Главная страница Содержание номера |
Евгений Черноусов
адвокат Межреспубликанской коллегии
адвокатов,
МЫ ВСЕ В ГРУППЕ РИСКА
Прежде чем излагать свои соображения по поводу некоторых проблем борьбы с наркоманией, хотел бы оговорить, что я категорически против легализации
Высокие темпы роста наркомании в России вызывают тревогу и требуют оценки того, насколько эффективна деятельность правоохранительных органов и насколько действующее законодательство соответствует задачам борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России.
Большинство россиян, читая материалы о значительном росте преступлений, совершенных в сфере оборота наркотиков, не задумываются над вопросом: "А что стоит за этими статистическими данными и насколько достоверно они отражают ситуацию?" И дело не только в том, что, по мнению российских и международных экспертов, официальная статистика по этой проблеме отражает лишь 10 % преступлений от общего числа.
Вызывает тревогу то, что из числа возбужденных и расследуемых уголовных дел большую часть составляют преступления, связанные с приобретением и хранением наркотических средств без цели сбыта, а основная масса осужденных - потребители наркотических средств. Почему же лица, занимающиеся наркобизнесом, составляют столь небольшой процент от числа привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками? Основная причина в том, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков оценивается не по количеству зарегистрированных уголовных дел, возбужденных в отношении наркодельцов, а по общему количеству зарегистрированных преступлений по линии наркомании.
Поэтому показатели успешной борьбы с наркоманией увеличиваются из года в год за счет привлечения к уголовной ответственности прежде всего наркоманов. Также надо иметь в виду, что основным критерием деятельности органов внутренних дел
Этот немудреный процесс происходит во время досмотра доставленных в милицию лиц. У некоторых из них обнаруживают наркотики, как правило, в небольших количествах, и материалы передаются для возбуждения уголовного дела. В свою очередь, и следователи охотно берутся за рассмотрение этих преступлений, так как проведение предварительного следствия тоже не представляет особой сложности, а результаты работы следователей оцениваются по законченным и направленным в суд уголовным делам.
Основная же беда в том, что уголовные репрессии к рассмотренной категории лиц имеют целью только устрашение и не сопровождаются необходимым лечением в местах лишения свободы для тех, у кого уже сформировалась зависимость от наркотических средств. Даже в обычных условиях свободы наркологические государственные учреждения в состоянии оказать помощь 3-5% от общего количества людей, страдающих наркозависимостью. В настоящее время считается, что человек совершил преступление, если незаконно хранил, перевозил, изготовлял наркотики или психотропные вещества в определенных минимальных количествах.
Само это минимальное количество (в законодательстве оно является тем самым "крупным размером", при котором и наступает уголовная ответственность) определяется Постоянным комитетом при Минздраве РФ. И Комитет установил такие минимальные стандарты, которые оказались даже меньше существовавших ранее. Сложившаяся ситуация равносильна тому, что вчера вы знали: нельзя хранить при себе без соответствующего разрешения охотничий нож, являющийся холодным оружием, но перочинный нож вы могли носить без всяких опасений. Потом у вас обнаруживают перочинный нож и любезно сообщают (возбуждая уголовное дело), что теперь и он является холодным оружием. Для большинства наркотиков определены минимальные "крупные размеры" в таких микроскопических дозах, что для обнаружения и изъятия этих количеств необходимо иметь при себе лупу или микроскоп. Кроме того, по непонятным причинам законодатель приравнял к сбыту наркотических и психотропных веществ и такие действия, как незаконное изготовление, переработка, перевозка, пересылка без цели сбыта.
На практике это выглядит следующим образом.
В общем, если
По сведениям российского Минздрава, ежегодный прирост числа детей и подростков, потребляющих наркотики, составляет 110-120%. По данным социологических исследований, уже сегодня около 2,5 млн россиян регулярно потребляют наркотики, а почти 11 млн хоть раз попробовали их. Таким образом, у правоохранительных органов имеется колоссальный человеческий ресурс, чтобы ежегодно улучшать свои показатели по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.