Index Главная страница
Содержание номера

Лев Левинсон
ответственный секретарь Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации.

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ"

Смысловой комментарий

     В ходе публичных дебатов по проблеме наркотиков, состоявшихся 28 февраля в музее Сахарова, один из выступавших наркологов, доктор Юрий Валентик, отвечая на вопрос, приходилось ли ему самому употреблять (или хотя бы пробовать) наркотики, сказал, что приходилось, но только разрешенные: табак, алкоголь, чай, кофе. И заверил собравшихся, что вряд ли человечество согласится расстаться со всем этим полюбившимся ему "злом".
     Но ведь за тот же табак царь Алексей Михайлович велел рвать ноздри нюхальщикам и губы кладущим за губу. А затем, в XVIII веке, в России не менее строго каралось потребление кофе. Сторонники "правильного питания" и сегодня расскажут вам о кофе и чае столько ужасного, что, приди они к власти, эти "сверхлегкие наркотики" несомненно были бы приравнены к героину.
     И то, что сегодня человека можно сгноить в лагере за один грамм гашиша, столь же бессмысленно и безбожно. Потому что не наука, не медицина и, самое главное, не человек, делающий выбор, а государство считает себя вправе решать, что можно, что наркотик, что тонизирующий напиток, что опиум для народа, где вечное блаженство. Пугают привыканием к марихуане, говорят о якобы неминуемом соскальзывании с легких наркотиков на тяжелые и не запрещают при этом рекламу табака.
     Пугают расползанием наркомании, как заразной болезни, но не призывают насильственно изолировать больных гриппом. Цель информационного удара одна: оправдать откровенно репрессивные, неправовые нормы Закона, направленного не против наркомафии и не против наркомании, а против людей - наркоманов. И не только против них: наркотик уже стал (а с началом действия Закона это может дойти до диких масштабов) излюбленным полицейским инструментом против любого человека, против каждого из нас. Нет числа подсыпанным, подброшенным, случайно обнаруженным в кармане задержанного наркотикам. Маленький пакетик оправдывает любое задержание.
     Зашивайте карманы. Но есть все же одна категория российских граждан, которая по новому Закону будет спокойно перемещать, продавать и покупать наркотики - это "органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность". Преследуя, как обычно, общественно полезные цели, менты и гэбисты могут теперь вволю оттягиваться на том, что на языке Закона зовется "оперативным внедрением", "контролируемой поставкой", "проверочной закупкой", а также "сравнительным исследованием".
     Но не только эту цель - сколь она ни грандиозна - преследует Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Вторая, не менее важная задача сформулирована в одобренной указом президента 17 декабря 1997 года Концепции национальной безопасности и сводится к воссозданию полицейского государства и разложению правового поля. В том числе - как говорится в Концепции - путем борьбы с преступностью с помощью "мер правового, специального и иного характера". Закон о наркотиках, весь состоящий из "иных и специальных" методов, - прочное звено в цепи, которой скуют и уже сковывают гражданское общество.
     "Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача".
     "Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование."
     "Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения ... по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера".
     "Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров".
     Тем, кто уже, предвкушая охоту на волков, потирает руки, полезно было бы знать, что не только содержимое ржавого шприца, но и их семейный безобидный йогурт может вдруг оказаться наркотиком. Вернее, его аналогом. Дадим слово специалисту, заведующему лабораторией криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Минюста России Ю.М. Воронкову: "Толкование термина "аналоги" дается недостаточно четко.
     Более того, в приводимой редакции оно может привести к ошибочному отнесению к числу наркотических или психотропных средств (веществ) некоторых объектов, таковыми не являющихся, на том лишь основании, что какой- то специалист, эксперт и т.д. будет считать, что их "химическая структура и свойства ... сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств, психоактивное действие которых они воспроизводят". Целесообразно было бы термин "аналоги" вообще исключить из Закона". (Из отзыва на Закон, подготовленного для Независимого экспертно-правового совета). "Аналоги" действительно исключены.
     Только не из Закона, а вообще из жизни: "Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ" - то есть неизвестно чего - "в Российской Федерации запрещается". Сначала были секты. Миллионы зомбированных юношей и девушек с расширенными зрачками. Теперь наркотики. И еще больше миллионов с еще больше расширенными зрачками.Те преисподние власти и силы, на чьих костях мы по наивности покатались, снова вокруг нас, заходят с краю, под одобрительный гул обывателей.

    Правовой комментарий

     Конечно, здесь следует написать, что в наркотиках нет ничего хорошего. Но мы снова застываем в цементе большой зоны.Федеральный Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", вступивший в силу 15 апреля 1998 года, противоречит Конституции Российской Федерации, носит репрессивный и неправовой характер. В нарушение требований Конституции РФ, Закон устанавливает возможность существенных ограничений прав и свобод человека исполнительной властью (Правительством РФ, а также непосредственно МВД и Минздравом России), а не федеральным законом. Тем самым антиконституционно узаконивается неправовое ограничение прав и свобод. Согласно Закону Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утверждается Правительством по представлению МВД и Минздрава. Также Правительством устанавливается порядок внесения изменений и дополнений в Перечень.
     Учитывая, что Закон запрещает любой оборот и потребление наркотиков (кроме использования в медицинских, научных, учебных, экспертных и оперативно-розыскных целях), а также в связи с существующей уголовной ответственностью за приобретение, хранение и другие операции с наркотиками, Перечень, как ограничивающий права и свободы, может утверждаться только федеральным законом. Согласно вступающему в силу Закону, решением Правительства могут быть включены в Перечень и такие наркотические средства, как табак, алкоголь, кофе. Также к ведению Правительства (а не федерального закона) Закон. относит принятие решений о запрете культивирования конкретных сортов конопли "и других растений" (?), что также, вопреки установленному Конституцией порядку, ограничивает права юридических и физических лиц и может привести к произвольным, но заранее разрешенным законодателем запретам и санкциям.
     В Закон включено понятие "аналоги", позволяющее относить к наркотическим средствам и психотропным веществам любые объекты, таковыми не являющиеся, на том лишь основании, что какой-либо эксперт будет считать, что их "химическая структура и свойства сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят".Не внося никакой ясности в само определение "аналогов" (при этом указано, что они не входят в официальный Перечень наркотиков), законодатель напрочь запрещает "оборот аналогов" без каких-либо оговорок.Закон поручает Минздраву устанавливать "предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", содержащихся в препаратах с их "малым количеством". Описание термина "малые количества" в Законе отсутствует. Таким образом, сохраняется антиконституционный и незаконный порядок, существовавший и до вступления в силу Закона о наркотиках, по которому отнесение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ к небольшим, крупным и особо крупным размерам осуществляется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России под руководством академика Э.А. Бабаяна.
     Именно на основании Сводной таблицы, утверждаемой Бабаяном, выносятся судебные приговоры по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.Конституция России допускает ограничение федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон предусматривает принудительное медицинское освидетельствование. Порядок освидетельствования, которое не только, в силу своей обязательности, представляет ограничение прав и свобод человека, но может быть связано с принудительным помещением в стационар, Закон относит даже не к ведению Правительства (что также было бы недопустимо), а к совместному ведению МВД и Минздрава. Следовательно, Закон допускает, что лицо может быть подвергнуто принудительному помещению в стационар во внесудебном порядке на основании ведомственной инструкции.Обращает на себя внимание, что на принудительное медицинское освидетельствование по Закону может быть направлено лицо, "в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача".
     Формула "имеются достаточные основания полагать" (вместо необходимого в таких случаях указания "имеются факты") является неправовой и узаконивает откровенный произвол.Согласно Конституции РФ, "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь ... в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека", принимаются меры по развитию в равной степени государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Вопреки указанным конституционным нормам Закон нарушает равенство прав врачей, работающих в государственных и частных медицинских учреждениях, запрещая лечение больных наркоманией в частных медицинских учреждениях и использование наркотических средств в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей.Серьезные возражения вызывают также положения Закона, касающиеся использования наркотических средств и психотропных веществ в оперативно-розыскной деятельности, дающие лицам, осуществляющим эту деятельность, крайне широкие полномочия ("контролируемая поставка", "проверочная закупка", "сравнительное исследование" и др.). При этом не оговорено никаких условий и ограничений, защищающих права человека при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, и никакой специальной ответственности указанных лиц за возможные наушения и злоупотребления.