Главная страница Содержание номера |
Борис Дубин
О технике
упрощенчества.
Говоря о цензуре, я имею сейчас в виду централизованную практику контроля - отбора, запрета, разрешения - лишь в одной области, которую просто лучше знаю. Речь о писаных и неписаных нормах распространения научных идей и художественных образцов. Верней, об ограничениях доступа публики к этим образцам и идеям со стороны государства, во имя государственных интересов и его же - государства - средствами. (Впрочем, как станет ясно позднее, разговор не только о распространении и доступности этих образцов и идей для читателей, зрителей, слушателей, но и о самом их создании авторами: цензурные барьеры - не вне нас, они - в нас самих, они - это мы сами, какими себя сделали и приняли.) Ни бдение над непогрешимостью священной особы венценосца, ни охрана ключевых секретов военной стратегии, равно как закулисные тайны дипломатии и заботы духовной цензуры меня здесь интересовать не будут. Этим сразу обрисовываются две точки (две общественные инстанции, публичные роли, два типа социальных групп со своими ресурсами, авторитетом, ролью), которые в данном случае, по поводу и на материале научных идей и художественных образцов взаимодействуют. С одной стороны, интеллектуальная элита, производящая новые модели опыта, мысли, чувства, понимания, выражения. С другой - облеченные государственной властью блюстители порядка, они же распределители оценок сделанному, а далее - распорядители вознаграждений и санкций за заслуги и нарушения.
Дело первых - а интеллектуалы как самостоятельный и влиятельный общественный слой сложились в Европе эпохи Просвещения и вслед за нею - создавать и выносить на обсуждение прежде не существовавшие или недовоплощенные точки зрения в любой
Задача вторых (а цензура как общесоциальный институт оформляется на Западе вместе со становлением политических идеологий и
Назовем это антропологическим измерением цензуры. Наиболее жесткому контролю и усечению подвергаются здесь два уровня образов, идей, черт личности, мотивов поведения: так сказать, природа и сверхприрода человека. Речь идет о "верхней" границе человеческого - высших ценностях, идеальных образцах (отсюда - цензура духовная, а потом, в пореволюционных условиях будь то Франции, России или Албании, - антирелигиозная). И о "нижнем" пределе - телесности человека, обо всем, что вытеснено в интимное и связано, прежде всего, с полом (отсюда - цензура моральная, проблема и осуждение "непристойности", "порнографии" и т.д.).
Попытки вычеркнуть и обесценить обе эти сферы в советскую эпоху, вытеснить их из школы, средств массовой коммуникации, из языка искусства, лишить признанных средств обсуждения, понятно, не дали желаемых результатов, хотя пропагандистская машина была запущена гигантская и работала вроде бы бесперебойно. Но на уровне общественных нравов эти попытки (их иногда сравнивают, соответственно, с лоботомией и кастрацией) сказались самым разрушительным образом. Они примитивизировали не только публичную, но и частную жизнь. Обиходное низкое представление о человеке и движущих им мотивах, равно как общепринятый в быту мат с его символикой унижения, изнасилованности и перверсий, самые явные последствия работы всего этого огромного "понижающего трансформатора". Кажется, реже замечают другое: торжество той же "ставки на понижение" не просто в официальном и закулисном языке советской власти, но и в постсоветском искусстве, взять ли его соцартовский, чернушный или стебный варианты. Сюда же я бы отнес и совсем уже новейший - гримирующийся под "молодежный" - неосоветский и неопатриотический стеб "общественных" ли, государственных ли каналов нынешней массовой коммуникации. Эта смысловая интонация, тип ее носителя в последние
И это не случайность, а системное качество, свойство целого, пусть и распадающегося. Нынешний дефицит новых идей в науке и самостоятельных, не прячущихся под постмодернистское крылышко, образцов в искусстве - следствие той же прежней дефицитарности, одного из главных принципов организации советского общества, экономики, культуры (и импотентности его признанных "элит", как властвующих, так и творческих). А за этой вчерашней и позавчерашней дефицитарностью - вся система советского социума, антропологическая структура советского человека, усвоенные на уровне самых общих, уже анонимных, само собой разумеющихся и не продумываемых, не обсуждаемых теперь стандартов, первичных представлений, расхожих оценок. Кстати, сама неожиданность - воспринимаемая как "катастрофичность" - всех этих постепенно обнаруживающихся дефицитов для большинства членов общества (включая интеллектуальное сообщество) говорит о том, что советский тип социального устройства и цензура как его рабочее звено представлялся большинству социальных субъектов нормальным. Если он и не был для всех оправданным, то все же для многих и многих представал безальтернативным.
А это значит, что принцип "положенного" и "неположенного", ось власти (и цензуры как техники для реализации идеологической программы власти, для защиты позиций и привилегий групп, которые теряют влиятельность и авторитет) постоянно так или иначе присутствовали в повседневных действиях, замыслах, планах, оценках членов социума. Разумеется, это относится и к интеллектуальному сообществу, к слою типовых служащих с высшим образованием, будь его представители писателями или научными сотрудниками, учителями или библиотекарями, живописцами или работниками издательств (а редактор, как правило, нес, наряду с общепедагогическими - уровень грамотности! - именно цензорские функции).
Другой осью системы была ось подконтрольности, одинаковости, приниженности, "равенства в рабстве", по выражению Токвиля. На осмотрительной игре ("вы же понимаете...") символами то иерархии, то равенства, кодами то официального "кесарева", то частного, "богова" порядка, подстановками то "мы", то "они", принятием то той, то другой точки зрения на себя и партнера строилось не только внешнее поведение, но и самосознание, если, конечно, брать его общераспространенную норму. Учились этим общим и общепринятым правилам (а других правил такого уровня универсальности не было!) в ходе взросления - во дворе и дома, в школе и на работе. И умели ими пользоваться все, от мала до велика. О том, сколько позитивного было связано с этим, как казалось, "внешним давлением", со всем то подлаживанием, то противостоянием интеллектуалов цензорам (притом, что они были людьми одного воспитания и круга, а местами и функциями могли меняться и не так редко взаправду менялись!), свидетельствуют в последние годы и прямые высказывания благодарности цензуре, и косвенные настроения дезориентировки, растерянности многих авторов, когда, кажется, нет уже ни давнего гнета, ни недавнего эйфорического подъема...
Подытоживая совсем коротко, цензура - не эксцесс, а часть системы, которая абсолютным большинством общества так или иначе принималась, немалым числом даже считалась естественной, а нередких не просто кормила, но и прикармливала. Так что для очень и очень многих - признают они это вслух и про себя или нет - система эта, и не только в виде ностальгии и фантомных болей, значима и сегодня. Стало быть,