Журнал "Индекс" >> Преступления войны >> Статьи

Депортация
Рой Гутмэн

Статья из книги "Военные преступления. Это надо знать всем", которая вскоре выйдет в издательстве "Текст" (Москва). Переводчики О.А.Варшавер, С.Б.Ильин. Редактор-консультант Л.А.Резниченко. Научный редактор проф. Ю.М. Колосов.

Пассажирский поезд из восемнадцати вагонов подошел к маленькой станции Палика, что в Северной Сербии, со скрежетом остановился и изверг из себя тысячу восемьсот мужчин, женщин и детей, безвылазно проведших в нем уже четверо суток. То были жители деревни Козлук в Восточной Боснии.

В конце июня 1992 года два танка югославской армии вползли в центр деревни и угрожающе навели орудия на стоявшие здесь уютные дома. Жителям деревни предложили выбор: либо они уходят, либо деревня будет разрушена. После того как жители подписали документы о передаче своего имущества сербским властям, многие из них перешли по переброшенному через Дрину мосту в соседнюю Сербию, где пограничники сказали им, что вернуться в Боснию они не смогут. Других отправили автобусами в сербский город Самач и там пересадили в поезд. Правительство Слободана Милошевича предоставило поезда сербской государственной железной дороги, намереваясь депортировать жителей Козлука в Австрию, но, поскольку проездные документы имелись лишь у немногих из них, Венгрия отказалась разрешить им транзитом доехать до Австрии.

Индивидуальные или массовые депортации были признаны учрежденными после Второй мировой войны Нюрнбергскими трибуналами военными преступлениями и преступлениями против человечности, они также признаны военными преступлениями Женевскими Конвенциями 1949 года. Если же в ходе их осуществления значительное число людей лишается жизни, то, по утверждению правоведа Альфреда де Зайяс из университета Ратджерса депортация может рассматриваться как геноцид, который состоит в намерении причинить вред или уничтожить, целиком или частично, отобранную по национальному, этническому, расовому или религиозному признаку группу людей.

До Второй мировой войны депортации в прямой форме не запрещались. Гаагские Конвенции 1907 года не содержат упоминания о них, поскольку массовые высылки "повсеместно отвергались, как не отвечающие даже минимальным нормам цивилизованности и потому не требующие специального запрета", как писал правовед Шварценбергер.

Нацистский режим Гитлера выслал из Эльзас-Лотарингии в вишисткую Францию более 100 000 французов и более миллиона поляков - из западных областей оккупированной Польши в управляемое немцами "Польское генерал-губернаторство". Германия депортировала также 12 миллионов людей не немецкой национальности, принудив их работать в немецкой экономике военного времени.

Нюрнбергский трибунал несколько раз осудил практику "германизации" оккупированных или аннексированных территорий, то есть перемещение на них некоторой части населения Германии, равно как и депортацию гражданских лиц из одного оккупированного района в другой или в Германию. Он постановил, что депортации людей в Германию с целью использования рабского труда были "не только явным пренебрежением к укоренившимся нормам международного права, но и полным неуважением элементарных велений человечности".

Однако в государствах, где к власти пришли коммунисты - в Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии и Восточной Германии, - победившие союзники прибегли к практике нацистов, депортировав после Второй мировой войны на запад около 15 миллионов этнических немцев. По некоторым оценкам, при этом умерло от 2 до 3 миллионов человек.

Четвертая Женевская Конвенция 1949 года прямо запрещает депортации в условиях войны. "Воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого Государства независимо от того, оккупированы они или нет". Запрещается также и распространенная практика, при осуществлении которой оккупирующая держава депортирует или перемещает часть своего гражданского населения на территорию оккупированной ею страны. Конвенция допускает "полную или частичную эвакуацию" какого-либо района, когда этого требуют "безопасность населения или особо веские соображения военного характера"; перемещать население позволяется лишь в глубь оккупированной территории, "за исключением случаев, когда это практически невозможно", однако эвакуированные гражданские лица должны быть возвращены в свои дома, "немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены".

Произведенная Ираком депортация кувейтцев в Иран и переселение иракцев в Кувейт была осуждена специальным постановлением Совета Безопасности ООН. "Этнические чистки" в Боснии, которыми сербы занимались в 1992 - 1995 годах, также квалифицируются как преступления против человечности и военные преступления. Депортация Израилем палестинцев с оккупированных территорий также является с точки зрения Соединенных Штатов, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН и МККК нарушением Женевских Конвенций. Израиль утверждает, что Конвенция не распространяется в правовом отношении на его действия на занятых территориях, но что он добровольно и по собственному почину придерживается ее "гуманитарных положений", не указывая, однако, какие именно положения он имеет в виду.

Пять тысяч жителей Козлука оказались наиболее удачливыми из всех боснийских мусульман - большинство их смогло пережить высылку. Члены многих семей в конце концов попали в Австрию, где они живут на положении беженцев, а мужчины вернулись, чтобы сражаться на стороне боснийского правительства. Их изгнание с самого начала не задумывалось как "временная эвакуация". До середины 1998 года никто так и не вернулся в свои дома в Козлуке.


Журнал "Индекс" >> Преступления войны >> Статьи