеологии. В ходе одной только, хоть и наиболее опустошительной, вспышки насилия - между апрелем и августом 1992 года - сербы изгнали с территории, составляющей семьдесят процентов Боснии, более 700 000 мусульман.

Такие массовые депортации не являются новостью в нашем столетии - столетии этнической инженерии. Греков изгоняли из Турции, турков из Греции, сербов из фашистской Хорватии 1941 - 1945 годов, евреев из гитлеровской Европы, этнических немцев из послевоенной Чехословакии, палестинцев с оккупированных территорий. Волны изгнания этнических и религиозных групп накатывались одна за другой, часто сопровождаясь физическим устранением и ужасающим насилием или, как в случае с евреями, геноцидом.

"Этнические чистки" - это общий термин, название, не закрепленное за каким-либо конкретным преступлением, но охватывающее множество уголовных преступлений. В докладе Комиссии экспертов Организации Объединенных Наций, представленном в январе 1993 года Совету Безопасности, "этнические чистки" определяются как "приведение территории в этнически однородное состояние посредством использования силы и запугивания для удаления с территории определенных групп". В докладе говорится, что в бывшей Югославии этнические чистки производились на фоне убийств, пыток, произвольных арестов и задержаний, внесудебных казней, изнасилований и сексуальных посягательств, лишения гражданского населения свободы, умышленных военных нападений на гражданских лиц и места проживания гражданского населения и бессмысленного уничтожения имущества. В окончательном отчете Комиссии, представленном в мае 1994 года, к этому были добавлены следующие преступления: массовые убийства, жестокое обращение с взятыми под стражу гражданскими лицами и военнопленными, использование гражданских лиц в качестве "живого щита" (прикрытия), уничтожение культурных ценностей, ограбления отдельных лиц и нападения на больницы, медицинский персонал и на места, отмеченные эмблемой Красного Креста или Красного полумесяца.

Лица, совершающие подобные преступления, должны нести персональную уголовную ответственность, а военным и политическим лидерам, которые проводят такого рода политику "в добавление к обвинениям в тяжком нарушении Женевских Конвенций и в других нарушениях международного гуманитарного права также вменяются в вину геноцид и преступления против человечности", - говорится в докладе 1994 года.

Международное право занялось вопросом систематического изгнания гражданских лиц и связанной с ним варварской практики после Второй мировой войны. Статья 49 Четвертой Женевской Конвенции 1949 года запрещает "по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого Государства". Такие действия представляют собой серьезные ["тяжкие"] нарушения Четвертой Конвенции - особо тяжкие военные преступления.

Согласно Четвертой Женевской Конвенции, только соображения безопасности гражданского населения или настоятельные военные причины могут служить оправданием эвакуации гражданского населения с оккупированной территории. Принятый в 1977 году Дополнительный протокол II распространил эту норму на гражданских лиц, втянутых в вооруженный конфликт немеждународного характера. В Боснии, где сербы поначалу пользовались ошеломляющим военным превосходством, отсутствовали какие-либо доказательства в пользу того, что насильственное перемещение мусульманских мужчин, женщин и детей диктуется такими соображениями. Перо Попович, охранник концентрационного лагеря Сусика во Власенице как-то сказал мне: "Наша цель состоит попросту в том, чтобы избавиться от мусульман".

Статья 49 применяется в случае международных конфликтов. Я сопровождал достаточное число сербских воинских частей, пересекавших границу Сербии с Боснией, чтобы не испытывать никаких сомнений относительно того, что эта война была организована, финансируема и руководима Белградом. Но даже если рассматривать войну в Боснии как гражданскую войну, ведомую населяющими страну сербами, боснийцами и хорватами,- насильственные изгнания являются нарушением общей статьи 3 всех четырех Женевских Конвенций, применяемой в случае "конфликта немеждународного характера".

В этой статье говорится, что "лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях", должно при любых обстоятельствах обеспечиваться "гуманное обращение без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения". Она запрещает "оскорбительное и унижающее обращение" и "посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность", в частности "всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания".

Не следует забывать и о Нюрнбергском Статуте. Его статья 6 определяет "преступления против человечности" как включающие в себя "убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны". К тому же Нюрнберг дал ясно понять, что перемещение населения является военным преступлением.

Самым дорогим достоянием госпожи Мехмедович были фотографии ее сыновей, которым, когда их выволокли из дома, было - одному двадцать семь, а другому двадцать пять лет. Я показал эти фотографии Поповичу, уже упомянутому мной сербу-охраннику из Власеницы. По одному только выражению его лица можно было безошибочно сказать, что он узнал изображенных на фотографиях людей. Попович сказал мне, что обоих казнили в лагере Сусика.


Журнал "Индекс" >> Преступления войны >> Статьи