Index Главная страница
Содержание номера

Станислав Гроф
    Американский ученый чешского происхождения, более сорока лет занимающийся исследованиями необычных состояний сознания, один из основателей трансперсональной психологии. В настоящее время С.Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований.
    Многие работы С.Грофа переведены на русский язык и изданы в серии "Тексты трансперсональной психологии". Среди них: "Области бессознательного: данные исследований ЛСД", М., 1994; "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии", М., 1994; "Холотропное сознание", М., 1996; "Космическая игра: исследование рубежей сознания", М., 1997.

ВРАТА ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЫДЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

     ...Западные ученые считают свой подход к реальности и психологическим явлениям высшим и "находящимся вне тени всякого сомнения", вынося в то же время суждения о других точках зрения как о низших, наивных и примитивных. Согласно второму традиционно академическому подходу <...> принимаются в расчет только те наблюдения и переживания, которые постигаются посредством пяти чувств в обычном состоянии сознания.
     <...> Описывать и исследовать радикальные перемены в понимании сознания, человеческой психики и природы самой реальности становится необходимым, когда мы обращаем внимание на описание необычных состояний, как это делалось в культурах, существовавших до нас. Здесь не имеет большого значения, вызываются ли эти состояния практикой медитации, сеансом эмпирической психотерапии, спонтанным психодуховным кризисом, околосмертным опытом или же употреблением психоделического вещества. <...> Для всех них общим является то, что они представляют собой решительный вызов традиционным способам мышления и предлагают совершенно новый взгляд на реальность и на нашу жизнь.
     К новому пониманию сознания может привести множество различных путей. Мой путь начался в Праге, столице Чехословакии в конце 40-х годов, вскоре после того, как я закончил среднюю школу. Один мой приятель дал мне почитать "Вступительные лекции по психоанализу" Зигмунда Фрейда. Буквально через несколько дней я принял решение пойти учиться в медицинскую школу.
     Чем больше я знакомился с психоанализом, тем меньше у меня оставалось иллюзий. Все прочитанные мной труды Фрейда и его последователей представили мне убедительные объяснения относительно ментальной жизни. Но я не мог понять, почему столь блестящая концептуальная система не дает впечатляющих клинических результатов.
     Примерно в то время, когда я мучился этой проблемой, на факультет, где я работал, пришла посылка из швейцарской фармацевтической лаборатории "Сандоз". В ней были образцы экспериментального вещества, носящего название ЛСД-25, которое, как было сказано, обладало замечательными психоактивными свойствами. И в 1956 году я стал одним из первых "подопытных кроликов" при испытании этого препарата.
     Мой первый сеанс с ЛСД радикально изменил мою личную и профессиональную жизнь. Я испытал необычное столкновение с собственным подсознанием, и этот опыт сразу погасил во мне былой интерес к фрейдистскому психоанализу. Мне была показана фантастическая игра красочных видений, как абстрактных и геометрических, так и наделенных символическим смыслом. Я ощутил наплыв эмоций такой силы, что мне и не снилось.
     <...> Я был захвачен свечением, которое, как казалось, можно было сравнить только со светом в эпицентре атомного взрыва или же со сверхъестественным светом, появляющимся в момент смерти, о котором говорится в восточных писаниях. Этот световой взрыв вышвырнул меня из тела. Я потерял всякое осознание себя как научного ассистента, лаборатории и всего, что касалось моей студенческой жизни в Праге. Мне казалось, что мое сознание вырвалось в космические измерения.
     Я обнаружил, что проталкиваюсь в центр космической драмы, которую прежде не мог вообразить себе даже в самых бурных своих фантазиях. Я пережил Большой взрыв, проносился сквозь черные и белые дыры Вселенной, и мое сознание становилось чем-то вроде взрывающихся сверхновых, пульсаров, квазаров и других космических объектов. <...> Несмотря на то, что в справочниках по психиатрии такие состояния определялись как проявления серьезной патологии, я знал, что переживание это было не результатом психоза, вызванного приемом психоактивного вещества, а мимолетным взглядом на мир, находящийся за пределами нашего обычного сознания.
     Даже в самых ярких и убедительных глубинах этого переживания я видел иронию и парадокс ситуации: само Божественное предстало передо мной и завладело моей жизнью в современной лаборатории во время серьезного научного эксперимента, проводимого в коммунистической стране с веществом, произведенным химиком двадцатого столетия. <...>
     Мои пациенты переживали психологическую смерть и возрождение, ощущая единство со всем человечеством, природой и космосом. <...> Во время сеансов с самыми глубокими погружениями переживания пациентов были связаны с людьми, местами и вещами, с которым пациенты никогда не соприкасались. То есть они никогда о них не читали, никогда не видели их изображений и ничего о них не слышали, но теперь переживали их так, будто это происходило в настоящем.
     Откровенно говоря, это было время, когда я, столкнувшись лицом к лицу с фактами, которым не мог дать рационального объяснения и которые подрывали мою систему убеждений и мое научное мировоззрение, ощутил сильное беспокойство и страх.
     Затем, когда я получше познакомился с этими переживаниями, мне стало ясно, что все засвидетельствованное мною является нормальным и естественным проявлением глубинных сфер человеческой психики.
     Начав это исследование как убежденный материалист и атеист, я должен был предстать перед тем фактом, что духовное измерение в человеческой психике и в универсальной форме бытия является основополагающим моментом. Я чувствую по себе, что знакомство с этим измерением и культивирование его является существенной и желаемой частью нашей жизни; это, возможно, даже решающий фактор нашего выживания на планете.
     Обычно, когда мы думаем, каким образом мы могли бы изменить мир к лучшему, мы думаем, как уничтожить то, что мы считаем черным и злым. Но людям, прошедшим через инсайт, через эти внутренние озарения, становится ясно, что мы должны найти для этих темных злых сил сил другой, менее деструктивный способ реализации. И один из способов - перевести эти энергии во внутренний план, исследовать и трансформировать их внутри нас и не позволять им бесконтрольно манифестироваться в окружающем мире. Но есть и другие способы - например, виртуальная реальность.Создать некие формы виртуального искусства, которые бы обеспечивали очищение, катарсис. Рецепт любого голливудского боевика - это драма, замешанная на сексе и смерти. Персонажи этих боевиков находятся в определенной стадии трансформации, если выразить это в терминологии трансперсональной психологии: в стадии третьей пренатальной матрицы. Все эти боевики будят эмоции зрителя, но не дают им выхода, не дают катарсиса. Люди, прошедшие через инсайт, полагают, что в будущем в случае каких-то глобальных кризисов человечество сумеет найти выход для архетипических эмоций, некую безопасную реализацию, в том числе и в виртуальной реальности. В расчет будет приниматься психическая и духовная составляющая.